ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. МАОИЗМ ВО ФРАНЦИИ
ГЛАВА 2. МАОИЗМ В ИТАЛИИ И ФРГ
Часть 2.1 Маоизм в Италии
Часть 2.2 Наци-маоизм
Часть 2.3 Маоизм в ФРГ
ГЛАВА 3. ОБРАЗ МАО ЦЗЭДУНА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ИСКУССТВЕ. 30
Часть 3.1 Образ Мао Цзэдуна во французском кинематографе.
Часть 3.2 Образ Мао Цзэдуна в поп-арте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература на русском языке
Литература на иностранных языках
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Жан-Люк Годар «Китаянка» (1967 г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Бернардо Бертолуччи «Мечтатели» (2003 г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Энди Уорхол портреты Мао Цзэдуна (1970-е гг.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Джо Блэк Инсталляция Мао Цзэдун (2009 г.)
Представленная работа посвящена исследованию влияния и
распространения идеологических установок Мао Цзэдуна (毛澤東) в культуре
Запада второй половины XX в. Работа тематически разделена на три главы,
что обусловлено спецификой восприятия маоистских идей в каждой отдельно
взятой стране: в ходе работы мы рассмотрим влияние этого идеологического
течения на культурно-политическую жизнь Франции, Италии и ФРГ.
Заключительная часть работы будет посвящена вопросу отражения фигуры
Мао Цзэдуна в культурно-историческом художественном контексте: там мы
рассмотрим, как образ Мао Цзэдуна оказался задействован в поп-арте и в
кинематографе «французской новой волны». По мнению автора работы, во
многом именно глава «Мао Цзэдун в поп-арте» принципиально важна для
понимания и осознания проблематики исследования, так как это направление
в живописи представляет образ Мао Цзэдуна как объект потребления и
массовой культуры, который был чрезвычайно популярен в Европе второй половины XX в.
Предваряя основной текст работы, мы полагаем, что целесообразно
будет ввести определение понятия «маоизм» (Мао Цзэдун сы сян 毛澤東思想).
Это течение представляет из себя систему идеологических установок, а
также определенные теорию и практику, вытекающие из этой системы. В
качестве официальной идеологии КНР и КПК маоизм был утвержден на VII
съезде коммунистической партии, и по настоящее время сохраняет за собой
положение официальной идеологии Китая. Маоизм зародился на почве
марксистско-ленинской теории, что во многом определило его идейные
установки и философскую терминологию. Возможно, именно поэтому
маоизм был столь популярен в Европе прошлого столетия, в пору, когда
марксистско-ленинские партии стали считаться ревизионистскими, и
утратили свое влияние на политической арене. Главной особенностью4
отличия маоизма от марксизма-ленинизма являлась его практическая
направленность. Мао Цзэдун считал, что «книжности» марксистской теории
недостаточно для проведения революции, нужен творческий подход и
практика в соответствии с реальной ситуацией.1
Можно назвать следующие ключевые черты и концепции маоизма:
• «культурная революция» (Учаньцзецзи вэньхуа да гэмин 無產階級文化 大革命);
• идея «новой демократии» (Синь миньчжу чжуи 新民主主義)2;
• концепция «антагонистических противоречий» в социалистическом обществе;
• «Предложения о генеральной линии международного
коммунистического движения», эти предложения сыграли серьезную
роль в расколе отношений между Китаем и СССР3;
• политика «Линии масс»: Коммунистическая партия всегда должна
иметь тесные связи с массами4;
• теория всегда должны быть подкреплена практикой, исходящей из
реальных социальных и политических условий страны5;
• общественная практика есть источник познания;
Необходимо внести небольшую ремарку, касающуюся терминологии,
которую мы будем использовать в данной работы. Из-за того, что работа
затрагивает не только культурологическую сферу исследования, а так же
политическую и социальную, нам придется оперировать понятиями
марсистско-ленинсокого учения, такими как: буржуазия, пролетариат,
ревизионизм и т.д. Такой способ интерпретации будет не только понятен
читателю, но и соответствовать первоисточнику.
