Воспитание гражданской позиции у младших школьников во внеурочной деятельности
|
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы воспитания гражданской позиции у младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.1 Психолого-педагогические исследования вопросов
воспитания гражданской позиции у младших школьников 8
1.2 Условия воспитания гражданской позиции у младших
школьников во внеурочной деятельности 16
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование проблемы воспитания гражданской позиции у младших школьников во внеурочной деятельности 22
2.1 Выявление уровня воспитанности гражданской позиции у
младших школьников 22
2.2 Реализация педагогических условий воспитания
гражданской позиции у младших школьников во внеурочной деятельности 33
2.3 Динамика воспитанности гражданской позиции у младших
школьников во внеурочной деятельности 39
Заключение 46
Список используемой литературы 50
Приложение А Авторские методики исследовательского эксперимента 54
Приложение Б Результаты констатирующего этапа исследования 56
Приложение В Критерии диагностики воспитанности гражданской позиции у младших школьников 57
Приложение Г Результаты контрольного этапа исследования 59
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы воспитания гражданской позиции у младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.1 Психолого-педагогические исследования вопросов
воспитания гражданской позиции у младших школьников 8
1.2 Условия воспитания гражданской позиции у младших
школьников во внеурочной деятельности 16
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование проблемы воспитания гражданской позиции у младших школьников во внеурочной деятельности 22
2.1 Выявление уровня воспитанности гражданской позиции у
младших школьников 22
2.2 Реализация педагогических условий воспитания
гражданской позиции у младших школьников во внеурочной деятельности 33
2.3 Динамика воспитанности гражданской позиции у младших
школьников во внеурочной деятельности 39
Заключение 46
Список используемой литературы 50
Приложение А Авторские методики исследовательского эксперимента 54
Приложение Б Результаты констатирующего этапа исследования 56
Приложение В Критерии диагностики воспитанности гражданской позиции у младших школьников 57
Приложение Г Результаты контрольного этапа исследования 59
Важную роль в процессе воспитания гражданской позиции личности играют патриотизм и социализация. Социализацию и патриотизм можно считать классическими и всегда актуальными темами с точки зрения их научной и социальной значимости. Это следует из нормативных актов, изданных российским правительством.
Воспитание патриотизма у молодежи было приоритетным на протяжении всей истории российского развития. В доказательство этого можно привести ряд примеров, когда русские люди проявляли мужество и героизм. Признание свершившихся побед, чувство гордости за своих соотечественников - все это порождает героическое и мужественное становление молодых людей.
В Российской системе образования предусмотрен комплекс мер по воспитанию гражданской позиции учащихся, направленный на формирование у школьников готовности выполнять гражданский и государственный долг по защите внутренних и внешних интересов своего государства, выполнение социально значимых целей и задач.
Современное общество быстро меняется в условиях социальноэкономического развития и наблюдается экономическая дезинтеграция и духовная девальвация. Это в свою очередь отрицательно влияет на сознание людей, влечет за собой снижение воспитательного воздействия русской культуры, искусства и образования, которые считаются ключевыми составляющими принципа патриотического и гражданского воспитания.
В современном мире становится ясно, что российское патриотическое сознание и гражданская позиция у людей постепенно снижаются, происходит обострение национальных проблем. Понятие «интернационализм» перестало восприниматься как раньше, с полным пониманием и осознанием его значимости в развитии общества.
Патриотическое воспитание отошло на второй план, что недопустимо для развития и становления личности каждого гражданина страны. И только в последние годы происходит осмысление характера гражданского воспитания. Оно стало важной задачей для страны и привлекает большое внимание общественности .
При таком положении ясно, что главной и первоочередной задачей российского образования является решение наиболее острых проблем в системе патриотического воспитания школьников на государственном уровне.
Согласно директивным документам, поправкам к Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023), расширяется понятие образовательного процесса, и определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации младших школьников на основе культурных, духовно-нравственных ценностей общества, принятых в российском обществе правил и норм поведения людей в личных, семейных, общественных и национальных интересах, патриотического сознания, патриотического гражданского воспитания, уважения к памяти защитников Отечества и героическим подвигам, законности и правопорядка, взаимное уважение, уважение к культуре Родины [28].
Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации» определяет патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность государственных органов, институтов гражданского общества, семьи, по формированию у граждан высокого патриотизма, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданских и конституционных обязанностей по защите интересов страны [9].
