Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников 8
1.1 Понятие контрольно-оценочной самостоятельности и сущность контрольно-оценочной деятельности в начальной
школе 8
1.2 Методы и приемы формирования контрольно-оценочной
самостоятельности младших школьников 19
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию контрольно-оценочной самостоятельности детей младшего школьного возраста 25
2.1 Диагностика уровня сформированности контрольнооценочной самостоятельности младших школьников 25
2.2 Формирование контрольно-оценочной самостоятельности
младших школьников в учебном процессе 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 43
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Результаты исследования по методике «Найди отличия», С.Е. Гаврина 58
Приложение Б Результаты исследования по методике «Выкладывание узора из кубика», П.Я. Гальперин 59
Приложение В Результаты исследования по методике оценки уровня сформированности и оценки обучающихся, Г.В. Репкина, Е.В. Заика 60
Актуальность выпускной квалификационной работы имеет большое значение в свете ориентации начального образования на выполнение требований ФГОС НОО. В этом контексте возникает потребность в понимании возможностей использования новых научных данных для формирования у младших школьников навыков самоконтроля и самооценки. Не вызывает сомнений, что на данный момент учителя должны активно заниматься формированием контрольно-оценочной самостоятельности учеников. Однако, основные трудности заключаются в правильном применении методов и приемов, которые способствуют формированию этих навыков в процессе обучения.
Исследование теоретических методологических основ формирования контрольно-оценочной самостоятельности показало, что интерес к методам и приемам контрольно-оценочной самостоятельности огромен. Эта проблема в ее современном и историческом аспектах освещена в трудах различных авторов:
- труды, освещающие сущность контрольно-оценочной
самостоятельности школьников (Г.В. Веревкина, В.В. Давыдов, М.В. Енжевская, Е.А. Стекольщикова, Д.Б. Эльконин);
- работы, раскрывающие возможности учебного процесса для формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников (В.Н. Лутошкина, В.В. Нефедова, М.А. Скворцова, В.А. Тариева).
Таким образом, необходимость работы учителя в области формирования контрольно-оценочной самостоятельной не вызывает сомнения.
Тема исследования, связанная с контрольно-оценочной самостоятельностью, является важной, но ее применение на практике все еще остается редким. Это происходит по двум основным причинам: недостаточная компетентность учителей в этой области и отсутствие рекомендаций по методам и приемам контрольно-оценочной самостоятельности, которые могут быть использованы на уроках.
Анализ научной и методической литературы по исследуемой теме выявил противоречие между существующей необходимостью формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и отсутствием методических разработок по использованию различных методов и приемов формирования контрольно-оценочной самостоятельности...
Контрольно-оценочная самостоятельность является важным навыком для учеников любого возраста, поскольку помогает им лучше понимать свои сильные и слабые стороны, улучшать свои учебные результаты и достигать больших успехов в жизни. Для развития этого навыка рекомендуется использовать различные методы, такие как самооценка, обратная связь, установка целей и многое другое.
В ходе исследования теоретических аспектов формирования контрольно-оценочной самостоятельности были получены следующие результаты:
- обоснованы понятие контрольно-оценочной самостоятельности и сущность контрольно-оценочной самостоятельности в начальной школе;
- определены методы и приемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
- определили, что методов и приемов формирования контрольно-оценочной самостоятельности достаточно много. С помощью внедрения методов и приемов формирования контрольно-оценочной самостоятельности в учебную деятельность младшие школьники учатся оценивать себя, видеть свои результаты усвоения материала, ставить цели и определять способы их достижения;
В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию контрольно-оценочной самостоятельности детей младшего школьного возраста были получены следующие результаты:
- на констатирующем этапе было проведено исследование уровня сформированности контрольно-оценочной самостоятельности
обучающихся первых классов. Выявлено, что уровень развития контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников находится на низком и среднем уровнях;
- на формирующем этапе был разработан и реализован комплекс методик и приемов по формированию контрольно-оценочной самостоятельности;
- на контрольном этапе проведена повторная диагностика уровня
сформированности контрольно-оценочной самостоятельности
обучающихся первых классов, которая доказала эффективность применяемых методик и приемов;
- данные о формировании контрольно-оценочной самостоятельности на уроках математики, на основе внедренных приемов и методик, на формирующем этапе эксперимента, показывают нам о результативности подхода к формированию контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся 1 класса. При продолжении работы в данном направлении можно добиться наилучших результатов.
Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.