Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников 8
1.1 Понятие контрольно-оценочной самостоятельности и сущность контрольно-оценочной деятельности в начальной
школе 8
1.2 Методы и приемы формирования контрольно-оценочной
самостоятельности младших школьников 19
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию контрольно-оценочной самостоятельности детей младшего школьного возраста 25
2.1 Диагностика уровня сформированности контрольнооценочной самостоятельности младших школьников 25
2.2 Формирование контрольно-оценочной самостоятельности
младших школьников в учебном процессе 36
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 43
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Результаты исследования по методике «Найди отличия», С.Е. Гаврина 58
Приложение Б Результаты исследования по методике «Выкладывание узора из кубика», П.Я. Гальперин 59
Приложение В Результаты исследования по методике оценки уровня сформированности и оценки обучающихся, Г.В. Репкина, Е.В. Заика 60
Актуальность выпускной квалификационной работы имеет большое значение в свете ориентации начального образования на выполнение требований ФГОС НОО. В этом контексте возникает потребность в понимании возможностей использования новых научных данных для формирования у младших школьников навыков самоконтроля и самооценки. Не вызывает сомнений, что на данный момент учителя должны активно заниматься формированием контрольно-оценочной самостоятельности учеников. Однако, основные трудности заключаются в правильном применении методов и приемов, которые способствуют формированию этих навыков в процессе обучения.
Исследование теоретических методологических основ формирования контрольно-оценочной самостоятельности показало, что интерес к методам и приемам контрольно-оценочной самостоятельности огромен. Эта проблема в ее современном и историческом аспектах освещена в трудах различных авторов:
- труды, освещающие сущность контрольно-оценочной
самостоятельности школьников (Г.В. Веревкина, В.В. Давыдов, М.В. Енжевская, Е.А. Стекольщикова, Д.Б. Эльконин);
- работы, раскрывающие возможности учебного процесса для формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников (В.Н. Лутошкина, В.В. Нефедова, М.А. Скворцова, В.А. Тариева).
Таким образом, необходимость работы учителя в области формирования контрольно-оценочной самостоятельной не вызывает сомнения.
Тема исследования, связанная с контрольно-оценочной самостоятельностью, является важной, но ее применение на практике все еще остается редким. Это происходит по двум основным причинам: недостаточная компетентность учителей в этой области и отсутствие рекомендаций по методам и приемам контрольно-оценочной самостоятельности, которые могут быть использованы на уроках.
Анализ научной и методической литературы по исследуемой теме выявил противоречие между существующей необходимостью формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и отсутствием методических разработок по использованию различных методов и приемов формирования контрольно-оценочной самостоятельности...
Контрольно-оценочная самостоятельность является важным навыком для учеников любого возраста, поскольку помогает им лучше понимать свои сильные и слабые стороны, улучшать свои учебные результаты и достигать больших успехов в жизни. Для развития этого навыка рекомендуется использовать различные методы, такие как самооценка, обратная связь, установка целей и многое другое.
В ходе исследования теоретических аспектов формирования контрольно-оценочной самостоятельности были получены следующие результаты:
- обоснованы понятие контрольно-оценочной самостоятельности и сущность контрольно-оценочной самостоятельности в начальной школе;
- определены методы и приемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;
- определили, что методов и приемов формирования контрольно-оценочной самостоятельности достаточно много. С помощью внедрения методов и приемов формирования контрольно-оценочной самостоятельности в учебную деятельность младшие школьники учатся оценивать себя, видеть свои результаты усвоения материала, ставить цели и определять способы их достижения;
В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию контрольно-оценочной самостоятельности детей младшего школьного возраста были получены следующие результаты:
- на констатирующем этапе было проведено исследование уровня сформированности контрольно-оценочной самостоятельности
обучающихся первых классов. Выявлено, что уровень развития контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников находится на низком и среднем уровнях;
- на формирующем этапе был разработан и реализован комплекс методик и приемов по формированию контрольно-оценочной самостоятельности;
- на контрольном этапе проведена повторная диагностика уровня
сформированности контрольно-оценочной самостоятельности
обучающихся первых классов, которая доказала эффективность применяемых методик и приемов;
- данные о формировании контрольно-оценочной самостоятельности на уроках математики, на основе внедренных приемов и методик, на формирующем этапе эксперимента, показывают нам о результативности подхода к формированию контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся 1 класса. При продолжении работы в данном направлении можно добиться наилучших результатов.
Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.
1. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 (ред. от 18.07.2022). URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base424649&dst=1000000001 #HMWYQSTAlr9wubjM1 (дата обращения: 19.12.2022).
2. Антохина В. А., Должикова А. И. Формирование контрольнооценочной самостоятельности младших школьников при обучении орфографии: опыт систематизации научно-методических решений проблемы // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. 2020. Т. 2. № 3 (8). С. 39 -44.
3. Астрецова Н. В. Формирование контрольно-оценочной
самостоятельности младших школьников в условиях современной школы // Общество и личность: гуманистические тенденции в развитии современного общества. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников. 2017. С. 102 -107.
4. Бейбулатова С. Х. Формирование контрольно-оценочной
самостоятельности у младших школьников // Реализация ФГОС дошкольного и начального общего образования: опыт прошлого - взгляд в будущее. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск, 2019. С. 534 -539.
5. Богатырева Е. П. Возможности развития контрольно-оценочной самостоятельности в учебной деятельности младших школьников // Актуальные проблемы методологии научно-педагогических исследований и практической деятельности педагога. 2020. С. 9 -15.
6. Воронцов А. Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 5. С. 21 -36.
7. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий/П. Я. Гальперин. М., 1958. 133 с.
8. Горовая О. А., Коркина В. Н. К вопросу об использовании эффективных приемов и методов в формировании контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников // Векторы образования: от традиций к инновациям. материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2020. С. 15 -18.
9. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
10. Дамбовская В. А. Этапы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников // Наука и общество: взгляд молодых исследователей. Материалы пятнадцатой Всероссийской научной конференции школьников и студентов с международным участием. Науч. редактор Е. Н. Власова. Абакан, 2021. С. 11 -12.
11. Должикова А. И., Антохина В. А. Формирование контрольнооценочной самостоятельности младших школьников при обучении русскому языку // Вопросы педагогики. 2019. № 7 -1. С. 24 -31.
12. Енжевская М. В. Формирование контрольно-оценочной
деятельности младших школьников в условиях безотметочной системы // Человек и образование. 2010. № 2. С. 112 -118.
13. Захарова А. В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. М.: АСТ. 2006. 162 с.
14. Калинина Л. В., Хомич А. В. Проектирование работы по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников // Вестник Иркутского университета. 2021. № 24. С. 190 -192.
15. Коваленко Е. В. Формирование контрольно-оценочной
самостоятельности младших школьников // Ступени успеха: сборник материалов III Многопрофильной научно-практической конференции молодых ученых и преподавателей. Ростов-на-Дону. 2022. С. 57 -60...30