Приобщение к национальным традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 10
1.1 Анализ понятия «национальные традиции» в
психолого-педагогической литературе 10
1.2 Педагогические условия и средства приобщения к
национальным традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по приобщению к национальным традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 25
2.1 Диагностика исходного уровня знаний о национальных
традициях детей младшего школьного возраста 25
2.2 Проектирование программы приобщения к национальным
традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 35
2.3 Результаты опытно-экспериментальной
работы 48
Заключение 59
Список используемой литературы 60
Приложение А Диагностическая методика О.В. Акуловой 64
Приложение Б Конспект занятия «Русские обычаи, традиции и народное творчество» 66
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 10
1.1 Анализ понятия «национальные традиции» в
психолого-педагогической литературе 10
1.2 Педагогические условия и средства приобщения к
национальным традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по приобщению к национальным традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 25
2.1 Диагностика исходного уровня знаний о национальных
традициях детей младшего школьного возраста 25
2.2 Проектирование программы приобщения к национальным
традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 35
2.3 Результаты опытно-экспериментальной
работы 48
Заключение 59
Список используемой литературы 60
Приложение А Диагностическая методика О.В. Акуловой 64
Приложение Б Конспект занятия «Русские обычаи, традиции и народное творчество» 66
Актуальность темы исследования. Национальные традиции, как важная часть патриотического воспитания, составляют основу формирования личности ребенка. Сейчас, когда само понятие самобытной русской культуры подвергается не только пересмотру, но и критике со стороны других государств из-за сложившейся политической обстановки, а многие средства массовой информации активно пропагандируют культуру западную, многие дети школьного возраста испытывают отторжение от элементов народных традиций.
Все это приводит к феномену культурной дезадаптации детей, когда они еще не знают ни традиций, ни их значения, но уже не готовы любить их или пытаться понять. В данных условиях основная роль приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста ложится на педагогов. Между тем, без приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста невозможно воспитание как гуманного гражданина, так гармоничное развитие личности.
Уже с младшего школьного возраста начинают развиваться те чувства и черты характера, которые тесно связывают его со своим народом, со своей страной и во многом определяют дальнейший жизненный путь. Язык народа, песни и музыка, игры и игрушки, традиции, природа родного края - все это влияет на формирование личности человека.
Интерес является прекрасным стимулом приобщения к культуре в частности и к учению в целом - это мотив, побуждающий к самостоятельной деятельности. Мотивация, являющаяся ведущим фактором регуляции поведения и деятельности личности, представляет особый интерес, как для педагога, так и для родителей. Проблема мотивации приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста остается актуальной на протяжении значительного периода времени, как в зарубежной, так и отечественной психологии. Столь высокий интерес обусловлен тем, что существует необходимость познания закономерностей поведения человека в аспекте отношений побуждения и реализации, а также связей между внутренними мотивационными тенденциями и действиями.
Успешность решения этой проблемы зависит во многом от профессиональной компетентности преподавателя, его умений превращать общение школьника с предметом изучения в полноценную деятельность.
Сегодня современное образование направлено на формирование общей культуры детей, развитие их нравственных, эстетических и личностных качеств; оно призвано объединять обучение и воспитание подрастающего поколения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей, принятых в обществе.
Одним из целевых ориентиров является то, что ребенок к началу обучения в школе должен обладать первичными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Ребёнок на пороге школы должен уже быть знаком с произведениями фольклора, народно-прикладного искусства своего народа. Вместе с тем школьный стандарт устанавливает основные принципы, к числу которых относятся: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей.
В документе «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» уточняется содержание предполагаемых видов воспитания, в том числе, приобщение детей к культурному наследию, которое реализуются через:
• создание для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
• увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
• поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведение культурных мероприятий, направленных на распространение традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
• создание и поддержка производства художественных, документальных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей;
• улучшение деятельности библиотек;
• создание условий для сохранения и поддержки национальных культурных традиций, народного творчества.
...
Все это приводит к феномену культурной дезадаптации детей, когда они еще не знают ни традиций, ни их значения, но уже не готовы любить их или пытаться понять. В данных условиях основная роль приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста ложится на педагогов. Между тем, без приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста невозможно воспитание как гуманного гражданина, так гармоничное развитие личности.
