Работа в формате PDF
Введение 3
Глава 1 Организационно-правовые основы государственного управления высшим образованием в Российской Федерации 8
1.1 Правовые основы и принципы государственного управления высшим образованием 8
1.2 Структура системы государственного управления высшим образованием 16
Глава 2 Государственная регламентация образовательной деятельности в области высшего образования 25
2.1 Лицензирование образовательной деятельности в области высшего образования 25
2.2 Государственная аккредитация образовательной деятельности в области высшего образования 41
2.3 Государственный контроль (надзор) в сфере высшего образования 54
Глава 3 Вопросы и практика управления высшим образованием. Основные направления совершенствования 71
3.1 Проблемы и практика мониторинга высшего образования 71
3.2 Основные направления цифровой трансформации высшего образования 80
Заключение 85
Список используемой литературы и используемых источников 90.
Актуальность темы магистерской диссертации. В ст. 43 Конституции Российской Федерации [23] право на образование закреплено как фундаментальное право каждого, являющееся основой развития государства и общества. Часть 3 указанной конституционной нормы провозглашает право каждого на получение непосредственно высшего образования на конкурсной основе. Получение высшего образование обозначено в одном из ежегодных посланий Президента страны «мощным стимулом развития страны». В связи с чем, В.В. Путиным поставлена наряду с обновлением всей системы высшего образования, задача ликвидации барьеров для образовательной мобильности граждан [40]. Одним из путей решения обозначенной задачи провозглашено массовое развитие дистанционного образования и как следствие цифровая трансформация высшего образования в целом. В сфере развития цифровых образовательных сервисов в России, ключевыми проблемами являются устаревание программ до момента окончания получения высшего образования и разная степень доступности к цифровым сервисам. На решение обозначенных проблем направлена Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования [107]. Однако цифровая трансформация не является единственной проблемой и актуальным направлением развития высшего образования. Проводимые реформы контрольно-надзорной деятельности затрагивают и сферу высшего образования, направленные на повышение качества образования. Одними из форм контрольно-надзорной деятельности являются аккредитация и лицензирование образовательной деятельности, правовое регулирование которых не является совершенным. По данным Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2022 года зарегистрировано 722 4 организации, осуществляющие деятельность в сфере высшего образования [100]. В современных условиях технологических вызовов все более возрастает спрос в высококвалифицированных специалистах. В связи с чем, качество образования становится одной из приоритетных задач развития системы высшего образования. Для решения данной задачи в административную практику введена была процедуры мониторинга, являющегося механизмом публичного управления, предполагало правовое опосредование оптимизации системы образования в целом, повышение качества образовательных услуг. Однако по сей день остается неясным порядок осуществления мониторинга, не установлен перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, нормативно не установлены показатели его эффективности и методика их расчета. В целом, не определено правовое положение мониторинга в системе правовых институтов. Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод об актуальности исследования государственного управления в области высшего образования в Российской Федерации, имеющее научно-теоретическое и практическое значение. Степень разработанности темы исследования. В силу многогранности и междисциплинарного характера отношений, связанных с государственным управлением в области высшего образования, различные аспекты исследуются учеными в рамках социологии образования [7]; [27]; [102], философских и культурологических основ образования [139] и других дисциплин [141]; [144]. В то же время в силу общественной важности государственное управление в сфере высшего образования имеет самостоятельный предмет исследования и изучается в рамках государственного управления [68], образовательного права [33]. Ученые исследуют контрольно-надзорную деятельности в системе образования [25], мониторинг высшего образования [18]; [26]; [136], лицензирование [24] и государственная аккредитация образовательной деятельности в сфере высшего образования [101]....
