Введение 3
1 Теоретические аспекты взаимосвязи цифровизации и экономических показателей 7
1.1Особенности проектов цифровизации на инновационных предприятиях 9 1.2Понятие, элементы и уровни цифровизации предприятия 19 1.3Методы комплексной оценки экономических показателей и уровня цифровизации предприятия 21
2Анализ экономических показателей и уровня цифровизации проектов ТОО «KazTechInnovations» 43
2.1 Общая характеристика и структура управления ТОО «KazTechInnovations» 43
2.2 Анализ экономических показателей ТОО «KazTechInnovations»
47
2.3Моделирование и оценка бизнес-процессов ТОО «KazTechInnovations» 49 3Мероприятия по увеличению экономических показателей на основе
цифровизации проектов ТОО «KazTechInnovations» 61
3.1Пути повышения цифровизации бизнес-процессов в проектах ТОО «KazTechInnovations» 61
3.2Прогнозирование экономических показателей после повышения уровня цифровизации бизнес-процессов в проектах ТОО «KazTechInnovations» 68
Заключение 74
Список используемой литературы и используемых источников 76
Приложение А 81
Приложение Б 83
Актуальность исследования процессов цифровизации обусловлена рядом тенденций, которые с некоторой долей условности можно классифицировать по уровню экономических процессов, протекающих на современной экономике.
Во-первых, на макроуровне экономики цифровизация вместе с глобализацией представляет собой актуальный тренд, меняющий практически весь международный бизнес-ландшафт, что формирует факторы для использования национальными и транснациональными экономическими субъектами новых бизнес-моделей. Активное применение цифровых технологий позволяет предприятиям оперативно осуществить выход на международный уровень, что позволяет им повысить выручку и прибыль за счёт операций зарубежных рынков и международной торговли. Здесь можно отметить, что будет более детально раскрыто в первой главе: в последние годы процессы цифровизации существенно ускорились практически во всех отраслях национальной экономики, особенно в торговле, логистике, маркетинге и коммуникационной отрасли, тогда как отрасли реального производства внедряют достижения цифровизации с меньшими темпами роста. Однако, предприятия производственной направленности могут укрепить свой статус инноваторов именно на основе цифровых технологий и применения инновационных бизнес-процессов с их использованием. Таким образом, цифровизация бизнес-процессов сегодня охватывает практически всю глобальную экономику, трансформируя весь современный бизнес.
Во-вторых, на мезоуровне экономики необходимость внедрения достижений цифровизации постоянно подчёркивается в программных документах государственных органов. В соответствии со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, которая была разработана на 2017-2030 годы, цифровую экономику следует рассматривать как деятельность, в которой важнейшим производственным фактором является цифровая информация. Применение большого количества цифровой информации может значительно повысить эффективность системы управления, логистики и продаж готового продукта. Применительно к бизнес-процессам предприятия использование цифровизации должно базироваться на генерации и использовании цифровой информации для производства качественных товаров или оказании востребованных услуг. Следует отметить, что подобные стратегии и программы разработаны и реализуются в других национальных государствах. В этом контексте можно отметить схожие или даже аналогичные программы «Advanced Manufacturing Partnership» в США, «Made in China 2025» в КНР, «Society 5.0» в Японии, «Industrie 4.0» в Германии и «Цифровой Казахстан» в Казахстане.
В-третьих, на микроуровне экономики цифровизацию бизнес- процессов следует рассматривать как обязательный этап развития экономической системы современного предприятия. В ходе данного этапа бизнес-процессы предприятия исследуются, совершенствуются и адаптируются к использованию новейших технологий. В результате цифровизация позволяет этим предприятиям повысить скорость реагирования на изменения рыночных факторов, а также повысить эффективность производственных процессов и улучшить качество обслуживания потребителей продуктов. Поэтому всё вышеперечисленное в конечном итоге позволяет предприятию обеспечить свою конкурентоспособность и формировать новые возможности перед лицом новых вызовов, обусловленных противоэпидемическими ограничениями и усиливающейся геополитической напряжённостью. Если в XX веке предприятия могли добиться конкурентных преимуществ на счёт изменения таких бизнес-параметров как «качество», «цена» и «сервис», то в XXI веке для получения качественного конкурентного преимущества предприятию следует активное внедрять новые цифровые технологии уже на всех уровнях своей бизнес-модели. Таким образом, выбранная для исследования тема представляется актуальной.
...
