Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Анализ исходных данных по ремонту зубчатых колес 7
1.1 Описание конструкции зубчатого колеса 7
1.2 Свойство металла зубчатого колеса 9
1.3 Анализ возможных способов наплавки изношенных зубьев шестерни 11
1.3.1 Ручная дуговая наплавка 11
1.3.2 Электродуговая наплавка 12
1.3.3 Механизированная наплавка проволокой сплошного сечения в
защитном газе 13
1.3.4 Механизированная сварка самозащитой порошковой проволокой 14
2 Технологический процесс обработки и наплавки зубчатого колеса 16
2.1 Удаление изношенных зубьев 16
2.2 Обезжиривание 17
2.3 Наплавка 18
2.4 Термообработка 29
2.5 Механическая обработка 21
2.6 Контроль качества 21
3 Выбор оборудования для восстановления зубчатого колеса коробки подач токарного станка 23
3.1 Углошлифовальная машина 23
3.2 Сварочный аппарат 24
3.3 Муфельная печь 25
3.4 Токарно винторезный станок 1А616 26
3.5 Широкоуниверсальный инструментальный фрезерный станок 6в75 26
3.6 Универсальная делительная головка 160 28
3.7 Цифровой твердомер Leeb 3 9
4 Безопасность и экологичность технического объекта 30
4.1 Конструктивно-технологические и организационно-технические
характеристики восстановления зубчатого колеса 30
4.2 Идентификация профессиональных рисков 32
4.3 Методы и средства снижения профессиональных рисков 33
4.4 Обеспечение пожарной безопасности 34
4.5 Оценка безопасности для природной среды предлагаемых технических
решений 37
4.6 Заключение по разделу 38
5 Оценка экономической эффективности выпускной квалификационной работы 39
5.1 Исходная информация для выполнения экономических расчётов 39
5.2 Расчёт фонда времени работы оборудования 42
5.3 Расчёт штучного времени 43
5.4 Расчёт заводской себестоимости вариантов технологии 46
5.5 Оценка капитальных затрат по базовой и проектной технологиям 52
5.6 Расчёт показателей экономической эффективности 55
5.7 Заключение по экономическому разделу 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
В настоящее время в различных мастерских и мелкосерийных производствах работает множество станков 50-70х годов. Они до сих пор пользуются спросом из-за доступной цены и широкого распространения. Однако большинство из них имеют износ различных движущихся частей, в том числе и зубчатых колес которые являются основным элементом большинства их механизмом. Износ зубьев, посадочных поверхностей, шлицевых и шпоночных соединений. Является естественным процессом, который может происходить существенно быстрее при неправильном обслуживании оборудования.
Вследствие чего возникает потребность в ремонте узлов и механизмов, а, следовательно, в изготовлении или восстановлении зубчатых колес. Обычно изношенные зубчатые колеса изготавливают заново либо же приходиться искать необходимые шестерни с других станков, что в некоторых случаях может быть затруднительно из-за редкости некоторых из них.
В случае если на зубчатом колесе изношены только некоторые зубья или из-за специфических посадочных параметров изготовление новой получается слишком дорогим и долгим. Износ только некоторой части зубьев может заключаться в сколах, возникших в результате попадания инородных тел или превышении допустимых нагрузок. Также износ может естественным от долговременной работы узла, вызванным, несвоевременным или некачественным обслуживанием. Тогда рациональным решением будет восстановление изношенных зубьев.
В настоящее время зубчатые колеса восстанавливают ручной дуговой сваркой (РДС) с основным покрытием, однако этот способ не обеспечивает должной производительности.
Поэтому целью работы является повышение производительности при ремонте шестерни коробки подач.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена повышению эффективности технологии восстановления зубчатого колеса коробки подач токарного станка. Исследование было проведено с целью улучшения качества и производительности сварочных операций при данной технологии. В ходе работы были сравнены два метода сварки: ручная дуговая сварка и механизированная сварка в защитных газах проволокой сплошного сечения. Были определены оптимальные параметры режима сварки, выбраны необходимые сварочные материалы и предложено специальное сварочное оборудование, способствующее повышению производительности сборки и сварки. Также был проведен анализ проектной технологии сварки на предмет наличия опасных и вредных производственных факторов.
Результаты работы показали, что внедрение предложенных решений позволит повысить эффективность восстановления зубчатого колеса коробки подач токарного станка и снизить затраты на производство. Рассчитанный годовой экономический эффект с учетом капитальных вложений составляет 63 тыс. рублей. Рекомендации по внедрению результатов работы в производство связаны с использованием дуговых способов сварки при восстановлении зубчатых колес коробки подач токарных станков. В итоге, данная работа достигла своей цели и предложенные решения могут быть успешно внедрены в производство, что позволит повысить эффективность и экономическую выгодность данного процесса.
Таким образом, данная работа является важным шагом в развитии технологии восстановления зубчатых колес коробки подач токарных станков и может быть использована в производстве для повышения его эффективности и экономической выгодности.
1. А.И. Якушев, Л.Н. Воронцов, Н.М. Федотов Взаимозаменяемость стандартизация и технические измерения. Машиностроение, 1987, Учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и дополн.
2. Б.А. Кузьмин Технология металлов и конструкционные материалы. Издательство: Машиностроение, 1981.
3. ГОСТ 13733-77 Колеса зубчатые цилиндрические прямозубые и косозубые.
4. Горина Л.Н., Фесина М.И. Раздел бакалаврской работы «Безопасность и экологичность технического объекта». Уч.-методическое пособие (2-е изд. Доп.). - Тольятти: изд-во ТГУ, 2021.
5. Зубкова Н.В. - к.э.н., доцент. Учебно-методическое пособие по выполнению экономического раздела дипломного проекта для студентов, обучающихся по специальности 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Тольятти: ТГУ, 2020. - 123
6. Климов. А.С. Выпускная квалификационная работа бакалавра: Учебно- метод. пособие по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра по направлению подготовки 150 700.62 «Машиностроение»/А.С. Климов.- Тольятти: ТГУ , 2014.
7. Козулин.М.Г. Технология изготовления сварных конструкций. Учеб-метод пособие к курсовому проектированию. - Тольятти: ТГУ,2008-77 с.
8. Методические указания по оформлению выпускных квалификационных работ по программам бакалавриата. - Тольятти: ТГУ, 2020-39 с.
9. Моторин К.В. Методические указания по курсовому проектированию бакалавров очного и заочного обучения. / К.В. Моторин .-Тольятти: ТГУ, 2021.
10. Н.В. Молодык А.С.Зенкин справочник. Восстановление деталей машин.
11. Степанов В.В Справочник сварщика. Издательство: Машиностроение, 1975.
12. Ю.М. Лахтин Учебник для металлургических специальностей и вузов.Изд.2-е. Металловедение и термическая обработка металлов.
13. Baley, J.A.Gerenre de Ingenierfa de Soldadura and Configuraciones de la punta del electrode de tungsten- vol. 5-6. - P. 1197-1208.
14. Dilthy U., Reisgen U., Stenke V. et al. Schutgase zum MAGM - Hochleistungsschweiflien // Schweissen und Schneiden. - 1995.
15. Dixon K. Shielding gas selection for GMAW of steels // Welding and Metal Fabrication. - 1999. - № 5. - P. 8-13.
...
Всего источников 23