Введение.
Глава 1. Особенности жанра рецензии в общественно-политическом издании
1.1. Рецензия: общая характеристика жанра
1.2. Рецензия как жанр литературно-художественной критики................ 8
1.3. Полифункциональность жанра рецензии.
1.4. Традиционное и современное искусство
1.5. Понятие выставки
Глава 2. Интертекстуальность как текстообразующая категория рецензии... 20
2.1. Вторичность жанра рецензии
2.2. Понятие фрейма
2.3. Понятие интертекстуальности
2.4. Фреймовая структура рецензии
2.5. Фреймовая структура рецензии на выставки современного искусства
2.6. Фреймовая структура рецензии на выставки традиционного искусства
2.7. Факультативные слоты фрейма выставка
Глава 3. Особенности актуализации интертекстуального фрейма .................. 50
3.1. Интертекстуальные связи с другими выставками ............................. 50
3.2. Интертекстуальные связи с критическими текстами ........................ 55
3.3. Интертекстуальные связи с другими произведениями искусства ... 59
Заключение
Материалы исследования
Список литературы
Приложение .
В настоящей работе исследуются интертекстуальные связи в жанре рецензии.
Актуальность работы обусловлена несколькими факторами. Во-первых,
за последнее время в освещении художественной тематики в медиатекстах
произошел ряд изменений. Исследователи отмечают увеличение влияния рыночных отношений на критический дискурс в СМИ: произведения искусства
все чаще оцениваются как объекты потребления, усиливается рекламная интенция в текстах рецензий1. Кроме того, в связи с развитием интернета
наблюдается рост количества рецензий прежде всего за счет любительской
«обыденной критики»2, к которой относятся тексты, создаваемые пользователями новых медиа. Это оказывает влияние на формирование нового вида
критики, в котором профессионализм уходит на второй план, критический
анализ представлен поверхностно, преобладают констатирующие, экспрессивные высказывания без аргументации. В связи с этими тенденциями необходимо обратить внимание на особенности функционирования тестов рецензий в современных СМИ, созданных профессиональными рецензентами.
Во-вторых, исследователи указывают на трансформацию жанровой системы, «упразднение жанровых перегородок»3, «перестройку жанровой системы»4. Поэтому необходимо установить, какие черты традиционной рецензии сохранились в трансформированном виде жанра, какие методы рецензия
заимствует у других жанров и какие особенности рецензии могут быть использованы в текстах других жанров. Актуальность исследования данного
жанра повышается также в связи с тем, что в современных СМИ рецензия27
является самым распространенным жанром, относящимся к дискурсу искусства.
В-третьих, в данной работе исследуются рецензии на выставки, что
обусловлено развитием художественных и коммуникативных возможностей
экспозиций. Согласно исследователям Ризе Гринберг, Брюсу Фергюсону и
Сенди Нейрн, «выставки становятся тем медиумом, через посредство которого только и можно узнать о существовании большей части искусства… здесь
происходит обмен и здесь конструируется, поддерживается и временами деконструируется значение искусства»5. Кроме того, за последнее время отмечается рост числа выставок в музейных программах.
В-четвертых, в современной медиалингвистике активно изучается понятие интертексуальности. Поскольку в традиционном понимании рецензирование является механизмом культуры, способом генерации новых смыслов
за счет межтекстового взаимодействия, необходимо рассмотреть функционирование интертекстуальных знаков именно в этом жанре.
Цель данного исследования заключается в установлении особенностей
интертекстуальных связей в жанре рецензии на выставки.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
охарактеризовать жанр рецензии в СМИ;
определить фреймовую структуру рецензии на выставки традиционного и современного искусства;
рассмотреть представление выставки в тексте рецензии на основе
категории интертекстуальности;
выявить способы актуализации интертекстуального фрейма.
Объектом изучения являются рецензии на выставки в СМИ. Предмет
исследования – выявление и анализ средств выражения интертекстуальных
связей в рецензии на выставки.
Материалом для исследования послужили 36 рецензий на выставки,
опубликованные в газете «Коммерсант» за последние 5 лет. Выбор издания
неслучаен. «Коммерсант» является одним из ведущих общественнополитических изданий, в котором рецензии на выставки появляются регулярно и освещаются как крупные, так и небольшие экспозиции. Авторами материалов выступают профессиональные арт-критики и искусствоведы. В
связи с этим рецензии в газете «Коммерсант» соответствуют целям и задачам работы.
