Работа в формате PDF
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы организации и правовой деятельности избирательных органов в Российской Федерации 9
1.1 Понятие и элементы конституционно-правового статуса избирательных комиссий в Российской Федерации 9
1.2 Роль и значение деятельности избирательных органов в субъектах Российской Федерации 16
1.3 Конституционно-правовые основы взаимодействия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации 27
Глава 2 Конституционно-правовое регулирование статуса и практики правоприменительной деятельности избирательных комиссий в Республике Саха (Якутия) 47
2.1 Принципы и функции организации и деятельности избирательных комиссий в Республике Саха (Якутия) 47
2.2 Полномочия, ответственность, гарантии деятельности избирательных комиссий в Республике Саха (Якутия) 55
2.3 Особенности конституционно-правового регулирования статуса избирательных комиссий в Республике Саха (Якутия) и направления развития избирательного законодательства 61
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 79
Приложение А Система избирательных комиссий Российской Федерации 86
Приложение Б Основные принципы деятельности системы избирательных комиссий 87
Актуальность рассмотрения вопросов касаемых темы исследования определяется тем, что от правового обеспечения статуса избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации зависит повышение лояльности граждан, а также обеспечение заявленных в Конституции Российской Федерации постулатов, определяющих возможность принимать участие в свободных и демократичных выборах, на основе системы независимых избирательных органов обеспечивающих всеобщее, равное и прямое избирательное право. В этой связи в правовом поле осуществляется непрерывная деятельность, обеспечивающая совершенствование процессов регламентации механизмов и избирательных процедур. Научная новизна проводимого исследования определяется сложностью, противоречивостью законодательства в области рассмотрения правового статуса избирательных комиссий субъекта Российской Федерации, наличием существенных различий в научно-правовых подходах, а также отсутствием единообразия судебной практики в рассматриваемой сфере отношений. Объектом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами права, возникающие в процессе рассмотрения правового статуса избирательных комиссий субъекта Российской Федерации. Предметом исследования являются конституционно-правовые аспекты, регулирующие статус избирательных комиссий субъекта Российской Федерации, а также научные исследования в данной области. Цель исследования заключается в исследовании конституционно-правовых аспектов, регулирующих статус избирательных комиссий субъекта РФ, а также разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере. Гипотеза исследования состоит в том, что проблемы конституционно-правового статуса избирательных комиссий субъекта РФ могут быть устранены, если:
1. Принципы деятельности избирательных комиссий будут опираться на правовые постулаты наддающие субъект избирательных правоотношений, как государственно-общественную структуру, коллегиального характера, не относящуюся ни к одной из ветвей власти в силу независимости.
2. Приведение правовых документов на федеральном и региональном уровнях к единообразию, позволит устранить коллизионные моменты в судебной практике организации и деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Неуклонное соблюдение федерального законодательства и легитимность региональных правовых решений, основанных на соблюдении главного закона страны – Конституции РФ [1] и главного закона Республики Саха (Якутия) [2], является ключевым условием реализации прав граждан на честные выборы, в рамках которых каждый гражданин имеет право быть избирателем и быть избранным.
