Введение
Глава 1 Бизнес-ассоциации и их роль в развитии предпринимательства
1.1 История развития бизнес-ассоциаций.
1.2. Бизнес-ассоциации: понятие и экономическая роль
Глава 2 Бизнес-ассоциации, как представительство интересов бизнеса
2.1 Процесс становления бизнес-ассоциаций в странах Запада
2.2. Основные направления деятельности бизнес-ассоциаций в РФ
2.3. Анализ современных исследований, изучающих роль бизнес-ассоциаций в
процессах модернизации в России
Глава 3 Анализ взаимодействия бизнес-ассоциаций и предприятий в России
3.1 Изучение бизнес-ассоциаций с позиции представителей бизнес-структур ................. 35
3.2. Проблемы бизнес-ассоциаций Санкт-Петербурга глазами их руководителей
3.3 Основные рекомендации для представителей бизнес-ассоциаций и бизнес структур
Заключение
Список литературы
Приложение 1 Процесс становления бизнес-ассоциаций в России и за рубежом
Приложение 2 Сравнительная таблица головных бизнес-ассоциаций России
Приложение 3 Интервью с Вице-президентом «Деловой России» Минеевой Татьяной
Вадимовной
Приложение 4 Интервью с заместителем исполнительного директора «Опоры России»
Барановой Тамарой Александровной
Приложение 5 Интервью с директором «Торгово-Промышленной Палаты» Радион Татьяной
Михайловной
Приложение 6 Интервью с директором по внешнеэкономическим связям «Союза
Промышленников и Предпринимателей» Валентиком Валерием Антоновичем ................... 103
Приложение 7 Опрос представителей бизнес-структур
Приложение 8 Влияние членства в конкретной бизнес-ассоциации на активность оказания
помощи со стороны представителей власти
Приложение 9 Влияние членства в конкретной бизнес-ассоциации на вид получаемой
помощи от государства
Приложение 10 Влияние членства в конкретной бизнес-ассоциации на активность поддержки
государства
Приложение 11 Доля предприятий с различными характеристиками среди фирм,
участвующих в головных бизнес-ассоциациях
Приложение 12 Влияние характеристик предприятия на членство в конкретной бизнесассоциации
Приложение 13 Сравнение спектра наиболее популярных у предприятий услуг,
предоставляемых бизнес-ассоциациями
Приложение 14 Влияние бизнес ассоциаций на удовлетворенность членов
предоставляемыми услугами
Приложение 15 Анализ взаимодействия предприятий и бизнес-ассоциаций..
Становление институтов взаимодействия государства и бизнеса имеет глубокую
историю, корнями уходящую во времена средневековья и античности, сейчас их активное
формирование является одной из тенденций развития современной экономики. В
соответствии с каждым периодом исторического развития бизнес-ассоциации имели свое
значение, с присущими ему характеристиками, функциями и механизмами управления,
начиная от союзов ремесленников в Древней Греции, корпораций торговцев в средневековой
Европе и гильдий и заканчивая современными многофункциональными институтами
взаимосвязи бизнеса и государства. В настоящее время бизнес-ассоциации необходимы для
поддержания эффективной системы жизнеобеспечения общества, решения ряда
стратегических, социальных и экономических задач, а так же для рационального
распределения рисков между публичной властью и частным предпринимательством.
Взаимоотношения бизнеса и власти – всегда отличались нестабильностью, так как они
находятся в прямой зависимости от множества факторов, таких как: тип политической
системы, режим правления, постоянная смена приоритетов, механизмов и методов
взаимодействия, обусловленных историческим развитием. В России, бизнес-ассоциации
продолжают формировать многоуровневую систему отношений между бизнесом и властью,
важной частью которого является институализация диалога государства и бизнес структур.
В наше время бизнес-ассоциации - это важнейший многофункциональный институт
объединяющий предпринимателей. Среди существующих бизнес-ассоциаций выделяют
ассоциации бизнеса, торговые палаты и союзы работодателей.
Сегодня, бизнес-ассоциации не конкурируют друг с другом за членскую базу, а
активно сотрудничают, разделяя общие цели. Так, ассоциации бизнеса организовывают
обучение персонала, общими силами контролируют качество товаров и услуг, а так же
обмениваются опытом и разрабатывают общие стратегии. Все это свидетельствует о
сформированности данного института.
Также, бизнес-ассоциации разрабатывают и реализуют проекты, объединяющие и
поддерживающие бизнес. Находясь в постоянной взаимосвязи с государством ассоциации
направляют и координируют бизнес, обеспечивая его стабильность и безопасность, а так же
формируют его имидж. Важной функцией, которая появилась не так давно, стало
лоббирование законов и ОРВ-оценка регулирующего воздействия.
