Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание у младших школьников ценностного отношения к людям иной национальности на уроках литературного чтения

Работа №138358

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2023
Стоимость4730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы воспитания у младших школьников ценностного отношения к людям иной национальности на уроках литературного чтения 8
1.1 Проблема воспитания у младших школьников ценностного отношения к людям иной национальности в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Педагогические условия воспитания ценностного отношения к людям иной национальности на уроках литературного чтения в начальной школе 15
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по воспитанию у младших школьников ценностного отношения к людям иной национальности на уроках литературного чтения 21
2.1 Выявление уровня воспитанности у младших школьников ценностного отношения к людям иной национальности 21
2.2 Реализация содержания и педагогических условий воспитания ценностного отношения к людям иной национальности на уроках литературного чтения в начальной школе 41
2.3 Динамика уровня воспитанности у младших школьников ценностного отношения к людям иной национальности 47
Заключение 61
Список используемой литературы 66
Приложение А Характеристика выборки исследования 69
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 70
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 72

Концепция модернизации российского образования на период до 2025 года определяет цели образования в Российской Федерации. Данные цели сформулированы исходя из необходимости вырабатывать у детей целостную систему универсальных учебных действий, в которую обязательно должны входить навыки гражданской ответственности, сознательности, знание своих прав и свобод, то есть правовые знания, а также навыки толерантности, основу которых составляет ценностное отношение к людям иной национальности. В данных условиях основная роль воспитания у младших школьников ценностного отношения к людям иной национальности ложится на педагогов начального образования.
Ценностное отношение к людям иной национальности формируется в ходе работы над воспитанием толерантности, под которой понимается терпимость разного толка миропониманиям на религиозной почве, которые отличаются от установок самого человека. Для истинной терпимости к чужому человеку необходимо не только полностью понимать его чувства и образ мыслей, но и самому уметь прочувствовать все тонкости эмоциональных переживаний оппонента.
Проблемой формирования воспитания у младших школьников ценностного отношения к людям иной национальности занимались Л.В. Байбородова, Г.Л. Бардиер, М.Н. Рожков и др.
Уроки литературного чтения выступают традиционным, широко применяемым средством воспитания у младших школьников ценностного отношения к людям иной национальности. В ходе деятельности на данном уроке педагог может регулировать и направлять все аспекты деятельности школьников, направленной на формирование ценностного отношения к людям иной национальности.
Проблемой воспитания у младших школьников ценностного отношения к людям иной национальности на уроках литературного чтения занимались такие авторы как: В.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, В.Г. Белинский, М.И. Богомолова, Т.Н. Бузаева, Е.Н. Водовозова, В.А. Сухомлинский, А.П. Усова, К.Д. Ушинский и другие ученые.
Таким образом, проведенным нами анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций по проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью воспитания у младших школьников ценностного отношения к людям иной национальности и недостаточной разработанностью педагогических условий воспитания у младших школьников ценностного отношения к людям иной национальности на уроках литературного чтения.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы педагогические условия уроков литературного чтения в воспитании у младших школьников ценностного отношения к людям иной национальности?..

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив теоретические основы воспитания у младших школьников ценностного отношения к людям иной национальности на уроках литературного чтения, мы сделали вывод, что ценностные отношения - это особенная психологическая дефиниция, которая выражает все многообразие и сложность отношений человека к предметам и явлениям среды, которая данного индивида окружает. Ценностное отношение к людям иной национальности формируется в ходе работы над воспитанием толерантности, под которой понимается терпимость к разного толка миропониманиям на религиозной почве, которые отличаются от установок самого человека. В основе воспитания ценностного отношения к людям иной национальности лежит воспитание уважения к национальным традициям и идеям. Ключевым фактором формирования у младших школьников ценностного отношения к людям иной национальности выступает эффективное и эмоционально насыщенное общение ребенка со значимыми взрослыми. Так как дети не только эмоционально зависят от окружающих их взрослых, но и полностью копируют их в плане эмоциональных реакций на те или иные события, именно взрослые обуславливают становление ценностного отношения к людям иной национальности у младших школьников. Выделяют следующие педагогические условия воспитания ценностного отношения к людям иной национальности на уроках литературного чтения в начальной школе: осуществлять воспитательный процесс с применением игровых заданий, направленных на воспитание ценностного отношения к людям иной национальности; использовать театрализацию прочитанных произведений на тему дружбы с людьми иной национальности; организовать работу с родителями по вопросу воспитания у младших школьников ценностного отношения к людям иной национальности на уроках литературного чтения.
На констатирующем этапе у 40% детей экспериментальной группы можно диагностировать низкий уровень воспитанности у младших школьников ценностного отношения к людям иной национальности. Такой школьник не демонстрирует знания и умения грамотно объяснить основы православной, мусульманской культур: народных праздников, игр, обычаев. Он не может сказать, какой национальности он сам, чем различные национальности могут отличаться, а в чем быть похожими. Народных праздников не называет, интереса или положительного отношения к ним не проявляет, праздники других народов также перечислить не может. Народных игр не знает, героев народных сказок вспомнить не может. Представление об обычаях скудное, может назвать обычай, но раскрыть его содержание не в состоянии. У школьника отсутствует понимание необходимости уважения к национальным традициям и идеям. Он не знает, что такое национальные традиции и не считает, что они могут быть важны. Отношение к традициям, идеям нейтральное или негативное. Школьник не может обосновать свою оценку эмоций другого человека иной национальности, путает названия первичных эмоций, пытается отвечать наугад. Рассказать, что чувствует другой человек иной национальности, не пытается. Он не демонстрирует навыка высказываться толерантно по отношению к другому человеку, при этом не ослабляя собственной мировоззренческой позиции; готовности спокойно и толерантно принять и понять высказывания других людей, а также наличие умения находить компромисс; навык терпеливого, толерантного поведения в условиях конфликтного напряжения...


1. Агафонова Г. Н. Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Образование и воспитание. 2021. № 1 (32). С. 17-18.
2. Артемьева В. А., Данилова М. В. Анализ понятия «толерантность» в современной научной литературе // Молодой ученый. 2023. №2. С. 471-474.
3. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 1. С. 96-101.
4. Батаева А. И. Модель формирования нравственных ориентиров младших школьников на уроках литературного чтения // Молодой ученый. 2023. № 20 (467). С. 162-165
5. Батрак Я. А. Развитие толерантности младших школьников. Братск: ГИМНЦ, 2020. 97 с.
6. Берестовицкая С. Э. и др. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Лучшие практики внеурочной деятельности. М: Издательство «Сатисъ», 2022. - 215 с.
7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ, 2018. 352 с.
8. Ветчанинова Е. Ю. Классические и современные средства поликультурного воспитания в школе // Молодой ученый. 2020. № 32 (322). С. 146-149.
9. Гравина И. В. Духовно-нравственное воспитание: учебное пособие. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2020. 104 с
10. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2020. 406 с.
11. Киселева Э. А. Уважение к народным традициям // Начальная школа. 2020. № 3. С. 23-24.
12. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2021. - 138 с.
13. Манжосова В. В. Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО // Молодой ученый. 2019. № 39 (277). С. 248-250.
14. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 2019. 374 с.
15. Павлючкова Е. Ф. Модель формирования ценностно-смысловых установок младших школьников на уроках литературного чтения // Молодой ученый. 2018. № 39 (225). С. 181-184..(21)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