Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы административно-правового механизма 6
2 Общая характеристика административно-правового механизма
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 19
2.1 Определение понятий «чрезвычайная ситуация», «предупреждение чрезвычайных ситуаций» и «ликвидация чрезвычайных ситуаций» 19
2.2 Нормативно-правовые акты в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 23
3 Механизм государственного федерального надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера 36
3.1 Общая характеристика государственного контроля (надзора) 36
3.2 Государственный федеральный надзор в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 50
3.3 Правоприменительная практика в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера 67
Заключение 71
Список используемой литературы и используемых источников 73
Всю свою историю люди сталкиваются с бедствиями и катастрофами различного характера не зависимо от региона проживания. Данные события зачастую приводят к массовой гибели людей, животных, экосистем, разрушению инфраструктуры, обширным экономическим потерям для государств. В настоящее время в связи с развитием технологий, в том числе и очень опасных, к типичным природным факторам, вызывающим бедствия и катастрофы, добавился и антропогенный фактор, который может сделать определенные территории непригодными для жизни на очень долгое время.
В связи с этим практически все государства принимают меры по защите своих территорий и населения от таких фатальных событий. Не является исключением и наша страна - Российская Федерация. Согласно обзору РИА «Новости» в 2020-2023 годах чрезвычайной ситуацией федерального характера в России признано 7 событий. В пяти случаях причиной этих чрезвычайных ситуаций стали стихийные бедствия (наводнения, паводки, лесные пожары), в двух случаях причиной чрезвычайных ситуаций стала деятельность человека (наводнение после разрушения Каховской ГЭС украинскими войсками, разлив дизельного топлива из лопнувшей цистерны в г. Норильск Красноярского края).
Учитывая размеры нашей страны и то, что последствия чрезвычайных ситуаций носят катастрофический характер, возникает необходимость организации постоянного контроля и мониторинга обстановки на большей части территории нашей огромной страны, а также требуется организация скорейшего привлечения всех наличных сил и средств для своевременного купирования выявленных угроз, устранения последствий возникших чрезвычайных ситуаций.
Для успешного решения этой задачи государство должно иметь действенный правовой механизм позволяющий организовать эффективную деятельность субъектов правоотношений в данной области, а учитывая организующую роль государства и характер данных отношений, наиболее оптимальным для регулирования отношений в данной области будет использование механизма административно-правового регулирования.
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является одной из важнейших целей государственной политики Российской Федерации в области национальной безопасности, , в связи этим, мы считаем целесообразным исследовать существующий административно-правовой механизм предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с принятием, исполнением и применением норм, регулирующих деятельность в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предмет исследования - нормы действующего законодательства, составляющие систему мер административно-правового характера по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Цель исследования: изучить и провести комплексный анализ административно-правового механизма, направленного на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Задачи исследования:
• Исследовать сущность понятия «административно-правовой механизм»;
• Исследовать административно-правовые нормы действующего
законодательства, регулирующие отношения в сфере
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• Рассмотреть результаты правоприменительной практики в исследуемой области.
• Выявить проблемы правового регулирования в данной области и предложить пути их решения.
В рамках настоящей работы мы провели исследование административно-правового механизма предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также выяснили роль государственного федерального надзора в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По результатам исследования мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, административно-правовой механизм предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера направлен на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Государственные органы с помощью комплекса правовых средств воздействуют на правоотношения между субъектами с целью обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Во-вторых, законодательство, регулирующее отношения в рассматриваемой области, состоит из большого числа НПА различного уровня. Их положения содержат нормы устанавливающие субъектов данных отношений, их полномочия, права и обязанности, регламентируют порядок действий конкретных субъектов, устанавливают юридические факты являющиеся основаниями для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений. Основными НПА содержащими указанные нормы являются: федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении»; федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
В-третьих, федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является административно-правовым средством 71
обеспечения исполнения субъектами правоотношений правовых предписаний и норм. Кроме того, по результатам надзора можно оценить фактическое состояние правового регулирования в данной области. Именно государственный надзор позволяет в режиме повседневной деятельности обеспечить готовность сил и средств РСЧС к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В-четвертых, при проведении исследования нами были выявлены следующие недостатки административно-правового механизма предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
• узость понятийного аппарата, необходимого для правильного толкования и правоприменения законодательных норм;
• нормы, регулирующие отношения в данной области, содержатся в очень большом количестве НПА различного уровня, вплоть до локальных НПА организаций;
• наделение субъектов Российской Федерации правом законотворчества в данной области не дало тех результатов, которые ожидались законодателем;
• снижение количества контрольно-надзорных мероприятий ведет к
росту числа нарушений поднадзорными субъектами
законодательства в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В целях совершенствования административно-правового механизма предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мы предлагаем провести кодификацию всего «чрезвычайного» законодательства в единый Чрезвычайный кодекс.
В рамках данного мероприятия необходимо актуализировать и систематизировать нормы, регулирующие отношения в данной области, что положительно скажется, как на правовом регулировании, так и на правореализации в данной сфере.
1. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М.: Юрид. лит., 1966. 186 с.
2. Байтин, М. И. Сущность права: современное нормативное правопонимание на грани двух веков. Саратов: СГАП. 2001. 416 с.
3. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 (ред. от 19.12.2022). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48356/ (дата обращения:
30.10.2023) .
4. Временное положение о государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров СССР от 21 ноября 1990 г. № 1175 (утратило силу). URL: https://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_17625.htm (дата обращения: 25.10.2023).
5. Временное положение о Государственной общесоюзной системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров СССР № 1282 от 15 декабря 1990 г. (утратило силу). URL: https://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_17801.htm (дата обращения: 25.10.2023).
6. Доклады с обобщением правоприменительной практики и руководствами по соблюдению обязательных требований за 2022 год (утв. Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору 24 апреля 2023 г.). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406722039 (дата обращения: 30.10.2023).
7. Козлов Ю. М., Попова Л. Л. Административное право: учебник. М., 2000. 686 с.
8. Коренев А. П. Административное право России: учебник. М., 2001.
268 с.
9. Коренев А. П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть I. M.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», 1999. 268 с.
10. Кузнецова С. А. К вопросу об определении понятия «правовой механизм»//Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 1. С. 9-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-opredelenii- ponyatiya-pravovoy-mehanizm (дата обращения: 16.10.2023).
11. Малько А. В. Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова. - М., 1997. - С. 625.
12. Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей
[Электронный ресурс] : Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ (ред. от 14.07.2022 № 351-ФЗ). URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7746/ (дата обращения:
26.10.2023) .
13. О безопасности гидротехнических сооружений [Электронный
ресурс] : Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ (ред. от 23.12.2003 № 186-ФЗ). URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15265/ (дата обращения:
28.10.2023) .
14. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле
в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 19.10.2023 № 506-ФЗ). URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/ (дата обращения:
27.10.2023) .
15. О гражданской обороне [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ (в ред. от 04.08.2023 № 440-ФЗ). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17861/ (дата обращения:
26.10.2023) .
... всего 35 источников