На разных исторических этапах, бизнес-ассоциации имели соответствующую роль,
направление деятельности и степень независимости. Так, в начале 90-х годов, в России,5
бизнес-ассоциации характеризовались слабой организацией и высокой политизированностью
деятельности, однако спустя десятилетие бизнес-сообщества стали отличаться
независимостью, защищая и поддерживая бизнес, с помощью диалога с государством.
Проведено множество исследований и анализов, целью которых стало изучение факторов,
влияющих на участие предприятий в бизнес-ассоциациях, а также тех выгод, которые
получают предприятия от членства в ассоциациях. Проведение таких исследований остается
актуальными из года в год, в связи с динамичностью развития экономических и
политических институтов, а так же внешней среды.
Теоретическая проработанность темы.
Изучению бизнес-ассоциаций посвящено большое количество иностранной литературы,
однако для России ситуация сложилась иным образом и большинство исследований
основано на прямых запросах самих бизнес-ассоциаций. Не изученным остается их
историческое развитие, которое позволило бы выявить тренд и создать прогноз для развития,
так же не уделено внимание изучению структуре ассоциаций, направлениям их деятельности
и их взаимодействию с другими субъектами рынка. Существуют единичные исследования в
области политологии и экономики, написанные Яковлевым А., Говоруном А. и несколькими
другими авторами, что явно составляет малую часть возможного изучения.
Объект исследования:
Бизнес-ассоциации
Предмет исследования:
Взаимодействие с предприятиями
Цели:
Создать рекомендации для бизнес-ассоциаций в целях совершенствования их
взаимодействия с представителями бизнеса.
Задачи:
1. Рассмотреть историю становления бизнес-ассоциаций для анализа их развития
2. Рассмотреть виды, формы, типы модели бизнес-ассоциаций;
3. Изучить взгляды ученых о экономической роли бизнес ассоциаций;
4. Провести институциональный анализ ассоциаций бизнеса в России и за рубежом;
5. Провести ряд опросов с представителями бизнеса и проанализировать результаты
6. Провести ряд интервью с представителями бизнес-ассоциаций
7. Систематизировать полученные данные, провести анализ данных: сферы деятельности
предприятий-членов бизнес-ассоциаций, особенностей внутренних характеристик
предприятий, являющихся членами бизнес-ассоциаций, анализ взаимодействия6
предприятий-членов бизнес-ассоциаций с представителями власти, анализ услуг
предоставляемых бизнес-ассоциациями, анализ основных проблем бизнес-ассоциаций.
8. Создать ряд рекомендаций для представителей бизнес-ассоциаций и бизнес структур с целью
совершенствования их взаимодействия с представителями бизнеса
Методологическую основу работы составили источники:
1. Классическая экономическая школа (Вебер М., Смит А.), описавшая историю становления
бизнес ассоциаций;
2. Зарубежные исследователи Олсон М., Спиллман Л., Донер Р., Шнайдер Б., Пилгрим М.,
Мейер Р., описавшие различия между бизнес-ассоциациями разных стран и разных
периодов, а так же влияние экономико-политической обстановки на их развитие.
3. Зарубежные исследователи, чьи труды посвящены изучению российский бизнес структур:
Дуванова Д. Фрай Т. Пайл В.
4. Российские ученые: Попандопуло А.И. А. Яковлев, А. Зудин, В. Голикова, Гончар К.,
Кузнецов Б. Проанализировавшие структуру бизнес-ассоциаций и современные проблемы
связанные с деятельностью ассоциаций в России;
Структура работы:
Работа состоит из трех глав. Первая глава состоит из двух параграфов, вторая и
третья – из трех. Работа состоит из 131 стр., 30 таблиц и 13 рисунков. Список литературы
состоит из 42 наименований, включая статьи, журнальные публикации и 11 источников на иностранном языке.
Бизнес ассоциации – неотделимая часть современного общества. Они многообразны
по формам, видам, структуре. Но в большинстве своем преследуют общие цели:
обеспечение поддержкой бизнес-структур. В основном, ассоциации бизнеса
расположились в наиболее развитых странах, что обусловлено готовностью бизнеса и
власти вести диалог и принимать общие решения. Деятельность бизнес-ассоциаций
широко изучена западными исследователями.
В наше время, бизнес-ассоциации являются активными участниками экономической
и политической жизни государства. С течением времени они разрабатывали стратегию
влияния на государственную политику и сейчас являются партерами правительства стран.
Проанализировав представленную литературу, автор пришел к выводу, что бизнесассоциации в России различаются не только по масштабам своего влияния:
общероссийские, региональные, отраслевые, но и по набору функций и эффективности их
работы. Наибольший интерес представляет эмпирический анализ А.А. Яковлева и А.В.
