Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование критического мышления младших школьников в процессе проектной деятельности

Работа №138205

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования критического мышления у младших школьников 8
1.1. Сущностная характеристика критического мышления и специфика его формирования у обучающихся начальной школы 8
1.2. Особенности формирования критического мышления в процессе проектной деятельности 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию критического мышления у младших школьников при реализации проектной деятельности 28
2.1 Выявление актуального уровня сформированности критического мышления у младших школьников 28
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления посредством проектной деятельности 41
2.3 Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию критического мышления 50
Заключение 58
Список используемой литературы 60

Качество образования во все времена, а в настоящий момент особенно определяется не большим объемом знаний, эрудицией, а умением самостоятельно добывать знания, а затем, опираясь на знания и опыт, решать жизненные проблемы.
Формирование знаний - важнейшее условие умственного развития, обучение обобщенной системе приемов умственной деятельности и ее передачи, формирование общих приемов учебной деятельности: слушания, наблюдения, умения контролировать свою работу и другое. Сегодня можно найти много литературы о новых педагогических технологиях, но очень мало среди них универсальных решений, которые можно использовать на разных предметах и в разных типах классов, особенно в начальной школе.
На современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором трудно ориентироваться не только детям, но и взрослым. Для успешного усвоения новых знаний, умений и навыков, включая самостоятельную организацию учебного процесса, ученикам необходимо овладеть универсальными учебными действиями.
Современному учителю необходимо применять и разнообразить различные технологии обучения для того, чтобы построить процесс обучения ученика таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и желание учиться, сформировать набор универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс обучения и обеспечат способность к самостоятельной организации учебной деятельности. Приемы развития критического мышления реализуются при формировании отдельных учебных действий с использованием современных образовательных технологий: техники проблемного диалога, техники продуктивного чтения, техники оценки хода обучения.
Технологии развития критического мышления (ТРКМ) являются одним из инновационных методов, позволяющих достичь положительных результатов в формировании мыслительной деятельности учащихся младших классов, и направлены не на обучение в течение всей жизни, а на обучение в течение всей жизни. Современное образование должно быть ориентировано не только на учебные предметы, но и на стили мышления и деятельности школьников. Концепция развития образования в Российской Федерации до 2025 года подчеркивает необходимость воспитания у учащихся младших классов умения критически мыслить и решать сложные проблемы путем анализа окружающей среды и соответствующей информации. Кроме того, важно сравнивать и рассматривать альтернативные точки зрения, принимать правильные решения, общаться с другими людьми и участвовать в дискуссиях.
С начала ХХ века вопросу развития критического мышления в преподавании естественных наук уделяется большое внимание. Исследования в современной психолого-педагогической литературе подтверждают важность, характер и пути формирования критического мышления как практической образовательной проблемы (Д. Клустер, Д. Халперн, И.В. Муштавинская), работы, посвященные проблемам критического мышления (Л.С. Выготский, Г.В. Сорина, Е.И. Федотовская, Д. Халперн); работы, раскрывающие содержание и детали процесса формирования критического мышления в начальной школе (Я.В. Занков, А.В. Запорожец, З.И. Калмыкова , В.Ф. Корнилова, Г.А. Цукерман).
Чтобы быть успешными, современные учащиеся должны уметь анализировать информацию и выделять главное, выражать свое отношение к полученным знаниям и отбрасывать неактуальную, неточную и ненужную информацию. Дети не рождаются с этими навыками; их нужно воспитывать. Чтобы решить эту задачу, нам необходимо развивать критическое мышление у детей начальной школы. Кроме того, не следует забывать, что в начальной школе у детей очень высокий уровень доверия, и они верят всему, что говорят им взрослые. Это еще одна причина, по которой необходимо развивать критическое мышление, начиная с младшего школьного возраста...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги исследовательской работы, стоит отметить следующее: анализ психолого-педагогической литературы позволил нам изучить понятия «критическое мышление», «проектная деятельность». Вопросы формирования критического мышления младших школьников на протяжении многих столетий привлекали большое внимание ученых и просветителей своего времени.
Человек, умеющий мыслить критически - это одно из основных направлений начального общего образования. Вопрос развития критического мышления младших школьников рассматривается на федеральном уровне и исследуется многими учеными. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Для того, чтобы достигнуть цель исследования и подтвердить гипотезу исследования, нами была проведена экспериментальная работа.
В результате работы были рассмотрены понятия «критическое мышление» и «проектная деятельность» в психолого-педагогической литературе, определены особенности формирования критического мышления младших школьников.
Так же было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов. На констатирующем этапе эксперимента проведена диагностика уровней сформированности критического мышления, обучающихся четвертого класса, который показал, что у большинства детей критическое мышление находятся на довольно низком уровне.
Формирующий этап эксперимента позволил провести ряд занятий по формированию критического мышления обучающихся.
Контрольный этап подтвердил эффективность разработанных занятий по формированию критического мышления младших школьников. Данные контрольного этапа показали, что уровень сформированности критического мышления увеличился благодаря использованию проектной деятельности.
На основе результатов, которые мы получили на констатирующем этапа эксперимента, мы провели комплекс занятий, которые специализируются на критическом мышлении с помощью проектной деятельности.
Вторая диагностика была проведена после формирующего этапа эксперимента. Для диагностирования уровня сформированности критического мышления у учеников, мы использовали методики, которые использовались так же и на констатирующем этапе эксперимента.
После обучения с использованием проектной деятельности, у младших школьников наблюдалась положительная динамика:
- устойчивое проявление познавательной активности;
- решение практических задач;
- появление у детей интереса и готовности к использованию знаний, полученных ранее;
- адекватное оценивание своих действий.
Итак, мы можно утверждать, что формирование критического мышления происходит наиболее эффективно с использованием проектной деятельности; по этой причине необходимо продолжать формирование критического мышления младших школьников.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.


1. Арендт Х. Ответственность и суждение. М.: Издательство Института Гайдара, 2013. 352 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. 352 с.
3. Голицина Н. С., Сенновская И. Б. «Проектный метод»: пособие для учителя. М.: Издательство «АРКТИ», 2018. 80 с.
4. Голуб Г. Б. Основы проектной деятельности школьника. Методические рекомендации. М.: Федоров, 2016. 224 с.
5. Господникова М. К., Полянина Н. Б., Самохвалова Е. И. Проектная деятельность обучающихся. 1-4 классы. М.: Учитель, 2018. 130 с.
6. Дьюи Дж. Демократия и образование / пер. с англ. М.: Педагогика - пресс, 2010. 126 с.
7. Занков Л. В. Избранные педагогические труды; АПН СССР. М.: Педагогика, 2010. 418 с.
8. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т.; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко; Академия педагогических наук СССР; [сост.: Т. И. Гиневская, Я. З. Неверович]. М.: Педагогика, 2016.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. 480 с.
10. Институт методов школьной работы Наша работа / Под ред. М. Крупениной, Н. Рыбникова, А. Шейнберга, В. Шульгина. М.: Работник просвещения, 1928. 290 с.
11. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 2011. 200 с.
12. Килпатрик У. Х. Большая российская энциклопедия, 2012. 528 с.
13. Киселева Н. М., Разливинских И. Н. Развитие критического мышления у младших школьников как психолого -педагогический феномен [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. №1 (33). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-u-mladshih-shkolnikov-kak- psihologo-pedagogicheskiy-fenomen (дата обращения: 10.04.2023).
14. Клустер Д. Что такое критическое мышление. М.: ЦГЛ, 2015. 236 с.
15. Конышева Н. М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы // Начальная школа, 2016. №1. С. 17-27...(31)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