4. Использование практики деятельности конституционных судов субъектов Российской Федерации позволят не допускать ошибок в правовой регламентации споров на уровне регионов ввиду схожести правовых моделей регулирования деятельности избирательных комиссий в большинстве субъектов Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Раскрыть понятие и элементы конституционно-правового статуса избирательных комиссий в Российской Федерации; Определить роль и значение деятельности избирательных органов в субъектах Российской Федерации; Рассмотреть конституционно-правовые основы взаимодействия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации; Описать принципы и функции организации и деятельности избирательных комиссий в Республике Саха (Якутия);
5 Выделить полномочия, ответственность, гарантии деятельности избирательных комиссий в Республике Саха (Якутия); Рассмотреть особенности конституционно-правового регулирования статуса избирательных комиссий в Республике Саха (Якутия) и направления развития избирательного законодательства…
Подводя итог исследования, рассматривающего избирательные комиссии субъекта РФ: проблемы конституционно-правового статуса следует сгруппировать ключевые выводы. Политические системы и демократические процессы являются жизненно важной нитью в структуре любой нации. В основе этих систем лежат законы и нормативные акты о выборах, тщательно разработанные для обеспечения свободных и справедливых выборов. Хранителями этих законов являются избирательные комиссии – органы, на которые возложен надзор за избирательным процессом и его осуществление. Рассмотренные понятие и элементы конституционно-правового статуса избирательных комиссий в Российской Федерации выявили, что современные исследователи, используя различные трактовки, приходят к пониманию, что определение статуса избирательных комиссий должно опираться на принципах наделения данного субъекта избирательных правоотношений как государственно-общественной структуре, коллегиального характера, не относящегося ни к одной из ветвей власти в силу независимости. Деятельность избирательных комиссий в Российской Федерации имеет огромное значение для осуществления честных, беспристрастных и открытых выборов. От эффективности реализации данного механизма зависит не только судьба отдельных граждан страны, но и в целом, эффективность государственности основанной на демократических принципах. Эти принципы включают всеобщее избирательное право, равные, свободные, справедливые и открытые (транспарентные) выборы и тайное голосование. Общие цели избирательных комиссий сводятся к надзору за независимым, справедливым и прозрачным процессом выбором, который обеспечивает свободное волеизъявление избирателей, что означает, возможность определения универсально применимых стандартов, относящихся к этим органам. 74 Эффективное управление избирательными органами требует наличия инклюзивных, устойчивых, справедливых и независимых институтов, которые включают, в частности, органы по управлению выборами, обладающие легитимностью для обеспечения соблюдения правил и обеспечения справедливости при сотрудничестве политических партий и граждан. Субъекты Российской Федерации имеют право на установление и функционирование своих собственных органов государственной власти, включая законодательный (парламент), исполнительный (правительство) и судебный органы. Конституция Российской Федерации устанавливает основы федерального структурирования и распределения властных полномочий между федеральным центром и субъектами. В практике законодательного процесса Республики Саха (Якутия) используется традиционный подход, ориентированный на определённые группы общественных отношений основывающихся на конституционном праве, а наличие в субъекте собственной Конституции не означит, что в республике образовывается новая, отличная от федеральной иерархия законов. В этой связи главный закон Республики Саха (Якутия) занимает по отношению к Конституции Российской Федерации подчиненное положение. Система избирательных комиссий в Республике Саха (Якутия) опирается на специальные правовые принципы, к числу которых относятся процессуальные правовые принципы и материально-правовые принципы. Правовые принципы служат фундаментом, лежащим в основе правовой системы Российской Федерации, и играют решающую роль в формировании и обеспечении основы для надлежащего функционирования права. Эти принципы служат краеугольным камнем для создания, толкования и применения законов, обеспечивая правосудие и беспристрастность судебных решений. Процессуальные правовые принципы необходимы для защиты прав отдельных лиц и обеспечения того, чтобы правовая система функционировала прозрачно, справедливо и эффективно….
1. Конституция РФ, принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием (в редакции от 04 октября 2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 31, 04.08.2014, ст.4398
2. Конституция (основной закон) Республики Саха (Якутия) (в ред. от 24.11.2022) // Якутские ведомости, № 7, 26.04.1992. Текст документа от 17.10.2002
3. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 № 20-ФЗ (в редакции от 29 мая 2023 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 8, 24.02.2014, ст.740
4. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19-ФЗ (в редакции от 29 мая 2023 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 2, 13.01.2003, ст.171
5. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (в редакции от 31 июля 2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 24, 17.06.2002, ст.2253
6. Федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ (в ред. от 30.12.2021, с изм. от 14.07.2022) «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200505/66b62bacb1753323c 20c35f00f2bfce2267909d8/?ysclid=lnapxn9a7p313899311, дата обращения 03.10.2023.
7. Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» № 414-ФЗ (с изм. от 04.08. 2023) // СЗ РФ. 2021. № 52 (часть 1). Ст. 8973. 80
8. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 183-ФЗ (ред. от 15.10.2020) «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 26 (часть 1). Ст. 3852.
9. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
10. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005 (утратил силу).
11. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 903
12. Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 394-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» // СЗ РФ. 2020. № 50 (часть 3). Ст. 8039.
13. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
14. Федеральный конституционный закон от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» // СЗ РФ. 2020. № 50 (часть 1). Ст. 8029.
15. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.....59