Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы реализации процесса развития исследовательских умений у младших школьников 10
1.1 Сущность понятия «исследовательские умения» в психолого-педагогической литературе 10
1.2 Наблюдение как метод исследования природных объектов обучающимися начальной школы 19
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию исследовательских умений у младших школьников в процессе наблюдения за объектами природы 28
2.1 Диагностика уровня развития исследовательских умений у младших школьников на констатирующем этапе исследования 28
2.2 Формирующий эксперимент по развитию исследовательских умений у младших школьников в ходе наблюдения за объектами природы 46
2.3 Диагностика уровня развития исследовательских умений у младших школьников на контрольном этапе исследования, анализ результатов опытно-экспериментальной работы 64
Заключение 77
Список используемой литературы 81
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 84
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования 85
Приложение В Название 62
Приложение В Урок по предмету «Окружающий мир» на тему: «Наблюдаем и помогаем зимующим птицам» 87
Приложение Г Внеурочное занятие (экскурсия) на тему: «Весна идёт, весне - дорогу!» 90
Актуальность исследования. Приказ Минобрнауки России от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального образовательного
стандарта начального общего образования» сказано, что приоритетной задачей любого образовательного учреждения является всестороннее гармоничное развитие личности ребенка в образовательных условиях, поскольку каждый ребенок отличается своими индивидуальными способностями.
В ФГОС НОО сформулированы требования, указывающие на важность овладения младшими школьниками доступными способами изучения окружающего мира. Одним из методов, способствующих развитию исследовательских умений младшего школьника, является наблюдение.
Наблюдение - это один из основных естественнонаучных методов познания мира в начальной школе. В самом начале обучения, с помощью наблюдения реализуется простейшая исследовательская деятельность. В дальнейшем, научаясь проводить наблюдения за объектами окружающего мира, учащиеся готовятся к наиболее сложным научным исследованиям - постановке и проведению опытов.
В этой связи исследовательская и проектная работы становятся приоритетным звеном в решении образовательных, воспитательных задач, что способствует активизации ресурса обучающегося, развитию его индивидуальных способностей, и способностей к наблюдению, которое формирует исследовательские умения у младшего школьника.
В свою очередь, реализация ФГОС НОО является условием повышения мотивации у младших школьников к исследовательской деятельности.
Можно утверждать, что современные образовательные стандарты ориентированы на развитие у учащегося таких качеств, которые помогут быть успешным в жизни, реализовать свои знания и способности. ФГОС НОО устанавливает предметные, метапредметные и личностные результаты освоения ООП НОО, требуя системно-деятельностного подхода с учетом возрастных особенностей обучающегося. Согласно требованиям ФГОС НОО именно в этот возрастной период необходимо формировать у младших школьников познавательные интересы как успешность в учении.
Приоритетная задача современного образовательного процесса обуславливается необходимостью создания образовательной среды для гармоничного развития личности учащихся.
Исследовательской деятельности в успешной реализации данного процесса отводится значимая роль, а начальная школа выступает фундаментом по формированию у детей исследовательских умений и навыков наблюдения за объектами природы. Именно в процессе исследовательской деятельности дети учатся самостоятельно находить, подбирать и проверять интересующие данные, ставить перед собой цели и задачи, планировать круг действий...
Во время ознакомления с теоретическими основами по теме исследования «Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе наблюдения за объектами природы» нами были изучены и сформулированы такие понятия как: исследовательские умения,
исследовательская деятельность, наблюдение, наблюдение как метод исследования. Все вышеперечисленные понятия тесно взаимосвязаны между собой и формирование, к примеру, у младших школьников наблюдательности дает мощный толчок к развитию исследовательских умений и исследовательской деятельности в целом, так как именно через наблюдения дети младшего школьного возраста познают и исследуют окружающий мир.
Опираясь на научные труды А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова, И.А. Зимней, под исследовательскими умениями мы понимаем способность организовывать свою деятельность, работать с информацией, обобщать ее, находить необходимое, выделять главное, сравнивать, наблюдать, оформлять и представлять результат исследования. А также способность видеть проблемы, умение задавать вопросы, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи анализировать и оценивать свою исследовательскую деятельность».
«Наблюдение - целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств. Наблюдать предметы и явления можно в самой природе или в помещении».
«Наблюдение как метод исследования - способ сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений в естественных или лабораторных условиях».
По мнению К.Д. Ушинского «именно наблюдение как метод исследования в младшем школьном возрасте является основополагающим для развития исследовательской деятельности, способностью самостоятельно думать, анализировать, формулировать цель и делать выводы». Он был убежден, «что с помощью наблюдения дети начинают активно изучать окружающий мир, а это способствует активизации познавательного процесса, развитию мышления и всячески вовлекает их в исследовательскую деятельность.
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы позволил сделать вывод о том, что у большинства испытуемых экспериментальной группы выявлен средний (50% детей) и низкий (40% детей) уровни развития исследовательских умений.
Младшие школьники со средним уровнем развития исследовательских умений с помощью преподавателя могут ставить цель исследования, но у них возникают трудности с формулировкой задач, а также сложности при её достижении. Внимательность и активность детей зависит от ряда факторов со стороны внешнего мира, если учащиеся отвлекаются, то им потом впоследствии трудно настроить себя на продуктивную работу.
Младшие школьники с низким уровнем развития исследовательских умений с трудом улавливают тему исследования, часто отвлекаются, что не дает им возможности правильно формулировать цель. Дети незаинтересованно ведут себя на эксперименте, рассеянны и ненаблюдательны. Ребята затрудняются подводить итоги без помощи преподавателя, не могут внятно формулировать выводы по окончанию исследовательской работы. К примеру, Слава О., Денис К., Ирина Н., Никита Л. продемонстрировали низкую тягу к исследовательской деятельности, у них отсутствовала мотивация и интерес к познанию и открытию нового. Эти дети пассивно и равнодушно относились к своей работе на любом этапе исследования. Редко посещали кружок по художественному творчеству и конструированию, не интересовались наблюдениями за природой. Также было выявлено, что эти ребята все время ждали полного участия и руководства со стороны преподавателя, им с трудом давалась любая исследовательская работа...
1. Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов. М.: Владос, 2001. 120 с.
2. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В. И. Андреев. М.: Высшая школа, 1991. 240 с.
3. Барышева Ю. А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками // Начальная школа. 2017. №7. С. 36-40.
4. Гладкова А. П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. № 4. С. 91-94.
5. Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск: ИЦПКПС, 2001. 280 с.
6. Зуев В. Ф. Педагогические труды. М: Издательство Академии педагогических наук, 1956. 320 с.
7. Игошев И. А. Формирование и развитие исследовательских навыков и умений у учащихся в процессе обучения физике. Челябинск, 2009. С. 84-94.
8. Исаева Е. В. Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками // Начальная школа. 1994. № 1. С. 38-41.
9. Киреева О. В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Санкт Петербург, 2009. 204 с.
10. Клепинина З. А., Чистова Л. П. Дневник наблюдений за природой и трудовой деятельностью человека. М.: 1988. 86 с.
11. Количенко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2004. 368 с.
12. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Издательство Юрайт, 2019. 444 с.
13. Коняева Е. А., Павлова Л. Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2018. 131 с.
14. Кортнев К. П., Шушарина К. П. Сочетание в обучении решения задач и лабораторного практикума // Современные методы физико-математических наук: Труды международ. конф.: Сб.ст. Орел, 9-14 октября 2006 г. / Отв. ред. А. Г. Мешков, В. Д. Селютин. Орел: ОГУ. Т. 3. 2016. 212 с.
15. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991. 339 с...(34)