Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты процесса развития самостоятельности обучающихся младшего школьного возраста 1Q
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития самостоятельности младших школьников 10
1.2 Средства развития познавательной самостоятельности
младших школьников 20
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной самостоятельности младших школьников в ходе реализации проектов 32
2.1 Диагностика уровня развития познавательной
самостоятельности младших школьников 32
2.2 Содержание работы по развитию познавательной
самостоятельности младших школьников 39
2.3 Результаты исследования 50
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение А Диагностические методики для изучения
познавательной самостоятельности младших
школьников 66
Приложение Б Протоколы результатов исследования на
констатирующем этапе 70
Приложение В Протокол результатов наблюдения за деятельностью учащихся в процессе реализации проектов 73
Приложение Г Протоколы результатов исследования на контрольном этапе 74
Приложение Д Сводные таблицы результатов по диагностическим методикам 77
Неотъемлемой потребностью современного общества в совершенствовании образовательной системе является развитие познавательной самостоятельности у младших школьников. Уже на начальном этапе школьного обучения проявляется интенсивный интерес к усвоению новых знаний и навыков.
Стимулирование познавательной самостоятельности остается одной из ключевых задач педагогики в настоящее время. Такое важное стремление вытекает из потребности общества, умеющего использовать информацию, обладающего фундаментальными знаниями, способного принимать решения и нести ответственность за их осуществление.
В основных нормативных документах, определяющих содержание образования и воспитания в Российской Федерации: ФГОС НОО, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», можно найти подтверждение важности развития самостоятельности учащихся.
В современных нормативных документах Российской Федерации акцентируется важность социального заказа государства в отношении системы образования. Он заключается в необходимости воспитания активных и инициативных личностей, способных принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них. ФГОС НОО подчеркивает, что «одним из основных принципов образования является поддержка инициативности и самостоятельности ребенка через различные виды деятельности».
В соответствии с требованиями ФГОС НОО система образования должна организовывать вовлечение учащихся в процесс самостоятельного обучения на основе перспектив и ценностей, мотивирующих поведение людей в современных условиях. Для развития самостоятельности младших школьников прописаны условия «обеспечивающие возможность организации проектно-исследовательской деятельности выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников».
Метапредметные результаты должны отражать овладение универсальными познавательными действиями:
• базовые логические действия: сравнивать объекты, классифицировать объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
• базовые исследовательские действия: формулировать цель,
сравнивать несколько вариантов решения задачи, проводить опыт по плану; формулировать выводы;
• работа с информацией: выбирать источник получения информации; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
В Федеральном законе об образовании отмечается, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
...
Цель нашего исследования заключалась в разработке и применении методических приемов для сопровождения проектной деятельности младших школьников с целью развития их познавательной самостоятельности. Мы также стремились выявить эффективность этих приемов в процессе опытноэкспериментальной работы с участием младших школьников.
Первая глава нашей бакалаврской работы посвящена анализу психолого-педагогической литературы, связанной с проблемой исследования. В теоретической части мы рассмотрели различные точки зрения ученых на изучение познавательной самостоятельности младших школьников.
В исследовании были изучены критерии развития познавательной самостоятельности у младших школьников, а также особенности проектной деятельности в качестве средства развития этой самостоятельности.
На констатирующем этапе был использован соответствующий инструментарий диагностики развития познавательной самостоятельности, подобран комплекс диагностических методик, проведена первичная диагностика и изучены полученные результаты. Было начато наблюдение за поведением и деятельностью младших школьников во время реализации проектов.
На формирующем этапе были разработаны и использованы в ходе реализации проектов младшими школьниками методические приемы, применение которых способствует развитию познавательной самостоятельности младших школьников. Все методические приемы, представленные на формирующем этапе, имеют практико-ориентированную направленность. Было продолжено наблюдение за поведением и деятельностью обучающихся в процессе реализации проектов.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика уровня развития познавательной самостоятельности младших школьников, а также изучение полученных результатов. Были подведены итоги наблюдения за поведением и деятельностью младших школьников во время реализации проектов.
