Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Приобщение к национальным традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Работа №138120

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 10
1.1 Анализ понятия «национальные традиции» в
психолого-педагогической литературе 10
1.2 Педагогические условия и средства приобщения к
национальным традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по приобщению к национальным традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 25
2.1 Диагностика исходного уровня знаний о национальных
традициях детей младшего школьного возраста 25
2.2 Проектирование программы приобщения к национальным
традициям детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 35
2.3 Результаты опытно-экспериментальной
работы 48
Заключение 59
Список используемой литературы 60
Приложение А Диагностическая методика О.В. Акуловой 64
Приложение Б Конспект занятия «Русские обычаи, традиции и народное творчество» 66

Актуальность темы исследования. Национальные традиции, как важная часть патриотического воспитания, составляют основу формирования личности ребенка. Сейчас, когда само понятие самобытной русской культуры подвергается не только пересмотру, но и критике со стороны других государств из-за сложившейся политической обстановки, а многие средства массовой информации активно пропагандируют культуру западную, многие дети школьного возраста испытывают отторжение от элементов народных традиций.
Все это приводит к феномену культурной дезадаптации детей, когда они еще не знают ни традиций, ни их значения, но уже не готовы любить их или пытаться понять. В данных условиях основная роль приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста ложится на педагогов. Между тем, без приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста невозможно воспитание как гуманного гражданина, так гармоничное развитие личности.
Уже с младшего школьного возраста начинают развиваться те чувства и черты характера, которые тесно связывают его со своим народом, со своей страной и во многом определяют дальнейший жизненный путь. Язык народа, песни и музыка, игры и игрушки, традиции, природа родного края - все это влияет на формирование личности человека.
Интерес является прекрасным стимулом приобщения к культуре в частности и к учению в целом - это мотив, побуждающий к самостоятельной деятельности. Мотивация, являющаяся ведущим фактором регуляции поведения и деятельности личности, представляет особый интерес, как для педагога, так и для родителей. Проблема мотивации приобщения к национальным традициям детей младшего школьного возраста остается актуальной на протяжении значительного периода времени, как в зарубежной, так и отечественной психологии. Столь высокий интерес обусловлен тем, что существует необходимость познания закономерностей поведения человека в аспекте отношений побуждения и реализации, а также связей между внутренними мотивационными тенденциями и действиями.
Успешность решения этой проблемы зависит во многом от профессиональной компетентности преподавателя, его умений превращать общение школьника с предметом изучения в полноценную деятельность.
Сегодня современное образование направлено на формирование общей культуры детей, развитие их нравственных, эстетических и личностных качеств; оно призвано объединять обучение и воспитание подрастающего поколения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей, принятых в обществе.
Одним из целевых ориентиров является то, что ребенок к началу обучения в школе должен обладать первичными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Ребёнок на пороге школы должен уже быть знаком с произведениями фольклора, народно-прикладного искусства своего народа. Вместе с тем школьный стандарт устанавливает основные принципы, к числу которых относятся: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей.
В документе «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» уточняется содержание предполагаемых видов воспитания, в том числе, приобщение детей к культурному наследию, которое реализуются через:
• создание для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
• увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
• поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведение культурных мероприятий, направленных на распространение традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
• создание и поддержка производства художественных, документальных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей;
• улучшение деятельности библиотек;
• создание условий для сохранения и поддержки национальных культурных традиций, народного творчества.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного исследования было изучены теоретические основания подходов к определению «национальная культура», проанализированы педагогические исследования по формированию знаний о национальных традициях у младших школьников средствами национальной культуры. Определено содержание знаний о национальных традициях у детей младшего школьного возраста. Выявлено значение национальной культуры как средства воспитания детей младшего школьного возраста. Национальные традиции играют важнейшую роль в процессе воспитания ребенка, именно в них происходит накопление духовных устоев и принятых в обществе норм [19].
Педагогический потенциал национальной культуры помогает реализовать этнокультурное смысловое содержание и
художественно-образную выразительность в обучении, воспитании, развитии детских возможностей.
Внеурочная деятельность школьников включает в себя все виды деятельности, направленные на приобщение младших школьников к национальной культуре и воспитание интереса к традициям русского народа и других национальностей.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы был разработан и апробирован комплекс внеурочных занятий по формированию знаний младших школьников о национальных традициях средствами национальной культуры.
Выводы, полученные на контрольном этапе, показали повышение уровней сформированности знаний о национальных традициях у детей экспериментальной группы по сравнению с детьми контрольной группы.
Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа, по приобщению к национальным традициям младших школьников во внеурочной деятельности позволяет сделать вывод о том, что выявленные нами и реализованные педагогические условия являются эффективными.


1. Акулова О. В. Диагностика отношения младших школьников к традиционной русской культуре // Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребёнка младшего школьного возраста: Научнометодическое пособие: В 3 ч. Ч. 2: Педагогическая диагностика социокультурного опыта ребёнка младшего школьного возраста. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2003. 303 с. С. 177-188.
2. Алексеева Ю. А. Педагогическое мастерство при проектировании и преподавании экономических дисциплин для студентов инженерного профиля: монография. Казань, 2019. 211 с.
3. Афанасьев В. Г. Педагогическое моделирование. М.: Политиздат, 1986. 267 с.
4. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие. Екатеринбург, 1996. 342 с.
5. Болотов В. А. Педагогическое образование: есть ли шанс? // Директор школы 2012. № 10(173). С. 12-17.
6. Бронникова Л. М., Курило А. В. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО: целевые установки и организационные формы // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2017. №2 (31). С. 21-24.
7. Бородина Е. Н. Художественно-эстетическое развитие детей
младшего школьного возраста в условиях современных требований // Мир, открытый детству: актуальные проблемы развития современного
образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Место издания: [б.и.] г. Екатеринбург 2020. С. 79-85.
8. Бояринцева Н. В. Продуктивная деятельность как средство развития младших школьников // Вестник науки и образования. 2021. №15 (118). Ч.1. Октябрь 2021. С. 71-73.
9. Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб.: Издательство: Детство-Пресс 2015. 164 с.
10. Бутенко Н. В. Концептуальные основы художественно­эстетического развития детей младшего школьного возраста: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / Н. В. Бутенко. Челябинск: Юж.-Ур. гос. гуманитар.-пед. ун-т. 2016. 44 с.
11. Бурцева С. Е. Конспект занятия-экскурсии в мини-музее народного быта для младшего школьного возраста / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. № 7 (17). С. 50-52.
12. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях национальной культуры: учебно-метод. пособ.. Волгоград: Учитель, 2018. 181 с.
13. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие младших школьников. Ростов н/Дону: Феникс, 2017. 441 с.
14. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 2016. 540 с.
15. Волкова Л. В. Основы организации внеурочной деятельности младших школьников: учебно-методическое пособие. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. 103 c.
... всего 43 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