Проблемой воспитания гражданской позиции школьников занимались в своих работах многие ученые, педагоги и методисты. О педагогической и возрастной психологии и деятельностном походе в воспитании детей говорят
труды Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А. А. Бодалева, Л. С. Выготского и другие. Проблему воспитания гражданской позиции у младших школьников раскрывают Л. В. Байбородова, М. И. Рожков, Е. С. Тютюсова, А. А. Батанова, В. С. Кузнецову, А. Я. Данилюк, А. В. Станкевич и другие....
Воспитание патриотизма у молодежи было приоритетным на протяжении всей истории российского развития. В доказательство этого можно привести ряд примеров, когда русские люди проявляли мужество и героизм. Признание свершившихся побед, чувство гордости за своих соотечественников - все это порождает героическое и мужественное становление молодых людей.
В Российской системе образования предусмотрен комплекс мер по воспитанию гражданской позиции учащихся, направленный на формирование у школьников готовности выполнять гражданский и государственный долг по защите внутренних и внешних интересов своего государства, выполнение социально значимых целей и задач.
Современное общество быстро меняется в условиях социальноэкономического развития и наблюдается экономическая дезинтеграция и духовная девальвация. Это в свою очередь отрицательно влияет на сознание людей, влечет за собой снижение воспитательного воздействия русской культуры, искусства и образования, которые считаются ключевыми составляющими принципа патриотического и гражданского воспитания.
В современном мире становится ясно, что российское патриотическое сознание и гражданская позиция у людей постепенно снижаются, происходит обострение национальных проблем. Понятие «интернационализм» перестало восприниматься как раньше, с полным пониманием и осознанием его значимости в развитии общества.
Патриотическое воспитание отошло на второй план, что недопустимо для развития и становления личности каждого гражданина страны. И только в последние годы происходит осмысление характера гражданского воспитания. Оно стало важной задачей для страны и привлекает большое внимание общественности .
При таком положении ясно, что главной и первоочередной задачей российского образования является решение наиболее острых проблем в системе патриотического воспитания школьников на государственном уровне.
Согласно директивным документам, поправкам к Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023), расширяется понятие образовательного процесса, и определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации младших школьников на основе культурных, духовно-нравственных ценностей общества, принятых в российском обществе правил и норм поведения людей в личных, семейных, общественных и национальных интересах, патриотического сознания, патриотического гражданского воспитания, уважения к памяти защитников Отечества и героическим подвигам, законности и правопорядка, взаимное уважение, уважение к культуре Родины [28].
Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации» определяет патриотическое воспитание как систематическую и целенаправленную деятельность государственных органов, институтов гражданского общества, семьи, по формированию у граждан высокого патриотизма, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданских и конституционных обязанностей по защите интересов страны [9].
Проблемой воспитания гражданской позиции школьников занимались в своих работах многие ученые, педагоги и методисты. О педагогической и возрастной психологии и деятельностном походе в воспитании детей говорят
труды Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А. А. Бодалева, Л. С. Выготского и другие. Проблему воспитания гражданской позиции у младших школьников раскрывают Л. В. Байбородова, М. И. Рожков, Е. С. Тютюсова, А. А. Батанова, В. С. Кузнецову, А. Я. Данилюк, А. В. Станкевич и другие....
Изучение теоретических основ воспитания гражданской позиции у младших школьников во внеурочной деятельности позволило определить, что воспитание гражданских качеств личности у учащихся начальных классов представляет собой сложный процесс, предполагающий усвоение обучающимися социально значимых понятий, ценностей, норм, правил установленные обществом и подобающего отношения к ним, а так же отношение маленького человека к событиям, к социальной среде в которой развивается ребенок. Было определено, что гражданское воспитание формирует гражданскую позицию учащегося начальных классов, неотъемлемой частью которой является гражданская активность и выполнение социально значимых обязанностей, другими словами - социально ориентированная деятельность, а развитие национального самосознания стало основной целью гражданско-патриотического воспитания младших школьников.
Основными критериями процесса воспитания гражданской позиции у младших школьников выступают - когнитивно-интеллектуальный, мотивационно-оценочный и деятельностно-поведенческий.
Основными показателями качества воспитанности гражданской позиции младших школьников показатели усвоения обучающимися социально значимых понятий, ценностей; отношение младшего школьника к событиям, обществу и нравственным устоем и нормам государства; гражданская активность с соблюдением правил; выполнение младшим школьником социально значимых обязанностей.