Методика разработана для прогнозирования и анализа экономических показателей проекта цифровизации предприятия. Она основана на комплексном подходе, включающем статистические и экспертные оценки, а также обобщающий индекс, учитывающий устойчивое развитие. Созданная методика является информационно-аналитической базой для оценки эффективности применения цифровых технологий.
В настоящий момент времени разработка методики для прогнозирования и анализа экономических показателей проекта цифровизации предприятия является актуальным направлением, так как она дает возможность получения комплексной оценки развития всей организации в целом, также возможно более эффективное отслеживания динамики уровня цифровизации организации. Кроме того, актуальным является проведение сравнительного анализа организации.
Можно сделать вывод о том, что информация, которая получается из предложенной методики для прогнозирования и анализа экономических показателей проекта цифровизации предприятия, является полезной для широкого круга заинтересованных лиц. Таким образом, для внешних пользователей, например, для инвесторов и акционеров является полезной с точки зрения сотрудничества и финансирования, а для других внешний пользователей - способом принятия решений задач, имеющих высокое значение с общественной точки зрения.
Основным пользователем информации является непосредственно оцениваемая организация, которая может провести оценку собственной деятельности, а также выявить ее слабые стороны и недостатки и определить направления для совершенствования на основе полученных данных.
В данной работе методика была апробирована на примере компании ТОО «KazTechlnnovations», которая занимается производством радиоэлектронной аппаратуры. Для предприятия был предложен проект цифровизации - внедрение цифрового двойника. И с помощью предложенной методики рассчитан индекс влияния проекта цифровизации на деятельность предприятия. Особое внимание уделено экономическим показателям, так как наблюдается высокое значение субиндекса из раздела «Экономика».
Предложенная методика может дополняться или корректироваться без изменения алгоритма расчета итогового показателя. Одним из перспективных направлений совершенствования является разработка отраслевых индексов, учитывающих специфику видов деятельности организации.
Таким образом, в рамках данной работы были достигнуты
поставленные цели и задачи.
1. Агафонова Т.В., Пирогова С.В. Цифровизация бизнес-процессов // Экономика и бизнес. - 2020. - №12. - С.26-29.
2. Алеников А.С., Мамонова И.В., Кололеева К.И. Вариативные подходы к выбору нотации при моделировании бизнес- процессов на предприятии // Вестник Академии знаний. - 2020. - №4. - С.33-41.
3. Архипов К.Ю., Крышкова Д.С. Цифровизация бизнес-процессов // Евразийский Союз Ученых. - 2021. - №3. - С.4-5.
4. Белалова Г.Е. Влияние цифровизации на повышение эффективности бизнес-процессов предприятия // Экономика и социум. - 2022. - №4. - С.252257.
5. Гершанок А.А. Цифровизация бизнес-процессов: ключевые проблемы и ошибки внедрения // Экономика и бизнес. - 2022. - №8. - С.86-91.
6. Дадаева Б.Ш., Магомедова М.С. Особенности моделирования бизнес- процессов на предприятии, // Азимут научных исследований. - 2019. - №2. - С.233-235.
7. Джураева А.М. Особенности управления бизнесом в период цифровизации экономики // Умная цифровая экономика. - 2022. - №3. - С.72-74.
8. Дьяков С.А., Шитухин А.М., Денисова О.Г., Кирячек В.В. Современные инструменты повышения эффективности бизнес-процессов организации в условиях цифровизации // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - №3. - С.135-140.
9. Жданов В.Ю., Жданов И.Ю. Финансовый анализ предприятия с помощью коэффициентов и моделей. - М.: Проспект, 2021. - 409 с.
10. Землякова С.Н. Методические аспекты цифровизации бизнес- процессов в условиях перехода на цифровую экономику // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - №4. - С.186-189.
11. Зоидов З.К., Лобова Е.С., Пономарева С.В. Механизмы адаптации методик технико-экономического анализа проектов цифровизации бизнес- процессов // Экономика и управление. - 2019. - №12. - С.79-89.
12. Игонина Л.Л. Финансовый анализ. - М.: КноРус, 2021. - 320 с.
13. Игошина Д.Р. Особенности цифровизации бизнес-процессов в компаниях малого и среднего предпринимательства // Индустриальная экономика. - 2021. - №5. - С.1092-197.
14. Изосимова Т.А., Максимова М.В. Функциональная модель системы диагностики печатных плат // Изд-во ИЦРОН. - 2019. - №5. - С.45-49.
15. Изосимова Т.А., Максимова М.В., Михайлова О.В. Разработка автоматизированной системы управления диагностикой печатных плат на основе машинного зрения // Вестник НГИЭИ. - 2020. - №1. - С.7-18.
... всего 48 источников