Теоретической базой являются исследования теории интертектуальности (Р. Барт, М.М. Бахтин, Ж. Женнет, Ю. Кристева, Ю.М. Лотман), жанра
рецензии (В.И. Баранов, А.Г. Бочаров, Т.И. Синдеева, Ю.И. Суровцев, А.А.
Тертычный), медиалингвистики (Л.Р. Дускаева, В.И. Коньков, К.А. Рогова,
А.Н. Потсар), когнитивной лингвистики (Т. А. ван Дейк, М. Минский, Н.Л.
Сунцова), а также выставочной деятельности (Б. Гройс, В. Мизиано, Б. Олива). Специальных исследований, посвященных теме данной работы, нами не
выявлено. Интертекстуальность в публицистическом дискурсе глубоко изучена в работах «Интертекстуальность в прессе» К. А. Костыгиной, «Интертекстуальность и фигуры интертекста в публицистическом дискурсе» Г.В.
Бобровской, «Источники интертекстуальных включений в языке современной прессы» О.В. Фокиной. Но в задачи данных исследований не входило
рассмотрение интертекстекстуальности на примере жанра рецензии. В.Е.
Чернявская рассматривает интертекстекстуальность в жанре научной рецензии7. Однако многие положения данной работы не применимы для настоящего исследования, что объясняется различиями коммуникативных установок и
речевых особенностей научной и публицистической рецензии. Кроме того, в
данной работе определяется слотовое наполнение фрейма «выставка», актуализированное в жанре рецензия. Вышесказанное обуславливает новизну данного исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные
результаты позволяют развить отдельные положения теории журналистских
жанров и теории интертекстуальности. Практическая значимость работы связана с тем, что результаты исследования можно использовать при изучении
жанра рецензии в СМИ на практических занятиях по стилистике.
В ходе исследования, помимо общенаучных методов, были использованы методы контент-анализа, лингвостилистического анализа, описательный и сравнительный методы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы
и приложения. В первой главе характеризуются особенности жанра рецензии.
Вторая глава состоит из исследования интертекстуальности как текстообразующей категории рецензии. В третьей главе рассматривается интертекстуальное взаимодействие рецензии с другими текстами культуры. В заключении подводятся итоги работы и формулируются основные выводы. В приложении представлены тексты, используемые для анализа.
Современная рецензия в общественно-политическом издании утрачивает связь с традиционной рецензией как жанром литературно-художественной
критики и испытывает сильное воздействие политической и экономической
сфер. В связи с этим выставка прочитывается в контексте общественно-политической и рыночной ситуации, что оказывает сильное влияние на то, как представлена экспозиция в тексте.
В условиях современной художественной и экономической ситуации
выставка теряет свою автономию и подвержена влиянию системы искусства.
На восприятие выставки воздействует политика институций, проводящих
выставку, отношения внутри музейного сообщества, развитие художественного процесса
Структура фрейма «выставка» отражает упомянутые изменения в художественной и медиасфере. Основными слотами фрейма «выставка» являются слоты «экспонаты», «художник», «институции, организовавшие выставку» и «куратор». Фрейм «выставка» вступает во взаимодействие с фреймом «общественно-политическая ситуация» и интертекстуальным фреймом,
которые оказывают сильное влияние на восприятие фрейма «выставка». Однако у рецензии нет универсальной фреймовой структуры, в связи с чем
набор факультативных слотов может варьироваться. В рецензиях на выставки традиционного искусства, которое, как правило, знакомо читателю, автор
слабо представляет слот «экспонаты». Стремясь установить контакт с читателем, автор больше раскрывает слот «художник». В рецензиях на выставки
современного искусства больше внимания уделяется вербализации слота «экспонаты» и «куратор».
Интертекстуальные связи в рецензии проявляются на двух уровнях: на
уровне всего фрейма «выставка» и на уровне интертекстуального фрейма.
В первом случае интертекстуальность служит для представления выставки в рецензии. Первичный текст выставки во вторичном тексте рецензии
предстает в трансформированном виде. На способы представления выставки69
оказывает воздействие авторское начало, концепция издания и тип выставки.