Говоруна: “Бизнес-ассоциации, как инструмент взаимодействия между правительством и
предпринимателями: результаты эмпирического анализа”, который стал основой для более
детального изучения взаимодействия головных бизнес-ассоциаций и представителей
бизнеса. А.А. Яковлев и А.В. Говорун показали факторы, влияющие на участие
предприятий в бизнес-ассоциациях, а также те выгоды, которые получают предприятия от
членства в ассоциациях.
Сегодня, ассоциации бизнеса в России, еще не достигли развитой формы. Они
участвуют в лоббировании интересов бизнеса, разрабатывают проекты законов и
поправок в законодательные акты. Однако в будущем, эффективные бизнес-ассоциации
должны участвовать в разработке экономического и политического курса страны, как это
уже принято в странах Запада.
Задача бизнес-ассоциаций не только в решении проблем бизнеса по мере их
поступления, а в создании единой системы тесного взаимодействия. Необходимо развеять
миф среди представителей бизнеса о получении услуг по мере оплаты членских взносов,
необходимо внести осознание смысла существования общественной организации.
В век высоких технологий, доступности информации, существовании множества
успешных иностранных практик взаимодействия бизнес-ассоциаций, необходимо идти в72
ногу со временем; развиваться; перенимать опыт. Важно создать систему бизнес-ассоциаций, которая настроена на кооперацию: региональных отделений, членов бизнес-ассоциаций, а также бизнес-ассоциаций друг с другом. Голос бизнеса является
определяющим в принятии многих глобальных для страны решений, важной задачей
остается популяризировать бизнес, внести осознание весомости каждого представителя
бизнеса, агитировать к активной позиции в взаимодействие бизнеса и государства.
Члены практически всех бизнес-ассоциаций считают одной из самых больших
проблем: отсутствие обратной связи. Бизнес-ассоциации каждый день работают в
направлении поддержки бизнеса, помогают в решении различных вопросов, обеспечивают
необходимой информацией, но в виду недостатка человеческого ресурса, а также слабого
технического обеспечения, не всегда известен конечный результат взаимодействия, а
значит приостановлен процесс совершенствования и устранения ошибок.
Проведенное исследование необходимо для осознания бизнес-ассоциациями своих
преимуществ, особенностей. Оно представляет собой анализ обратной связи, смысл
значения которой в каждой бизнес-ассоциации понимают по разному. Проведенный
анализ позволяет сравнить представление о работе бизнес-ассоциаций глазами ее
представителей и членов, а значит более обьективно рассмотреть процесс их
взаимодействия. Подобное исследование было проведено впервые, следовательно
позволяет бизнес-ассоциациям узнать ранее неисследуемую информацию о своих членах и коллегах.
1. А. Зудин, Ассоциации – бизнес – государство. Классические и современные формы
отношений в странах Запада, 2009 г., С. 67
2. А. Шохин, Постановление сьезда Российского союза промышленников и предпринимателей,
г.Москва, 24.03.2016г.
3. Афанасьев В.Г., Урсул А.Д. Эффективность социального управления: системнодеятельностный подход // Информация и управление. Философско-методологические
аспекты / отв. ред. Антипенко А.Г., Кремянский В.И. М.: Наука, 1985. С. 284
4. Вебер М. История коммерческих партнерств в Средневековье, (Zur Geschichte der
Handelgesellschaften im Mittelalter), 1889;
5. Вебер М. История хозяйства: город, М., «Кучкова поле», 2001.
6. Виленский А.В. Бизнес и российское общество. Российские объединения предпринимателей
как институт гражданского общества // Общественные науки и современность. 2005. № 1. С.59-68.
7. Голикова В., Гончар К., Кузнецов Б., Яковлев А. (2007) Российская промышленность на
перепутье. Что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными. М.: ГУ ВШЭ.
8. Голикова В., Гончар К., Кузнецов Б., Яковлев А. Российская промышленность на перепутье.
Что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными. М.: ГУ ВШЭ. – 2007
9. Грацианский Н.П. Парижские ремесленные цехи в 13–14 столетиях. Казань, 1911
10. Забежинский Д. И.«Бизнес-ассоциации в системе государственного управления»//ВКР
СПБГУ, С.52
11. Зудин А. Ассоциации бизнеса и государство: что изменилось. Доклад на семинаре 11 марта
2010 г. «Институциональные проблемы российской экономики». [Электронный ресурс]. –
http://opec.hse.ru/data/2010/03/15/1233446158/Zudin-Doklad-11– 03.pdf (01.10.2011).
12. Кунина Т., Бизнес ассоциации – ключ к успеху развития малого и среднего бизнеса России,
цивилизованный путь объединения с бизнес-сообществами развитых стран – Белгород, 2005,
С. 125.
13. Перегудов С. П. Крупная корпорация как социально политический институт. М.: ИМЭМО,
2000.
