Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ДЕРЕВО» В ПОЭЗИИ С.ЕСЕНИНА И М.ЦВЕТАЕВОЙ

Работа №13802

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы83стр.
Год сдачи2017
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
756
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Лингвокультурный аспект как объект лингвистики………………….6
1.1. Объективация концепта в языковой картине мира……………………..….6
1.2. Языковая картина мира в контексте гендерной лингвистики…….……..10
1.3. Вербализации концепта «Дерево» в русской языковой картине мира..…19
Выводы по главе…………………………………………………………………32
Глава 2. Лексико-семантическая и функциональная специфика вербализаций
концепта «дерево» в поэзии С. Есенина и М. Цветаевой……………………..34
2.1. Дерево в художественной системе образов С. Есенина и
М. Цветаевой……………………………………………………………………34
2.1.1. Репрезентанты концепта «Дерево» в произведениях С. Есенина……...34
2.1.2. Репрезентанты концепта «Дерево» в лирике М. Цветаевой…………...46
2.2. Сходство и гендерные различия в языковых реализациях концепта
«Дерево» в поэзии С. Есенина и М. Цветаевой………………………………..53
Выводы по главе……………………………………………………………..….67
Заключение………………………………………………………………………68
Список использованных источников…………………………………………...71

Категория концепт является предметом изучения различных
гуманитарных отраслей науки – лингвистики, культурологии,
лингвокультурологии, этнолингвистики, психологии, когнитологии,
искусствознания, теории литературы. Концепт, по мнению ученых, - это
базовое понятие когнитивно-дискурсивной парадигмы знаний,
апеллирующее к сознанию человека, представляющему собой
структурированную совокупность представлений и установок, к картине
мира, являющейся упорядоченной совокупностью (конфигурацией)
исторически, социально, культурно и мировоззренчески обусловленных
образов, «присваиваемых вместе с родным языком» [Леонтьев 1998: 117]; а
также к социально-коммуникативной практике, в процессе которой
вырабатываются каноны интерпретации и именования смысла.
Языковые средства, входящие в ассоциативно-смысловое поле
исследуемого концепта и обеспечивающие его описание в процессе
лингвокультурологического исследования, - это прямые и производные
номинации концепта; однокоренные слова, словообразовательно связанные с
основными лексическими средствами вербализации концепта;
контекстуальные синонимы; метафорические номинации концепта и его
производных (персонификация, метафоры, эпитеты); свободные
словосочетания, номинирующие те или иные признаки, которые
характеризуют концепт и др.. М.В. Пименова отмечает, что для того, «чтобы
восстановить структуру концепта, надо исследовать весь языковой корпус, в
котором репрезентирован концепт (лексические единицы, фразеологию,
паремиологический фонд), включая систему устойчивых сравнений,
запечатлевших образы-эталоны, свойственные определенному языку»
[Пименова 2004: 9]. О.Н. Прохоровой также отмечено, что «концепт,
который вознкиает в сознании человека на основе данных реального мира и
опыта человека, вербализуется на языковом уровне с помощью различных средств», к которым относятся ключевые слова, словосочетания,
фразеологизмы, пословицы, синонимические ряды, прецедентные тексты,
метафоры, ассоциативные поля (связи) и другие, отражающие опыт культуры
или конкретного человека» [Прохорова 2001: 94]. Используя описание
семантики единиц ассоциативно-смыслового поля, можно представить
содержание концепта в том виде, в котором он отражен и зафиксирован в
языке, и это дает возможность реконструировать, описывать ту часть
концепта, которая включает его наиболее коммуникативно релевантные
признаки.
Особый интерес представляют собой концепты, отраженные в
поэтическом творчестве того или иного автора. В этом отношении
интересны концепты природы, в частности, концепт «Дерево», который
позволяет проследить становление авторского мировосприятия природы и
мира человека на протяжении всего творчества. Все вышеназванное
определило актуальность темы данного исследования.
Объект исследования – лексические вербализации концепта «Дерево»
в поэзии С. Есенина и М. Цветаевой.
Предмет исследования – особенности функционирования
вербализаций концепта «Дерево» в поэзии С. Есенина и М. Цветаевой.
Цель исследования – охарактеризовать вербализации концепта
«Дерево» как элементы индивидуально-авторских поэтических картин мира
С. Есенина и М. Цветаевой.
Задачи исследования:
- выработать теоретические основы исследования, изучив научную
литературу, представляющую слово как репрезентант концепта;
- с опорой на изученную научную литературу охарактеризовать
языковую картину мира в контексте гендерной лингвистики;
- проанализировать вербализации концепта «Дерево» в русской
языковой картине мира; - проследить особенности воплощения концепта «Дерево» в
художественной системе образов С. Есенина и М. Цветаевой;
- выявить сходство и гендерные различия в объективации концепта
«Дерево» в поэзии С. Есенина и М. Цветаевой.
Теоретическую основу работы составили статьи и монографии ряда
авторов, рассматривающих проблему концептуализации знаний и их
представления в языке: Ю.Д. Апресян, А. Вежбицкая, В.И. Карасик, И.М.
