Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты воспитания доброжелательности у младших школьников в процессе обучения на уроках 7
1.1 Сущность понятия «доброжелательность» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности воспитания доброжелательности в младшем школьном возрасте 14
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по воспитанию доброжелательности в процессе обучения на уроках в начальной школе 28
2.1 Диагностика уровня сформированности доброжелательности
у младших школьников в процессе обучения на уроках 28
2.2 Комплекс уроков по воспитанию доброжелательности процессе обучения на уроках в начальной школе 35
2.3 Динамика воспитания доброжелательности у детей младшего
школьного возраста в процессе обучения на уроках 37
Заключение 43
Список используемой литературы 47
Приложение А Цели и задачи опытно-экспериментального исследования 50
Приложение Б Этапы проведения диагностики уровня воспитанности доброжелательности у младших школьников 51
Приложение В Вопросы по методике «Диагностика изучения воспитанности коммуникации как общения у младших школьников» 52
Приложение Г Утверждения по методике «Умение слушать собеседника» 53
Приложение Д Задания по методике «Кто прав?» 55
Приложение Е Комплекс уроков 56
Приложение Ж Результаты диагностики 57
Актуальность темы исследования. Одной из наиболее актуальных проблем современного образования является социальное и коммуникативное развитие младших школьников. В настоящее время в социальной среде детей часто не хватает хороших манер, доброты и дружелюбия. Из-за меняющихся времен культура совместной игры была утрачена, что привело к снижению социальных навыков, таких как сотрудничество, сопереживание и выражение положительных эмоций, таких как счастье и дружелюбие. Кроме того, дети часто лишены общения со взрослыми и сверстниками, что имеет решающее значение для их социального и эмоционального роста.
Воспитание доброжелательного отношения младших школьников - одна из серьезных проблем современного общества, решение которых является особенно важным для образовательных организаций.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального школьного образования (ФГОС НОО) подчеркивает важность развития дружелюбия у школьников. В стандарте указано, что одна из целей завершения дошкольного образования заключается в том, чтобы дети могли использовать свои знания о социальной культуре для управления социальными взаимодействиями, понимания мыслей, чувств и намерений других людей и учета интересов и чувств других людей. Эта способность имеет решающее значение для эффективного самовыражения детей и формирования позитивных отношений с другими людьми.
Одним из способов оценить эффективность образовательной программы является измерение уровня развития этических чувств, доброжелательности, эмоциональной и нравственной отзывчивости у школьников. Способность сопереживать и понимать чувства других людей является важнейшей частью создания дружественной обстановки в классе. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина является рекомендуемой основой для создания позитивной и поддерживающей обстановки в классе. Настоящий документ соответствует Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Для создания дружественной атмосферы на занятиях предлагается реализовать Концепцию духовно¬нравственного развития и воспитания личности гражданина, которая соответствует Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Важно отметить, что знание детьми моральных норм не всегда приводит к следованию им на практике. Поэтому важнейшей целью является воспитание гуманных и доброжелательных эмоций по отношению к сверстникам, которые мотивируют морально ценное поведение, такое как сопереживание, отзывчивость и доброта. Кроме того, учителя могут воспитывать такие положительные качества в своих учениках с помощью различных мероприятий, таких как ролевые игры, групповые дискуссии и проекты общественных работ. Проанализировав предыдущую информацию, мы определили исследовательскую проблему, которая направлена на изучение педагогических условий, которые могут способствовать развитию дружелюбного отношения у детей младшего школьного возраста во время обучения в классе...
По результатам исследования в данной работе можно сделать следующие основные выводы и предложения.
На протяжении всей истории процесс образования строился на таких ценностях, как доброта, гуманизм и оптимизм. Одним из важнейших понятий морального сознания являются доброжелательные отношения, в основе которых лежит категория «хорошей» этики. Понятие добра используется для оценки социальной реальности, явлений, а также индивидуального поведения и поступков. Поэтому, наряду с другими универсальными ценностями, такими как человеческая жизнь, счастье, правдивость и справедливость, идея «добра» также является универсальной ценностью.