Проведенное в рамках данной магистерской диссертации исследование позволяет сделать ряд выводов и предложений. Во-первых, правовые основы государственного управления высшим образованием заложены в комплексе нормативных правовых актов федерального и регионального значения. Обеспечение права на образование зависит от разработанности законодательной и нормативной базы, что является одной из важнейших функций государства в лице уполномоченных органов. Базовым законом в сфере образования, устанавливающий правовые и организационные основы реализации права на образование, закрепляющий государственные гарантии прав и свобод человека в сфере образования является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, который имеет прямое действие на отношения, возникающие в сфере образования и распространяется на всех субъектов, осуществляющих образовательную деятельность. В области правового обеспечения государственного управления в сфере образования важное место отводится подзаконному нормотворчеству. Подзаконными нормативными правовыми актами утверждена дорожная карта развития высшего образования, утверждаются федеральные образовательные стандарты высшего образования. В связи с чем, можно сделать вывод о чрезвычайной монополизированности сферы высшего образования и избыточным ее государственным регулированием, что не гарантирует качество высшего образования. Рассматривая принципы государственного управления высшим образованием, обращено внимание на то, что в ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ установлены принципы государственной политики в сфере образования, среди которых принцип недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере образования. Однако на практике реализация данного принципа осложняется в связи с тем, что имеет место быть 86 фактическая конкуренция между образовательными программами, факультетами, кафедрами и т.п. Поэтому, целесообразно из п. 11 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ исключить слово «конкуренция»; Непосредственно принципы государственного управления образованием закреплены в ч. 1 ст. 89 Федерального закона № 273-ФЗ. Итак, государственное управление в сфере высшего образования должно осуществляться в соответствии с принципами законности, демократии, автономии образовательной организации, информационной открытости и учета общественного мнения. Во-вторых, в сфере высшего образование государственное управление осуществляют Министерство науки и высшего образования РФ и Рособрнадзор. Организационная структура Рособрнадзора позволяет осуществлять не только лицензирование и государственную аккредитацию образовательных организаций, но и выполнять нормотворческие функции в рамках возложенных полномочий. С целью обеспечения нормотворческих полномочий в Рособрнадзоре создана и действует Комиссия по нормативноправовому регулированию, в состав которой входят сотрудники профильных управлений. Государственное управление высшим образованием на уровне субъекта Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Полномочия в сфере управления образованием осуществляют только органы исполнительной власти. Однако за некоторыми органами государственной власти, не являющимися исполнительными на уровне федерального законодательства также закреплены полномочия в сфере осуществления образовательной деятельности. В-третьих, лицензирование является методом государственного управления, оказывающий влияние на правоспособность юридического лица. Обращено внимание на подп. «д» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, в котором установлено требование, предъявляемое к соискателю лицензии, как наличие специальных условий для 87 получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Однако законодатель оставляет без внимания данный вопрос, не устанавливая перечень минимальных условий, которые должны быть созданы для лиц с ограниченными возможностями здоровья....
1. Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В. и др. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 2023.
2. Бланков А.С., Топоркова М.К. О некоторых проблемах нормативноправового регулирования организации и функционирования сферы высшего образования // Административное право и процесс. 2020. № 2. С. 68 - 71.
3. Воронцова Н.Л. Взаимодействие и сотрудничество как принцип политики в сфере образования // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 1. С. 40 - 43.
4. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. 05 апреля. № 67.
5. Глушко Е. Правовое регулирование лицензирования // Закон. 2001. № 10. С. 12-16.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
7. Григорьев С.И., Матвеев Н.А. Неклассическая социология образования XXI века. Барнаул, 2001. 212 с.
8. Демичев Г.Д. Стратегия цифровой трансформации высшего образования: цели, задачи, направления развития // Управление образовательной организацией. 2021. № 8. С. 2 - 13.
9. Доклад Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки о лицензировании образовательной деятельности в 2021 году [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://obrnadzor.gov.ru/orosobrnadzore/ (дата обращения: 15.10.2023).
10. Закон РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 (ред. от 04.08.2023) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 1992. 30 апреля. № 100. 91
11. Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 (ред. от 04.08.2023) «О государственной тайне» // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220-8235.
12. Закон Самарской области от 22.12.2014 г. № 133-ГД (ред. от 06.07.2023) «Об образовании в Самарской области» // Волжская коммуна. 2014. 24 декабря. № 339 (29191).
13. Из интервью руководителя Рособрнадзора А. Музаева. Опубликовано 2 марта 2022 г. https://obrnadzor.gov.ru/news/novye-pravilaakkreditaczii-obrazovatelnoj-deyatelnosti-vstupili-v-silu (дата обращения: 21.09.2023).
14. Информационно-аналитическая справка «О работе с обращениями граждан в министерстве образования и науки Самарской области в 2022 году» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://educat.samregion.ru/activity/otchety/informaczionno-analiticheskayaspravka-po-rabote-s-obrashheniyami-grazhdan-ministerstva-obrazovaniya-i-naukisamarskoj-oblasti-za-2021-god/ (дата обращения: 15.09.2023).
15. Итоговый отчет Министерства образования и науки Самарской области о результатах анализа состояния и перспектив развития системы высшего и дополнительного профессионального образования за 2021 год [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://educat.samregion.ru/category/activity/ (дата обращения: 15.10.2023)....144