Кобозева, В.В.Красных, М.В. Пименова, Л.П.Теплова, Н.И. Егоров и др.
В работе нашли применение следующие методы исследования:
описательный, сравнительный, сопоставительный, аналитический.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью
использования полученных результатов в процессе практической работы
учителя-словесника, а также для подготовки курсовых и дипломных работ
по филологическим специальностям.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Концепты лежат глубже словарных значений лексики
соответствующих языков. Ассоциации и коннотации, создаваемые
внутренней формой слова, обладают большим национальным культурным
своеобразием, чем денотат слова. Отсюда – и важная роль внутренней формы
слова в трансляции культуры. Поэтому, лингвокультурологическое изучение
вербализованных концептов и предполагает обращение к внутренней форме
слова.
Гендерная картина мира заключает в себе все многообразие
репрезентаций гендерных отношений и представлений. Гендерная языковая
картина мира – вербализованная форма гендерной картины мира, ее
глубинный слой, совокупность знаний и представлений о мире, способ
мировидения и миропонимания, в основе которых лежит функционирование
гендерных стереотипов, запечатленных в языковой форме.
Возникновение и образование гендерных стереотипов объясняется
существующими различиями мужских и женских социальных ролей.
Изучение мужских и женских особенностей речемыслительной деятельности
в гендерной языковой картине мира позволяет утверждать, что между
мужской и женской речью – как письменной, так и устной – существуют
определенные различия, позволяющие говорить о целой системе факторов –
как влияющих на эти различия, так и их обуславливающих. Развитие
лингвокультурологии позволило ученым получить данные,
свидетельствующие также о культурной обусловленности мужской и
женской речи.
Гендерные отношения фиксируются в языке в виде культурно
обусловленных стереотипов, накладывая отпечаток на речевое поведение
личности.
В частности, это проявляется на уровне вербализаций одних и тех же
концептов. В нашей работе рассмотрены вербализации концепта «Дерево». В
русской картине мира концепт «Дерево» является одним из ключевых,
поэтому его репрезентанты активно функционируют и в фольклорной, и в
художественной картине мира.
Будучи природным символом, дерево во многих культурах знаменует
динамичный рост, природное умирание и регенерацию. Почтительное
отношение к дереву в разных культурах основано на вере в его целительную
силу. У славян дерево – символ приобщения к миру предков, что
обусловлено природными факторами, фольклорно-обрядовыми традициями,
земледельческим укладом жизни, мифологическими представлениями о
мировом древе жизни. Дерево – плод Матери-Земли. В славянской
мифологии дерево рождено от брака земли и неба, его питают не только
земля и вода, но и солнечный свет. Соединяя глубину и высоту в
пространстве и во времени, дерево выступает как символ памяти о прошлом.
М.М.Маковский выделяет у слова дерево следующие символические
значения: вместилище душ, середина, число, музыка, гармония, чудо,
жертвоприношение [Маковский 1996:134-141].
В русской языковой картине мира наиболее популярным деревом
является берёза, часто поэтизируются сосна, дуб, ива, ель, рябина, тополь,
клён и липа, которые и выступают в качестве основных вербализаций
концепта «Дерево» в русской картине мира.
Концепт «Дерево» получил самобытное отражение в творчестве С.
Есенина и М. Цветаевой. Если у С. Есенина образы деревьев ассоциируются
с душой русского народа, а также сами деревья приобретают человеческие
черты, то у М. Цветаевой образы деревьев часто носят иносказательный
характер, символизируя саму героиню или близких ей людей. Кроме того,
проявляется и некоторое сходство двух поэтов, в частности, вербализация
дерева становится у обоих авторов знаком родины, но, если для С. Есенина
это береза, то для М. Цветаевой – рябина. Поэтесса наделяет деревья некоей мифической, знаковой силой,
посредством которой отражает глубины своего поэтического
мировосприятия. Для М. Цветаевой деревья – это некие символы, способные
выразить глубину поэтических переживаний, деревья – это своего рода
живые существа, которые рядом с героиней (два тополя рядом с домом),
когда она счастлива и несчастна, служат объектом перевоплощения в
минуты скорби, позволяют выразить чувство тоски, грусти, любви.
Гендерные особенности воплощения концепта «Дерево» в лирике С.
Есенина проявляются в том, что он ассоциирует себя с мужским деревом –
кленом. Отношение к березе в лирике поэта – это отношение к девушке, а при
расширении символа – к России-родине в целом. Поэт помещает
традиционный фольклорный символ в индивидуально-авторскую картину
мира.
Соответственно, можно утверждать, что гендерные различия в
восприятии мира природы и в употреблении и самом выборе репрезентантов
концепта «Дерево» в творчестве М. Цветаевой и С. Есенина наложили свой
отпечаток на художественную картину мира авторов и явились одним из
средств изобразительно-выразительного отражения мира души поэтов.
Всё это убеждает нас в перспективности дальнейшего сравнительного
исследования поэтической картины мира двух знаковых для русской
литературы поэтов.