Актуальность данной темы обусловлена тем знаковым положением,
которое занимают в современной культуре события, произошедшие в странах
Европы в конце 60-х – начале 70-х гг. XX в. Во многом они были вызваны
влиянием идей Мао Цзэдуна, что, в свою очередь, в значительной степени
отразилось в социально-исторической и общественно-политической сферах
культуры западного мира. Особенно сильное воздействие маоистских идей
претерпели такие области художественной культуры, как кино и
изобразительное искусство. Во многом, именно кинематограф «французской
новой волны» выражал стремления молодёжи к обновлению в обществе и
культуре. Среди лозунгов, заявленных режиссерами «новой волны», можно
найти и следующие: «Долой кино стариков», «Из павильонов на улицу».
Подобные устремления молодежи и интеллектуалов часто оборачивались
интересом к Китаю, «культурной революции» и работам Мао Цзэдуна.
Таким образом, целью работы является рассмотрение и анализ роли
маоизма в истории и культуре Запада. Объектом изучения выступают
европейские страны (Франция, Италия и ФРГ) второй половины прошлого
столетия, находящиеся под влиянием маоистских идей.
В ходе работы нами поставлены следующие задачи:
• изучить литературу по заявленной теме;
• выявить самые крупные «очаги распространения» маоизма на Западе;
• рассмотреть влияние маоизма на художественную культуру Запада;
• проанализировать некоторые объекты художественного творчества;
• определить причины популярности маоизма на Западе;
• проанализировать различия учений марсизма-ленинизма и маоизма.
Для начала мы хотели бы отметить, что поставленные в работе цели и
задачи выполнены: мы подробно изучили специфику понятия «маоизм»,
выявили его место в истории и культуре Запада. Для достижения выше
названных целей, мы подробно изучили литературу по данной теме, а также
обратились к анализу объектов художественной культуры. Помимо этого мы
выявили причины популярности маоизма на Западе и определили самые
крупные очаги его распространения; ознакомились с национальными
особенностями трактовки учения Мао Цзэдуна во Франции, Италии и ФРГ.
Следует отметить, что в Европе второй половины 20 в. колыбелью
возникновения маоизма среди европейской молодежи являлась Франция. С
точки зрения автора, это связано с тем, что очаг появления и распространения
постмодернистской философии и дискурса возник в этой же стране.
Студенты, выросшие на рассвете новой исторической эпохи и новой
культуры – постмодернизма, были уже по факту своего рождения вплетены в
этот дискурс. Так же общеизвестным является факт наличия близкого
контакта многих студентов с преподавателями, такими как Ж.-П. Сартр
(многие ученые истолковывают философию Ж.-П. Сартра, как
«классическую», основанную на рационализме Просвещения. Тем не менее,
существует мнение, что в работах Ж.-П. Сартра присутствуют элементы
Постмодерна43) и М. Фуко, что в свою очередь является свидетельством
высокой активности и эрудированности «новой» молодежи, студенты
проявляли инициативу и вели идейный поиск в создании новой культуры. В
результате исследования автор работы приходит к выводу, что изучение
маоизма в кругах европейской молодежи, не только служило методом
возвращения к марксизму. Особое значение приобрела идея «культурной
революции», заключающая в себе один из главных принципов
43 Fox N. F. The new Sartre: Explorations in Postmodernism. London: Continuum, 2006. – p. 149-162.42
постмодернизма: стирание грани между элитарным и массовым, смешение
этих двух полярностей. Следует отметить, что в Европе маоизм вышел за
рамки классического понимания и стал частью новой культуры Постмодерна.
Примером данного утверждения может служить тот факт, что сам образ Мао
Цзэдуна трансформировался в безличностный объект массового искусства.
Таким образом, глава «Маоизм во Франции» является первой и самой
насыщенной в данной работе. С ее помощью автор стремится
продемонстрировать и донести до читателя идейные посылы европейского
маоизма. Последующие главы («Маоизм в Италии и ФРГ» и «Образ Мао
Цзэдуна в художественном искусстве») являются следствием того идейного
поиска, начало которому положили французские студенты и теоретики постмодернизма.
Теперь, когда мы внесли частные поправки, объясняющие увлечение
маоизмом в кругах французской молодежи, перейдем к более общим
выводам, полученных в результате работы.
