Психологические особенности самооценки младшего школьника
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования психологических особенностей самооценки младшего школьника 7
1.1 Понятие самооценки в психологии. Основные подходы к изучению влияния психологических факторов
на самооценку учащихся младших классов 7
1.2 Индивидуальные различия в психологическом развитии
самооценки младших школьников 14
Глава 2 Эмпирическое исследование психологических особенностей самооценки младшего школьника 23
2.1 Организация и проведение исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования психологических
особенностей самооценки младшего школьника 25
Заключение 44
Список используемой литературы 47
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы исследования психологических особенностей самооценки младшего школьника 7
1.1 Понятие самооценки в психологии. Основные подходы к изучению влияния психологических факторов
на самооценку учащихся младших классов 7
1.2 Индивидуальные различия в психологическом развитии
самооценки младших школьников 14
Глава 2 Эмпирическое исследование психологических особенностей самооценки младшего школьника 23
2.1 Организация и проведение исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования психологических
особенностей самооценки младшего школьника 25
Заключение 44
Список используемой литературы 47
Самооценка активно формируется в младшем школьном возрасте, который, как известно, включает в себя период от шести-семи до девятиодиннадцати лет. Прикладные аспекты самооценки рассматриваются в многочисленных исследованиях и зарубежных и отечественных психологов, таких как Л.П. Гримак, Б.В. Зейгарник, А.И. Липкина и другие. Формирование и развитие самооценки происходит под воздействием различных факторов и имеет возрастные и индивидуальные особенности (Л.С. Выготский, О.Н. Молчанова, А.В. Петровский, Г.Ю. Фоменко, Ю.И. Фролов и другие). Первый фактор - это реальный (фактический) опыт человека, как закономерное следствие его действий; второй фактор - это замещающий опыт человека (в данном случае подразумевается, что результаты, которые были достигнуты человеком, он сравнивает с результатами окружающих людей); третий фактор - это уровень активации человека, а также его эмоциональное самочувствие; и, наконец, четвертый фактор - это отношение других людей.
Одной из проблем начального образования в современных условиях является подготовка обучающихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний. В данном контексте особо важным является формирование у учащегося активной позиции в процессе обучения, то есть его превращение в субъект учебной деятельности, которая становясь ведущим видом деятельности ребенка младшего школьного возраста, требует от него умения объективно и всесторонне оценивать свои способности и особенности, иначе говоря развития самооценки до определенного уровня.
Актуальность темы исследования обусловлена сложностью психологической природы самооценки и ее взаимосвязью со всеми психологическими аспектами личности. Неадекватная самооценка детей младшего школьного возраста мешает им успешно учится, выбирать интересные для себя увлечения и быть уверенными в себе. Значительное влияние на самооценку детей младшего школьного возраста оказывает социальная среда, следовательно, чрезвычайную актуальность сегодня приобретают исследования, выявляющие психологические условия и закономерности формирования самооценки у детей в младшем школьном возрасте.
Цель исследования: теоретически и экспериментально определить влияние психологических особенностей самооценки младшего школьника на учебную деятельность.
Объект исследования: психологические особенности самооценки младшего школьника.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и учебной
деятельности младших школьников.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что самооценка младшего школьника оказывает влияние на его учебную деятельность.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть понятие самооценки в психологии и основные подходы к изучению влияния психологических факторов на самооценку учащихся младших классов.
2. Изучить индивидуальные различия в психологическом развитии самооценки младших школьников.
3. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей самооценки младшего школьника.
Методы исследования. В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ философской и психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий этап эксперимента; анкетирование, тестирование, анализ продуктов детской деятельности); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
...
Одной из проблем начального образования в современных условиях является подготовка обучающихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний. В данном контексте особо важным является формирование у учащегося активной позиции в процессе обучения, то есть его превращение в субъект учебной деятельности, которая становясь ведущим видом деятельности ребенка младшего школьного возраста, требует от него умения объективно и всесторонне оценивать свои способности и особенности, иначе говоря развития самооценки до определенного уровня.
Актуальность темы исследования обусловлена сложностью психологической природы самооценки и ее взаимосвязью со всеми психологическими аспектами личности. Неадекватная самооценка детей младшего школьного возраста мешает им успешно учится, выбирать интересные для себя увлечения и быть уверенными в себе. Значительное влияние на самооценку детей младшего школьного возраста оказывает социальная среда, следовательно, чрезвычайную актуальность сегодня приобретают исследования, выявляющие психологические условия и закономерности формирования самооценки у детей в младшем школьном возрасте.
Цель исследования: теоретически и экспериментально определить влияние психологических особенностей самооценки младшего школьника на учебную деятельность.
Объект исследования: психологические особенности самооценки младшего школьника.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и учебной
деятельности младших школьников.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что самооценка младшего школьника оказывает влияние на его учебную деятельность.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть понятие самооценки в психологии и основные подходы к изучению влияния психологических факторов на самооценку учащихся младших классов.
2. Изучить индивидуальные различия в психологическом развитии самооценки младших школьников.
3. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей самооценки младшего школьника.
Методы исследования. В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ философской и психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение, анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий этап эксперимента; анкетирование, тестирование, анализ продуктов детской деятельности); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
...
Самооценка - форма представления индивидом самого себя в качестве объекта познания, отражающая эмоционально-ценностное отношение к себе и регулирующая поведение индивида. Самооценка бывает заниженной, завышенной, адекватной. Также самооценка - это фактор, влияющий на формирование и развитие учебной деятельности учащихся. При адекватном уровне самооценки учащиеся преуспевают в учебной деятельности, а в случае заниженного или завышенного уровня самооценки успешность учебной деятельности низкая.