1. Апресян Ю.Д. Отечественная теоретическая семантика в конце 20
столетия / Ю.Д. Апресян // Известия Академии Наук. – Серия «Литература и
языки».– 1999. – Т. 58.– № 4. – С. 18.
2. Афанасьев А.Н. Мифология Древней Руси. Поэтические
воззрения славян на природу / А.Н. Афанасьев. – М.: 2005. – 165 с.
3. Арутюнова Н.Д. Истина: фон и коннотация / Н.Д. Арутюнова //
Логический анализ языка. Культурные концепты. – М.:1991. – 16 с.
4. Аскольдов С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская
словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. – М.:
1997. с. 267-279.
5. Бабушкин А.П. Концептуальные типы значений / А.П. Бабушкин //
Контрастивные исследования лексики и фразеологии русского языка.–
Воронеж, 1996. – С.14.
6. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической
семантике языка, их личностная и номинативная специфика: Автореф.дис.
…докт. филол. Наук / А.П. Бабушкин – Воронеж. 1998. – 41с.
7. Белякова И.Ю. О концептах души, судьбы и тоски в поэтическом
универсуме М.Цветаевой / ИЮ. Белякова // Формула круга. Сб. статей к
юбилею проф. О.Г.Ревзиной. – М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 1999. –
264 с.
8. Болдырев Н.Н. Концептуальные структуры и языковые значения /
Н.Н. Болдырев. – М.: 1999. – 118 с.
9. Вежбицкая А. Понимание культур посредством ключевых слов / А.
Вежбицкая. – М.: 2001. – 284 с.
10. Горошко, Е. И. Особенности мужского и женского вербального
поведения : автореф. дис. … канд. филол. наук / Е.И. Горошко. – М.: 1996. –
27 с.72
11. Диброва, К. Ю. Лингвистические аспекты языковой
относительности / К.Ю. Диброва // Филологические науки. – 1996. – № 2. –
С. 3.
12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4
т. / В.И. Даль. – М.: 2006. – 621 с.
13. Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. – М.:
Художественная литература, 1975. – 216 с.
14. Есенин С. А. Избранное / С.А. Есенин. – М.: Просвещение, 1986.
– 255с.
15. Есенин С. А. Собрание сочинений: В 3т. Т.2:Стихотворения;
Поэмы; Стихотворения (1910-1915), не включенные С.А. Есениным в
основное собрание / С.А. Есенин – М.:ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. – 400с.
16. Есенин С.А. Собрание сочинений: В 3т. Т.3: Проза;
Литературно-критические статьи заметки; Автобиографии; Письма и
заявления; Дарственные надписи и заявления, стихотворные послания и
альбомные записи / С.А. Есенин. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2001. –
384с.
17. Жуматова, Ю. В. Психолингвистические различия мужской и
женской речи / Ю.А. Жуматова // Прагматический аспект коммуникативной
лингвистики и стилистики : сб. науч. Трудов. – Челябинск : Образование,
2007. – С. 39.
18. Ивлева М.Х. Базисные концепты ментального мира человека /
М.Х. Ивлева. – Уфа, 2002. – 117 с.
19. Кострикина А.П. Художественный образ и концепт/ А.П.
Кострикина // Актуальные проблемы высшей школы: материалы науч.-
практ.конф. /сост. С.А. Аржанова, Н.Д. Жидкова; науч.ред. Д.А. Галай,
Н.Д.Жидкова.–Куйбышев,2004. –С.59-60.
20. Кострикина А.П. Художественный образ и концепт / А.П.
Кострикина // Проблемы интерпретации текста в вузе и школе:сб.ст. / под73
общ.ред. В.М. Физикова; отв. ред. Н.Д.Жидкова, Н.В.Гутова, Г.Е.Понурова.
– Омск: ОмГПУ, 2007. – С.17-24.
21. Катермина, В. В. Гендерный фактор в обществе, культуре и языке
: женские и мужские языковые картины мира / В.В. Кастермина // Языковая
картина мира : лингвистические и культурологические аспекты : материалы
VI междунар. науч.-практ. конф. – Бийск : БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. –
С. 148.
22. Котик, О. В. Гендер как фактор языковой концептуализации :
концепты мужественности и женственности в в рекламном тексте / О.В.
Котик. – М., 2006. – 52 с.
23. Кириллина, А. В. Гендерные аспекты языка и коммуникации :
автореф. дис. … д-ра филол. Наук / А.В. Кириллина. – М.: 2000.– 33 с.
24. Кириллина, А. В. Словарь гендерных терминов / А.В. Кириллина.
– М. : Информация – XXI век,

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