14. Пилгрим М., Мейер Р.; Основы организации и отличительные особенности различных
моделей торгово-промышленных палат; Бонн, Германия;1995 г. С.8
15. Попандопуло А.И., Институциональные формы взаимодействия государства и бизнеса в
политической системе России, С-3, Государственное управление. Электронный вестник,
Выпуск № 29. Декабрь 2011 г.74
16. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический
словарь(недоступная ссылка с 14-01-2017. 5-е изд., перераб. и доп. — М.): ИНФРА-М,2007.
— 495 с.
17. Смит А. 1962. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, С 684.
18. Терентьева И.В. Эффективность работы некоммерческих организаций: опыт и критерии
оценки/Обществ. Палата Республики Татарстан. 2012. URL:
http://oprt.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_81197.doc
19. Филипп Стеркин, Кира Латухина / «Налоги «снизят» в дни агитации» // Газета «Ведомости»,
- 18.10.2007, № 1971
20. Электронный ресурс, официальный сайт «Деловая Россия», URL:
http://www.deloros.ru/istoriya.html
21. Электронный ресурс, официальный сайт «интернет-портал "Медицинская статистика", URL:
http://medstatistic.ru/theory/hi_kvadrat.html, (дата обращения 10.05.2017)
22. Электронный ресурс, официальный сайт «Российский союз промышленников и
предпринимателей», URL: http://www.rspp.ru/about/history
23. Электронный ресурс, официальный сайт «Союз Промышленников и Предпринимателей
Санкт-Петербурга», URL: http://www.spp.spb.ru/history
24. Электронный ресурс, Официальный сайт, URL: https://royalsociety.org/about-us/history/
25. Ю. С. Скляров, Эконометрика. Краткий курс: учебное пособие. 2-е изд., испр. / ГУАП. –
СПб., 2007. ISBN 5-8088-0225-3, С.46
26. Яковлев А., Говорун А. «Бизнес ассоциации как инструмент взаимодействия между
правительством и предпринимателями: результаты эмпирического анализа.», М.: ГУ ВШЭ
27. Яковлев А., Зудин А., Голикова В. «Бизнес ассоциации и их роль в процессах модернизации
в России», Институт анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ, 2010
28. Яковлев А.А. Бизнес ассоциации в России: внутренняя структура, эволюция отношений с
государством, роль в модернизации экономики. М.: Московский общественный научны
фонд, 2010.75
Литература на английском языке:
29. Брюс Бимбер, Эндрю Дж. Флэнагин, Сintia Stohl Reconceptualizing collective action in the
contemporary media environment // Communication Theory, 2005, 4 (15). P. 355 - 387.
30. Дж.Д. Вульф, Power and regulation in Britain // Political Studies. 1999. Vol. 47 (5). P. 890–
905.
31. Донер Р. и Шнайдер Б., “Business Associations and Economic Development: Why Some
Associations Contribute More Than Others”. // Business and Politics, 2000, 2, 261-288
32. Дуванова Д. 2013. Building Business in Post-Communist Russia, Eastern Europe, and Eurasia:
Collective Goods, Selective Incentives, and Predatory States. New York: Cambridge University
Press. С. 163–172
33. Мур Кристофер, The Law Society of Upper Canada and Ontario's Lawyers, 1797-1997.
University of Toronto Press. ISBN 9781442655942.
34. О́ лсон М.. The Rise and Decline of the Nations: Economic Growth, Stagflation and Social
Rigidities. New Haven, 1982. (В рус. пер.: Олсон М. Возвышение и упадок народов:
Экономический рост, стагфляция и институциональный склероз. Новосибирск, 1998)
35. Пайл В. (2006). Collective Action and Post-Communist Enterprise: The Economic Logic of
Russia’s Business Associations // Europe–Asia Studies. Vol. 58. No 4. June. P. 491–521.
36. Пайл В. (2007). Organized Business, Political Regimes and Property Rights Across the Russian
Federation. BOFIT Discussion -2007, P.18.
37. Пайл В. (2009). Organized Business, Political Competition, and Property Rights: Evidence
from the Russian Federation// Journal of Law, Economics, and Organization. June.
38. Рекантини Ф.,Ритерман Р. (2001). Disorganization or Self-Organization? The Emergence of
Business Associations in a Transition Economy. World Bank Policy Research Working Paper
Series. No 2539. January.
39. Спилман, Л. 2012. Solidarity in Strategy:Making Business Meaningful in American Trade
Associations. Chicago:The University of Chicago Press. С. 173–182
40. Фрай Т. (2002). Capture or exchange? Business lobbying in Russia // Europe–Asia Studies.
Vol. 54. P. 1017–1036.
41. Электронный ресурс, Center for international private enterprise: «Business Association
Development Programs», URL: http://www.cipe.org/publications/detail/business-associationdevelopment-cipe.
42. Электронный ресурс, URL: http://www.apics.org/about/overview