Развитие доброжелательности по отношению к сверстникам крайне важно для младших школьников, и им необходимо воспитывать в себе желание откликаться на просьбы своих сверстников и вести с ними переговоры. Общение является основой для воспитания дружелюбного отношения к сверстникам, и эта потребность меняется с возрастом, поскольку каждый младший школьник занимает особое положение в системе личных и деловых отношений. Успехи ученика, личные предпочтения, интересы, культура речи и индивидуальные моральные качества - все это факторы, влияющие на эти отношения, особенно к концу третьего и четвертого классов.
Формирование дружелюбного отношения у младших школьников к своим сверстникам - важнейший процесс, который включает в себя различные этапы. Первый этап направлен на формирование взглядов учащихся на своих сверстников, включая воспитание доброжелательных качеств и живого интереса к различным видам деятельности. На втором этапе учащихся учат ценить свою самооценку и общаться со сверстниками на основе общих интересов, что приводит к формированию стремления к положительным результатам в групповой деятельности. Наконец, на третьем этапе особое внимание уделяется повышению уровня независимости в построении и поддержании дружеских отношений, наряду с поддержкой сверстников в совместной деятельности и коллективном творчестве.
Исследование проходило на базе МБОУ «Курлинская СОШ» п. Первомайский Оренбургской области среди детей младшего школьного возраста. В исследовании приняло участие 40 человек: 20 человек в контрольной группе - 1 «А» и 20 человек в экспериментальной группе - 1 «Б».
Исследование проводилось в несколько этапов: констатирующий эксперимент - проведение первичной диагностики уровня воспитанности доброжелательности на уроках, формирующий эксперимент - разработка и реализация комплекса занятий по воспитанию доброжелательности на уроках и контрольный эксперимент - проведение повторной диагностики уровня воспитанности доброжелательности на уроках после реализации разработанного комплекса заданий.
Цель исследовательской работы - разработать и доказать эффективность приемов воспитания у младших школьников доброжелательности в процессе обучения на уроках...
1. Апресян Р. Г. Этика. Энциклопедический словарь / Р. Г. Апресян,
A.А. Гусейнов. М. : Гардарики, 2001. 671 с.
2. Бабаева Т. И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения. автореферат дис. канд. пед. наук / Т. И. Бабаева. Ленинград, 1973. 23 с.
3. Баженова Ю. А. Педагогические условия воспитания доброжелательности младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-4. - С. 30-40.
4. Баженова Ю. А. Воспитание доброжелательности у младших школьников: проблемы, пути решения // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 1-2. С. 57-60.
5. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие / Р. С. Буре. М. : Мозаика-Синтез, 2011. 62 с.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред.
B. В. Давыдова. М. : Педагогика, 2015. 536 с.
7. Гребнева В. В. Концепт «Доброжелательность»: психологическая модель // International scientific review of the problems and prospects of modern science and education.. Boston. 2022. С. 108-111.
8. Головко Е. С., Яяева А. М. Педагогические условия воспитания нравственных ценностей школьников на уроках литературного чтения // Традиции и инновации в педагогике начальной школы. 2022. № 8. С. 86-89.
9. Данильян О. Г. Современный словарь по общественным наукам / О. Г. Данильян. М.: Инфа-М, 2013. 314 с.
10. Дмитриева Е. В. Развитие доброжелательности в структуре нравственного воспитания детей // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 12-1 (66). С. 130-134
11. Дмитриева М. А. Доброжелательность как критерий успешности профессионального официанта / М. А. Дмитриева, Н. В. Дмитриева // Наука и общество. 2021. С. 138-143.
12. Ерофеева Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1986. 16 с.
13. Кормакова В. Н., Ушаков Д. А. Доброжелательная образовательная школа: опыт теоретического исследования // Вестник Северо-кавказского федерального университета. 2022. № 5 (92). С. 203-210.
14. Кулакова И. А. Факторы, влияющие на формирование доброжелательности личности // Весенние психолого-педагогические чтения. 2021. № 4. С. 25-28.
15. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М. : Просвещение, 1977. 224 с...(32)