Для формирования адекватной самооценки можно использовать следующие средства: оценка успеваемости в обучении другими; характер взаимоотношений с педагогом, ровесниками, членами семьи; разные игры; проведение занятий с необходимостью оценки учащимся своих умений.
Мы провели эмпирическое исследование, направленное на выявление влияния самооценки на учебную деятельность детей младшего школьного возраста на базе школы №40 города Тюмени. В исследовании участвовало 30 учеников 3 классов.
По результатам методики «Шкала оценки потребности в достижении» мы сделали вывод, что больше, чем у половины учащихся уровень мотивации достижения очень низкий. Дети вполне довольны своими достижениями и у них отсутствует стремление улучшить результат более половины учащихся имеют низкий уровень мотивации достижения. Дети удовлетворены тем, что на данный момент достигнуто, у них нет стремления к улучшению результатов, они не проявляют стремление к познанию нового, если у них что-то не получается, могут, не завершив дело его бросить и отказаться от идеи.
Выводы по методике «Самооценка эмоциональных состояний»: большинства учащихся мотивация достижения находится на низком уровне и преобладает тревожность, чувствуют напряженность, боязливость, нерешительность; преобладание низкого уровня энергичности, уверенности в себе, подавленности самооценки.
По результатам методики оценки уровня сформированности учебной деятельности было выявлено следующее: наличие у детей интереса к новому и любопытства, преобладание ситуативного интереса к обучению; преобладание 3-го уровня «целеполагания»; выполнение учебных действий при сотрудничестве с педагогом; наличие неадекватного переноса учебных действий у большинства детей; равная степень преобладания уровней сформированности контроля учебной деятельности с первого и по четвертый уровни; большинством учащихся у детей наблюдает любопытство, интерес к новому, преобладает ситуативные интерес к учебе; преобладает 3 уровень «целеполагания» - переопределение познавательной задачи в практическую; большинство школьников выполняю учебные действия в сотрудничестве с учителем, у части детей неадекватный перенос учебных действий, также у некоторых наблюдается адекватный перенос учебных действий; у детей почти в равной степени преобладают с первого по четвертый уровни; неадекватная прогностическая оценка и четвертый уровень сформированности оценки учебных действий.
При анализе результатов расчетов корреляции по Пирсону по всем критериям установлена прямая положительная корреляция. Однако выявлена значимая корреляция по следующим показателям и шкалам: мотивации достижения влияют на учебный интерес, контроль и оценку учебной
деятельности; эмоционально спокойствие учащихся - учебную деятельности влияет на учебный интерес и действия, контроль и оценку учебной
деятельности; энергичность положительно - на учебные действия и оценку учебной деятельности. Такие структурные составляющие самооценки как «приподнятость» и «уверенность в себе» положительно влияют на все компоненты учебной деятельности (учебный интерес, целеполагание, учебные действия, контроль, оценка).
...
Для формирования адекватной самооценки можно использовать следующие средства: оценка успеваемости в обучении другими; характер взаимоотношений с педагогом, ровесниками, членами семьи; разные игры; проведение занятий с необходимостью оценки учащимся своих умений.
Мы провели эмпирическое исследование, направленное на выявление влияния самооценки на учебную деятельность детей младшего школьного возраста на базе школы №40 города Тюмени. В исследовании участвовало 30 учеников 3 классов.
По результатам методики «Шкала оценки потребности в достижении» мы сделали вывод, что больше, чем у половины учащихся уровень мотивации достижения очень низкий. Дети вполне довольны своими достижениями и у них отсутствует стремление улучшить результат более половины учащихся имеют низкий уровень мотивации достижения. Дети удовлетворены тем, что на данный момент достигнуто, у них нет стремления к улучшению результатов, они не проявляют стремление к познанию нового, если у них что-то не получается, могут, не завершив дело его бросить и отказаться от идеи.
Выводы по методике «Самооценка эмоциональных состояний»: большинства учащихся мотивация достижения находится на низком уровне и преобладает тревожность, чувствуют напряженность, боязливость, нерешительность; преобладание низкого уровня энергичности, уверенности в себе, подавленности самооценки.
По результатам методики оценки уровня сформированности учебной деятельности было выявлено следующее: наличие у детей интереса к новому и любопытства, преобладание ситуативного интереса к обучению; преобладание 3-го уровня «целеполагания»; выполнение учебных действий при сотрудничестве с педагогом; наличие неадекватного переноса учебных действий у большинства детей; равная степень преобладания уровней сформированности контроля учебной деятельности с первого и по четвертый уровни; большинством учащихся у детей наблюдает любопытство, интерес к новому, преобладает ситуативные интерес к учебе; преобладает 3 уровень «целеполагания» - переопределение познавательной задачи в практическую; большинство школьников выполняю учебные действия в сотрудничестве с учителем, у части детей неадекватный перенос учебных действий, также у некоторых наблюдается адекватный перенос учебных действий; у детей почти в равной степени преобладают с первого по четвертый уровни; неадекватная прогностическая оценка и четвертый уровень сформированности оценки учебных действий.
При анализе результатов расчетов корреляции по Пирсону по всем критериям установлена прямая положительная корреляция. Однако выявлена значимая корреляция по следующим показателям и шкалам: мотивации достижения влияют на учебный интерес, контроль и оценку учебной
деятельности; эмоционально спокойствие учащихся - учебную деятельности влияет на учебный интерес и действия, контроль и оценку учебной
деятельности; энергичность положительно - на учебные действия и оценку учебной деятельности. Такие структурные составляющие самооценки как «приподнятость» и «уверенность в себе» положительно влияют на все компоненты учебной деятельности (учебный интерес, целеполагание, учебные действия, контроль, оценка).
...