После сравнения результатов первичной и повторной диагностики всех методик было выявлено, что 33% обучающихся младшего школьного возраста продемонстрировали повышенный уровень познавательной самостоятельности. Эти результаты подтверждают положительное влияние проектной деятельности на развитие познавательной самостоятельности младших школьников. Применение методических приемов в процессе реализации проектов является оправданным и имеет практическое применение.
В результате нашего исследования была подтверждена гипотеза о том, что организация работы с младшими школьниками по индивидуальным проектам с применением методических приемов является более эффективным способом развития их познавательной самостоятельности. Таким образом, мы достигли поставленной цели работы.
1. Веденькина М. В. Современный подход к сущности понятия «познавательная самостоятельность младших школьников» в педагогической науке и практике // Современная наука в теории и практике: М.: Издательство «Перо», 2018. С. 84-102.
2. Гурина И. А. Исторический опыт развития познавательной
самостоятельности в советской дидактике в 20 - 30-е годы XX века // 2007. №5. С. 145-148. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/istoricheskiy-opyt-
razvitiya-poznavatelnoy-samostoyatelnosti-v-sovetskoy-didaktike-v-20-30-e-gody- hh-veka (дата обращения: 15.06.2023).
3. Евпятьева Т. В. Учебная самостоятельность как цель и средство управления качеством школьного образования // Сборник трудов IX Конгресса молодых ученых, Том 2. Санкт-Петербург: 2021. С. 133-134.
4. Зубрилкина Е. С. Психолого-педагогические основы
формирования и развития личностных универсальных учебных действий у младших школьников // Под редакцией Е. А. Рязанцевой, Л. Ю. Петровой, Н. В. Стребковой. Саратов: Саратовский областной институт развития образования, 2018. С. 29-35.
5. Иванова А. В. Познавательная самостоятельность как психологопедагогическая проблема в современном образовании ZZ Под редакцией А. В. Иванова, А. Г. Скрябина, Л. А. Дарбасова / Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5(78). С. 139-142.
6. Камалеева А. Р. Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников Z/А. Р. Камалеева, Н. В. Шигапова / Путь науки. 2014. № 5(78). С. 73-83.
7. Келина Д. Л. Особенности развития познавательной
самостоятельности младших школьников на уроках математики ZZ Д. Л. Келина //Научный Лидер. 2023. № 53(98). С. 91-94.
8. Костылева Е. А. Организация проектной деятельности обучающихся в системе дополнительного образования / Е. А. Костылева, Ж. В. Смирнова, Л. И. Кутепова // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-4. С. 195-198.
9. Курпатова М. А. Подготовка будущих педагогов к проектной деятельности / М. А. Курпатова, Н. А. Шмырева // Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. С. 24-28.
10. Лысогорова Л. В., Салдаева Е. Н. Технология организации
образовательной деятельности с дошкольниками, направленная на формирование инициативности и самостоятельности // Научен вектор на Балканите. 2018. №1. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/tehnologiya-
organizatsii-obrazovatelnoy-deyatelnosti-s-doshkolnikami-napravlennaya-na- formirovanie-initsiativnosti-i (дата обращения: 15.06.2023).
11. Маммадова Л. А. Формирование самостоятельности младших
школьников в учебной деятельности // Молодой ученый. 2020. №48(338). С. 429-433. URL: https: //moluch.ru/archive/338/75591 (дата обращения:
15.06.2023).
12. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений. М.: Мир и образование. 2015. 1375 с.
13. Пидкасистый П. И. Педагогика: учебное пособие /
П.И. Пидкасистый. - М. :Юрайт, 2011. С. 502.
14. Поздеева С. И. Учебная самостоятельность школьника: разное
качество и способы формирования// Екатеринбург: Уральский
государственный педагогический университет, 2022. С. 213-215.
15. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные
технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) Педагогика / Е. С. Полат,
М. Ю. Бухаркина. 3-е изд., стер. Москва: Академия, 2010. 224с.
... всего 28 источников