Учение маоизма, в первую очередь, нашло свою актуальность среди
студентов. И хотя ориентированных на Китай организаций было огромное
количество, для большинства представителей студенчества маоизм
представлялся романтическим учением. Как становится очевидно, многие
студенты бунтовали ради бунта, в силу своей юношеской восприимчивости и
острого неприятия социальной несправедливости. Конечно же, находились и
те, кто был искренен в своих убеждениях, но все это было достаточно
иллюзорно, хотя бы потому, что в Европе не знали о суровой
действительности маоистского Китая.
Особенный интерес у западной молодежи вызывала «культурная
революция», ее идеи подталкивали участников бунта восставать против
пуританских ценностей, старой культуры и искусства. «Культурная
революция» была объектом вдохновения – взять хотя бы пример немецкого
гимназиста, создавшего отряд «красногвардейцев», прототипом которого
были хунвэйбины. «Культурная революция» послужила сильным толчком и43
для «сексуальной революции».
Еще одна причина актуальности учения Мао Цзэ-дуна заключалася в
конфликте между Китаем и СССР: советская политика получила штамп
ревизионистской, так как «перестала следовать революционным идеалам»;
вместе с ней перестали вызывать доверие у широких масс и просоветские
коммунистические партии. Китайский социализм казался бунтарям
настоящим и действенным, в то время как советский социализм
представлялся закостенелым и отжившим свой век. Еще одним немало
важным аспектом ориентирования на Китай была война во Вьетнаме.
Молодежь была радикально настроена против этого конфликта, а Китай в то
время оказывал поддержку Вьетнаму, что, опять-таки, делало учение Мао
Цзэдуна привлекательным.
В ходе работы мы выявили особенности маоизма в отдельно взятых
регионах. Во Франции и Италии маоистские организации был очень активны:
участники партий постоянно ходили на демонстрации, принимали участие в
стычках с полицией, и не шли на компромиссы, следствием чего стали
«красный май» и «горячая осень». В манифестациях «красного мая» приняли
участие 10 млн. человек, а в выступлениях «горячей осени» количество
участников было в два раза больше – это колоссальные цифры! Маоистские
организации в ФРГ не были столь же активны из-за нехватки материальных
средств. Отсутствие энтузиазма в ФРГ также было связано с окончанием
хунвэйбиновских беспорядков в Китае, так вдохновлявших молодежь в
других странах. Интересно и то, что во Франции и Италии учение маозма
являлось идеологией бунта против общепринятых ценностей, в ФРГ же оно
приобрело очень консервативные формы. Это обусловлено тем, что ко
времени расцвета маоизма в ФРГ, культурная революция пошла на убыль, а
хунвэйбиновская организация оказалась расформирована: активные
участники «культурной революции» были расстреляны или сосланы в отдаленные районы Китая.
Еще одним интересным способом восприятия маоизма, который мы44
рассмотрели в нашей работе, был итальянский наци-маоизм,
систематизированный идеологом неофашизма Ф. Фредой. Наци-маоизм был
синтезом фашизма и маоизма, идея заключалась в совмещении двух разных
полярностей – правых и левых, с целью борьбы против либеральных государств и СССР.
В художественной культуре образ Мао Цзэ-дуна стал объектом
массового поклонения, как пример этого мы рассмотрели роль маоизма в
«Китаянке» Ж.-Л. Годара и «Мечтателях» Б. Бертолуччи. Апогеем же
маоистокого бума на Западе стало использование образа Мао Цзэдуна в попарте, представленное Энди Уорхолом на своих картинах.
Таким образом, можно сказать, что идеологические установки Мао
Цзэдуна нашли широкую аудиторию не столько на своей родине, сколько в
странах западного региона. Обусловлено это тем, что сторонники маоизма не
имели представления о его реальной практике в Китае и видели в этом
учении утопическую мечту о революции. Так же, важно отметить, что учение
Мао Цзэдуна сыграло немалую роль в становлении новой европейской культуры
1. Бенсаид Д. 1968 год во Франции // Альтернативы. – 1998. – № 4. URL:
http://www.alternativy.ru/old/magazine/htm/98_4/ii.htm (режим
доступа: 08.03.2016).
2. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. Москва:
Культурная революция; Республика, 2006. – 269 с.
3. Казаков Е. А. Маоистские и ходжистские организации в ФРГ //
Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. – 2010. – № 1.
– с. 155-167.
4. Линь Бяо. Мао Цзэдун Выдержки из произведений. Пекин:
Издательство иностранной литературы, 1966. – 127 с.
5. Мао Цзэ-дун. Избранные произведения: в 4 т. / Т 3. Пекин:
Издательство иностранной литературы, 1953. – с. 213-224.
6. Мао Цзэ-дун. Избранные произведения: в 4 т. / Т. 1. Пекин:
Издательство иностранной литературы, 1967. – с. 379-398.
7. Маркс К, Энгельс Ф. Немецкая идеология: в 3 т. / Гл. ред. Я. Б. Турчинс:
Т. 1. / Отв. Ред. И. И. Прейс, А. А. Уйбо. М.: Политиздат, 1955. – 629 с.
8. Переверзев В. Начало открытой cоветско-китайской полемики и
общественное мнение СССР // Вестник Челябинского государственного
университета. – 2014. – №. 12 (341). – с. 82-89.
9. Родин И. В. Университеты и кризис системы высшего образования во
Франции (60-е – начало 70-х гг. XX века): дис. на соиск. учен. степ.
канд. ист. наук. Москва: МГУ, 2014. – 250 с.
10.Сидоров А. Н. Жан-Поль Сартр и либеральный социализм во Франции
(50-70-е гг. XX в.): монография канд. Ист. наук. Иркутск: ИрГТУ, 2006.
– 102 с.46
11.Смирнов Д. А. К вопросу об идейных истоках теории «новой
демократии» Мао Цзэдуна. В кн.: Общество и государство в Китае:
материалы XLII науч. конф. М.: ИВ РАН, 2012. – c. 380-386.
12.Трофименков М. Годар о Годаре // Искусство кино. – 1991. – №2. – c.
159-169.
13.Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи,
выступления и интервью. М.: Праксис, 2002. – 384 с.
Литература на иностранных языках
1. Benny L. Investigation into the Maoists in France. [Электронный ресурс] //
https://www.marxists.org/ : электронная библиотека марксистской
литературы. URL: https://www.marxists.org/archive/levybenny/1971/investigation.htm (режим доступа: 24.04.2016).
2. Cuninghame P. G. Autonomia: a movement of refusal sacial movements in
Italy in the 1970s.: thesis in partial fulfillment Doctor of Philosophy.
London: Middlesex University, 2002. – 254 p.
3. Fox N. F. The new Sartre: Explorations in Postmodernism. London:
Continuum, 2006. – 195 p.
4. Freda F. La Disintegrazione del Sistema. Padova: Edizioni di Ar, 2010. –
188 p.
5. Gassert P., Klimke M. 1968 - Memories and Legacies of a Global Revolt / J.
C. Marino // Italy: “We demand the impossible". Washington, D.C.: Verlag
German Historical Institute, 2009. – 266 p.
6. Manceaux M., Sartre J.-P. Les Maos en France. Paris: Gallimard, 1972. –256 p.
7. Saba P. Chairman Mao’s Theory of the Differentiation of the Three Worlds is
a Major Contribution to Marxism-Leninism [Электронный ресурс] //
https://www.marxists.org/ : электронная библиотека марксистской47
литературы. URL: https://www.marxists.org/history/erol/ncm-5/theory-3-
worlds/ (режим доступа: 08.03.2016).
8. Robert J. A. Maoims in the Developed World. Westport: Praeger, 2001. –232 p.
9. Ross K. May ’68 and its afterlives. Chicago: The University of Chicago
Press, 2002. – 238 p.
10.Пэн Хоувэнь. Лунь Мао Цзэдун дэ лилунь чуансин сысян ("Передовые
идеи маоистской теории") // Сюэшу цзяолю (Под ред. Чжан Хао). –
Уси, 2005. – № 5 – стр. 26-30. doi: 10.3969/j.issn.1000-8284.2005.05.006
彭厚文。论毛泽东的理论创新思想 // 学术交流 / 张毫. 无锡.