Поскольку выставки являются невербальными знаковыми системами, авторы
не имеют возможности использовать фигуры интертекста для представления
первичного текста. Поэтому авторы используют средства создания изобразительности, благодаря чему читатель воспринимает выставку сквозь призму
авторского «я». Авторы акцентируют те элементы первичного текста, которые являются наиболее актуальными для современной общественнополитической ситуации и оценивают их исходя их идеологии издания. В том
случае, если на выставке представлены известные экспонаты и использована
типовая концепция их расположения, в рецензии поверхностно представлен
первичный текст. Смысловым центром рецензии будут выступать другие
слоты. Первичный текст выставки может выступать не объектом оценки, а
способом оценки общественно-политических проблем. Это объясняет то, что
в тексте выставка может быть представлена минимально или в трансформированном виде.
Интертекстуальный фрейм, актуализированный в тексте рецензии, состоит из следующих слотов: выставки, критические тексты и произведения искусства.
Как правило, обращение к другим выставкам в рецензиях на современное искусство служит для раскрытия концепции экспозиции, в рецензиях на
традиционное искусство – для характеристики взаимодействия институций системы искусства.
Интертекстуальные включения из критических текстов используются
авторами для аргументации оценки за счет согласия или несогласия с позицией другого критика. Благодаря этому текст приобретает качество двуголосости. Обращение к дискурсу других критиков обладает большим воздействующим потенциалом и повышает статус выставки. Основными формами
интертекстуальных включений из критического дискурса являются цитата,
косвенная речь и несобственно-прямая речь.70
Другие произведения искусства, присутствующие в качестве интертекстуальных знаков в тексте, также выполняют утилитарную функцию. В случае обращения к известным произведениям, авторы актуализируют минимизированное представление, инвариант восприятия, что способствует облегчению восприятия текста и установление контакта с читателем. Малоизвестные
для непрофессиональной аудитории произведения повышают статус выставки в восприятии читателя.
В связи с ограниченным размером рецензии авторы часто апеллируют
не конкретным текстам культуры, а к дискурсу художников, писателей, философов в целом. В рецензиях на традиционное искусство обычно присутствуют дискурсы других художников, в рецензиях на современное искусство
– критиков и философов.
В отличие от традиционного жанра рецензии, представляющего литературно-художественную критику, интертекстуальные и интердискурсивные
связи в рецензии в общественно-политическом издании используются не
столько для введения произведения в художественный контекст, сколько для
воздействия на читателя за счет установления контакта и повышения статуса информации
1. Долинина К. Авторская лишность // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2009119 (дата обращения: 21.04.2016)
2. Долинина К. Альбом для рисовальщика // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc-rss/1895875 (дата обращения: 21.04.2016)
3. Долинина К. Гений в цитатах // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2504387 (дата обращения: 21.04.2016)
4. Долинина К. Игроки сыграли в Петербурге // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2281249 (дата обращения: 21.04.2016)
5. Долинина К. Искусство вниз головой // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2776134 (дата обращения: 21.04.2016)
6. Долинина К. Литейное воспроизводство // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2375461 (дата обращения: 21.04.2016)
7. Долинина К. Личная геометрия Захи Хадид // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2757126 (дата обращения: 21.04.2016)
8. Долинина К. Мастера ограниченного контингента // Коммерсант
// http://www.kommersant.ru/doc/2864836 (дата обращения: 21.04.2016)
9. Долинина К. Мастер кривых огурцов // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/1873945 (дата обращения: 21.04.2016)
10. Долинина К. Пейзаж без глаголов // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/1357562 (дата обращения: 21.04.2016)
11. Долинина К. Пейзажи с человеческим лицом // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2486188 (дата обращения: 21.04.2016)
12. Долинина К. Прерафаэлит духа // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2181120 (дата обращения: 21.04.2016)
13. Долинина К. Психоанализ по Фриде // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2847162 (дата обращения: 21.04.2016)
14. Долинина К. Собиратель шикарных отбросов // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2242885 (дата обращения: 21.04.2016)72
15. Долинина К. Удвоение утопии // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2227974 (дата обращения: 21.04.2016)
16. Долинина К. Энциклопедия русской краски // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2845426 (дата обращения: 21.04.2016)