Учащиеся начальных классов отличаются эмоциональной отзывчивостью, у них достаточно развит процесс восприятия, именно этот процесс помогает формированию с раннего школьного возраста национальной сознательности и гражданской ответственности.
Возрастные особенности учащихся начальных классов способствуют формированию опыта поведения в обществе, согласно правилам и нормам нравственного и патриотического уклада государства. Важным является то, что для воспитания гражданской позиции у младшего школьника необходимы специально созданные условия, где ребенок способен проявлять собственные усилия под влиянием социальной среды, осознавая необходимого для формирования гражданственности понятия «долга перед Родиной».
К концу младшего школьного возраста гражданская позиция у ребенка становится более дифференцированной и осознанной.
Вместе с тем было выявлено, что одним из эффективных воспитывающих средств, в том числе и для воспитания гражданской позиции у младших школьников является внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность способна дать ребенку возможность выбрать для занятия интересное дело по душе, и в тоже время является важным инструментом воспитания социальных и гражданских навыков у младшего школьника.
Внеурочная деятельность воспитывает маленького гражданина, формирует позитивное отношение к жизни, способствует принятию ответственных решений, корректирует поведенческие аспекты у учащихся начальных классов.
В связи с этим во внеурочную деятельность могут быть включены различные игры и конкурсы, предусматривающие различные приемы воспитания гражданской позиции у младших школьников с целью усвоения детьми социально значимых понятий, ценностей в игровой форме. При этом важным условием организации игровой деятельности в воспитании гражданской позиции является создание благоприятной эмоциональной атмосферы, для успешного проявления гражданской активности и стремления учащимся к выполнению социально значимых обязанностей.
На базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №10» города Ефремова, Тульской области было проведено опытно-экспериментальное исследование проблемы воспитания гражданской позиции у младших школьников во внеурочной деятельности....
Основными критериями процесса воспитания гражданской позиции у младших школьников выступают - когнитивно-интеллектуальный, мотивационно-оценочный и деятельностно-поведенческий.
Основными показателями качества воспитанности гражданской позиции младших школьников показатели усвоения обучающимися социально значимых понятий, ценностей; отношение младшего школьника к событиям, обществу и нравственным устоем и нормам государства; гражданская активность с соблюдением правил; выполнение младшим школьником социально значимых обязанностей.
Учащиеся начальных классов отличаются эмоциональной отзывчивостью, у них достаточно развит процесс восприятия, именно этот процесс помогает формированию с раннего школьного возраста национальной сознательности и гражданской ответственности.
Возрастные особенности учащихся начальных классов способствуют формированию опыта поведения в обществе, согласно правилам и нормам нравственного и патриотического уклада государства. Важным является то, что для воспитания гражданской позиции у младшего школьника необходимы специально созданные условия, где ребенок способен проявлять собственные усилия под влиянием социальной среды, осознавая необходимого для формирования гражданственности понятия «долга перед Родиной».
К концу младшего школьного возраста гражданская позиция у ребенка становится более дифференцированной и осознанной.
Вместе с тем было выявлено, что одним из эффективных воспитывающих средств, в том числе и для воспитания гражданской позиции у младших школьников является внеурочная деятельность.
Внеурочная деятельность способна дать ребенку возможность выбрать для занятия интересное дело по душе, и в тоже время является важным инструментом воспитания социальных и гражданских навыков у младшего школьника.
Внеурочная деятельность воспитывает маленького гражданина, формирует позитивное отношение к жизни, способствует принятию ответственных решений, корректирует поведенческие аспекты у учащихся начальных классов.
В связи с этим во внеурочную деятельность могут быть включены различные игры и конкурсы, предусматривающие различные приемы воспитания гражданской позиции у младших школьников с целью усвоения детьми социально значимых понятий, ценностей в игровой форме. При этом важным условием организации игровой деятельности в воспитании гражданской позиции является создание благоприятной эмоциональной атмосферы, для успешного проявления гражданской активности и стремления учащимся к выполнению социально значимых обязанностей.
На базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №10» города Ефремова, Тульской области было проведено опытно-экспериментальное исследование проблемы воспитания гражданской позиции у младших школьников во внеурочной деятельности....