Уже с младшего школьного возраста начинают развиваться те чувства и черты характера, которые тесно связывают его со своим народом, со своей страной и во многом определяют дальнейший жизненный путь. Язык народа, песни и музыка, игры и игрушки, традиции, природа родного края - все это влияет на формирование личности человека.
Интерес является прекрасным стимулом приобщения к культуре в частности и к учению в целом - это мотив, побуждающий к самостоятельной деятельности. Мотивация, являющаяся ведущим фактором регуляции поведения и деятельности личности, представляет особый интерес, как для педагога, так и для родителей. Проблема мотивации приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста остается актуальной на протяжении значительного периода времени, как в зарубежной, так и отечественной психологии. Столь высокий интерес обусловлен тем, что существует необходимость познания закономерностей поведения человека в аспекте отношений побуждения и реализации, а также связей между внутренними мотивационными тенденциями и действиями.
Успешность решения этой проблемы зависит во многом от профессиональной компетентности преподавателя, его умений превращать общение школьника с предметом изучения в полноценную деятельность.
Сегодня современное образование направлено на формирование общей культуры детей, развитие их нравственных, эстетических и личностных качеств; оно призвано объединять обучение и воспитание подрастающего поколения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей, принятых в обществе.
Одним из целевых ориентиров является то, что ребенок к началу обучения в школе должен обладать первичными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Ребёнок на пороге школы должен уже быть знаком с произведениями фольклора, народно-прикладного искусства своего народа. Вместе с тем школьный стандарт устанавливает основные принципы, к числу которых относятся: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей.
В документе «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» уточняется содержание предполагаемых видов воспитания, в том числе, приобщение детей к культурному наследию, которое реализуются через:
• создание для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
• увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
• поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведение культурных мероприятий, направленных на распространение традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
• создание и поддержка производства художественных, документальных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей;
• улучшение деятельности библиотек;
• создание условий для сохранения и поддержки национальных культурных традиций, народного творчества.
...
В ходе проведенного исследования было изучены теоретические основания подходов к определению «национальная культура», проанализированы педагогические исследования по формированию знаний о национальных традициях у младших школьников средствами национальной культуры. Определено содержание знаний о национальных традициях у детей младшего школьного возраста. Выявлено значение национальной культуры как средства воспитания детей младшего школьного возраста. Национальные традиции играют важнейшую роль в процессе воспитания ребенка, именно в них происходит накопление духовных устоев и принятых в обществе норм [19].
Педагогический потенциал национальной культуры помогает реализовать этнокультурное смысловое содержание и
художественно-образную выразительность в обучении, воспитании, развитии детских возможностей.
Внеурочная деятельность школьников включает в себя все виды деятельности, направленные на приобщение младших школьников к национальной культуре и воспитание интереса к традициям русского народа и других национальностей.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы был разработан и апробирован комплекс внеурочных занятий по формированию знаний младших школьников о национальных традициях средствами национальной культуры.
Выводы, полученные на контрольном этапе, показали повышение уровней сформированности знаний о национальных традициях у детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы.
Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа, по приобщению к национальным традициям младших школьников во внеурочной деятельности позволяет сделать вывод о том, что выявленные нами и реализованные педагогические условия являются эффективными.
Педагогический потенциал национальной культуры помогает реализовать этнокультурное смысловое содержание и
художественно-образную выразительность в обучении, воспитании, развитии детских возможностей.
Внеурочная деятельность школьников включает в себя все виды деятельности, направленные на приобщение младших школьников к национальной культуре и воспитание интереса к традициям русского народа и других национальностей.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы был разработан и апробирован комплекс внеурочных занятий по формированию знаний младших школьников о национальных традициях средствами национальной культуры.
Выводы, полученные на контрольном этапе, показали повышение уровней сформированности знаний о национальных традициях у детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы.
Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа, по приобщению к национальным традициям младших школьников во внеурочной деятельности позволяет сделать вывод о том, что выявленные нами и реализованные педагогические условия являются эффективными.
Подобные работы
- Приобщение к национальным традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Приобщение к национальным традициям Республики Коми детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование нравственных представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Гражданско-правовое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Развитие музыкально-слушательской культуры младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022





