Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование ученического коллектива в начальной школе во внеурочной деятельности младших школьников

Работа №138115

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования ученического коллектива младших школьников во внеурочной
деятельности 8
1.1 Анализ понятия «ученический коллектив» в психолого­педагогической литературе 8
1.2 Внеурочная деятельность как средство формирования
сплоченности коллектива младших школьников 20
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности 29
2.1 Диагностика исходного уровня сплоченности коллектива
младших школьников 29
2.2 Содержание работы по формированию сплоченности
коллектива младших школьников во внеурочной деятельности 38
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной
работы 44
Заключение 50
Список используемой литературы 53
Приложение А Методика «Наша группа» (О.И. Мотков) 59
Приложение Б Методика на определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишора «Психометрический тест К.Э. Сишора» 61
Приложение В Оценка психологического климата в коллективе (Е. Рогов) 63

Актуальность исследования. Важным аспектом в образовательном процессе является формирование личности в условиях ученического коллектива. Современное российское образование имеет цель определить четкие приоритеты в воспитании личности ребенка с компетенциями, которые помогут ребенку состояться в жизни как порядочному, высоконравственному, профессионально успешному, здоровому и счастливому человеку.
В коллективе младших школьников проходит процесс воспитания каждого ученика. Педагог, кроме организации работы на уроке, должен создать такие психологические условия в ученическом коллективе, в результате которых произойдет гармоничное становление каждой личности в частности. То есть ученический коллектив - важная составляющая полноценного развития личности. Важная часть школьной жизни проходит в ученическом коллективе, что влияет на сознание ученика, его творческое и нравственное развитие. На формирование ученического коллектива лучше всего влияют учебная программа, занятия и внеклассные совместные мероприятия.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО - это образовательная деятельность, которая реализуется в форме, отличной от аудиторной, направлена на достижение запланированных результатов освоения учебного основного плана общего начального образования. Основным преимуществом внеклассных занятий является то, что можно разработать и внедрить широкий спектр занятий с целью формирования и развития ученического коллектива.
Многие выдающиеся педагоги и психологи проводили исследования в области развития и формирования коллектива. Это мы можем увидеть в исследованиях М.Г. Казакиной, А.С. Залужного,
A. С. Макаренко, именно они раскрыли вопрос, как влияет коллектив на
формирующие личностные качества. Влияние личности на формирование и развитие коллектива показано в научных работах Л.И. Уманского, Т.Е. Конниковой, Т.Н. Мальковской., В.А. Сухомлинский, Л.И. Новикова изучали понятие лидерства в коллективе. Во всех исследованиях «сформированность» является основой развития коллектива.
B. В. Шпалинский, Л.Я. Карпенко, М.Г. Ярошевский считают, что
сформированный коллектив - это результат совместной деятельности людей.
Активная организация ученического коллектива во внеурочной деятельности является одной из лучших форм в решении проблема сплочения школьников в классном коллективе, так как уравновешивает деятельность учащихся, способствует развитию их гражданской активности.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования коллектива младших школьников и недостаточной проработанностью содержания внеурочных мероприятий.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности внеурочной деятельности для
формирования коллектива младших школьников?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности игровых методов в формировании коллектива младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: формирование ученического коллектива в начальной школе.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сформированный коллектив - это живой организм, который действует сообща для достижения общей цели и задачи. В сформировавшемся коллективе царит дружеская атмосфера, возросли духовные и нравственные ценности, есть свои традиции и правила. Дети обладают сильными коммуникативными навыками и всегда помогают друг другу.
Используя различные формы внеурочных занятий, детей можно научить совместно решать задачи, чтобы они стремились к общему результату. Все это развивает ценностные отношения, учит детей бесконфликтному общению и делает школьную жизнь детей разнообразной и веселой. Это немаловажно для правильного отношения к образовательной деятельности. В начальной школе дети должны учиться взаимодействовать в команде, иначе им будет трудно работать и общаться во взрослой жизни, потому что команды существуют во всех сферах жизни. Очень важно понимать ценность и смысл работы команды и уметь взаимодействовать в ней.
Внеурочные мероприятия являются очень важной частью школьной жизни и требуют от классного руководителя непосредственного ответственного планирования и организации.
Виды деятельности, изучаемые младшими школьниками, организуемые и направляемые учителями, являются важным средством воспитания детей. Именно различные формы внеурочной деятельности предоставляют возможности для систематической и целенаправленной работы по улучшению формирования команд младшего школьного возраста. Учителям необходимо учитывать особенности этой возрастной группы и личностные особенности каждого члена команды.
Развитие ученического коллектива - сложный и противоречивый процесс, осуществляемый с различной степенью интенсивности. В нем возможны остановки, движение вспять. Однако в целом это не стихийный, а педагогический управляемый процесс. Его эффективность зависит от знания принципов развития коллектива и закономерностей его развития. Полноценная жизнь коллектива - динамичный, непрерывно развивающийся процесс. В основе его лежит интенсивная деятельность учащихся, направленная на совместный поиск, совершенствование форм сотрудничества и результатов деятельности.
Командообразование как технология педагогического управления классным коллективом подразумевает мягкое воздействие на формирование и развитие коллектива как объект и процесс.
Под технологией командообразования мы будем подразумевать совокупность методов и способов педагогических воздействий на процесс формирования ядра коллектива и развития коллектива класса в целом, носящих характер комплексной системы и базирующейся на междисциплинарной методологии.
Одной форм, основанной на учебном сотрудничестве младших школьников, являются групповые формы обучения, потому что учащиеся работают без пошагового учительского руководства и контроля, ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения вариантов решения задачи, различных точек зрения на одно и то же явление.
Формирование учебной деятельности является самостоятельной задачей школьного обучения, не менее важной и ответственной, чем приобретение детьми знаний и умений. Овладение учебной деятельностью происходит особенно интенсивно в первые годы школьной жизни. Именно в этот период закладываются основы умения учиться. По существу, в младшем школьном возрасте человек учится, как приобретать знания. И это умение остается с ним на всю жизнь.
...


1. Алмазова И. Г. Педагогические условия формирования эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективно-творческой деятельности: монография. М.: ФЛИНТА, 2019. 242 с.
2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М.: Наука, 2003. 380 с.
3. Алиева Г. М. Игровая деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников: автореф. дисс. канд. пед. наук. Махачкала, 2018. 22 с.
4. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе:
Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2015. С.464.
5. Богданов В. А. Коллектив. Личность. Общение. Словарь
социально - психологических понятий. Л.: Изд. Ленисдат, 1987. 144с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2012. 400 с.
7. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., МГУ, 2011. 98 с.
8. Василенко Г. И. Внеклассная работа в школе. Волгоград: Учитель, 2007. 156 с.
9. Венгер Л. А. Психологическая готовность детей к обучению в школе. // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. М.,
2014. С. 27-35.
10. Вербицкий А. А. Активное обучение: контекстный подход: метод. пособие. М.: Высш. школа, 2011. 207 с.
11. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность:
Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. М.: Академия, 2012. 624 с.
12. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Избранные труды: в 6 т. - Т.2. М.: Книга по требованию, 2012. 504 с.
13. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: ПсихоЛогос, 2013. 300 с.
14. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и
педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех
специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2012. 512 с.
15. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. 4-е изд. М.: Вита-Пресс, 2013. 88 с.
... всего 60 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