17. Дьяконов В. Бардак культуры и отдыха // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/1881097 (дата обращения: 21.04.2016)
18. Дьяконов В. Без единого мазка // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2714982 (дата обращения: 21.04.2016)
19. Дьяконов В. Взрыв на паузе // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/1276374 (дата обращения: 21.04.2016)
20. Дьяконов В. В полную силу тяжести // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2955060 (дата обращения: 21.04.2016)
21. Дьяконов В. Имена, пароли, проявки // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2777614 (дата обращения: 21.04.2016)
22. Дьяконов В. Муравей уходит в небо // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2948886 (дата обращения: 21.04.2016)
23. Дьяконов В. На авангард задрали стену // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2961340 (дата обращения: 21.04.2016)
24. Дьяконов В. Передвижники по миру // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/1509184 (дата обращения: 21.04.2016)
25. Дьяконов В. Скульптура на клеточном уровне // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2820876 (дата обращения: 21.04.2016)
26. Дьяконов В. Стиль репрессионизм // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2850691 (дата обращения: 21.04.2016)
27. Дьяконов В. Хата слева // http://www.kommersant.ru/doc/289549 //
Коммерсант 2 (дата обращения: 21.04.2016)
28. Дьяконов В. Художник с лицевой стороны // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2829633 (дата обращения: 21.04.2016)
29. Толстова А. Антисоветский экспрессионизм // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2245216 (дата обращения: 21.04.2016)73
30. Толстова А. Бездна внутри // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2040996 (дата обращения: 21.04.2016)
31. Толстова А. Внутренняя экзотика // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/1525144 (дата обращения: 21.04.2016)
32. Толстова А. Человек в музейном футляре // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2634150 (дата обращения: 21.04.2016)
33. Ходнев С. Гуманист, пришедшийся ко времени // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2180132 (дата обращения: 21.04.2016)
34. Шестакова А. Судьба иронии // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2906645 (дата обращения: 21.04.2016)
35. Шестакова А. Творить по бумажке // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2464806 (дата обращения: 21.04.2016)
36. Шестакова А. Художник на сене // Коммерсант //
http://www.kommersant.ru/doc/2537951 (дата обращения: 21.04.2016)74
Список литературы
Монографии:
1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт.
М., 1988.
2. Балли Ш. Французcкая стилистика. М., 2003.
3. Баранов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Ю.И. Литературнохудожественная критика. М., 1982.
4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.
5. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Введение в языкознание.
Хрестоматия. М., 2005.
6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
7. Борев Ю. Б. Эстетика. М., 2002.
8. Гройс Б.Е. Политика поэтики. М., 2012.
9. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
10. Егоров Б. Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры. Композиция. Стиль. Л., 1980.
11.Женетт Ж. Палимпсесты: Литература во второй степени. М., 1998.
12. Ким М. Жанры современной журналистики. СПб, 2004.
13. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман. М., 2000.
14. Красноярова О. В. Газетная художественная критика. Иркутск,
2004.
15.Крикунов Ю.А. Рецензия в газете. М., 1976.
16.Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург, 1999.
17.Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М., 1999.
18.Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб,
2002.
19.Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1998.
20.Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. М. 2012.75
21.Минский М. Фреймы для представления знаний. М., 1979.
22.Рогова К.А. Синтаксические особенности публицистической речи.
Л, 1975.
23.Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. М. 2000.
24.Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2011.
25.Фокина, О.В. Источники интертекстуальных включений в языке современных газет. Ярославль, 2008. Хофман В. Основы современного
искусства. СПб, 2004.
26.Чернявская В.Е. Интерпретация научного текста. М., 2007.
27.Чернявская В.Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. М., 2009.
28.Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб,
2007.
Статьи:
1. Бобровская Г.В. Интертекстуальность и фигуры интертекста в публицистическом дискурсе//Интертекстуальность и фигуры интертекста в дискурсах разных типов. М., 2014.
2. Ворожбтова А.А., Кузнецова Л.Н. Лингвориторика дискурсивных
процессов: типология интертекстуальных включений в научноинтерпретативном дискурсе филолога как профессиональной языковой личности // Известия Сочинского государственного университета, 2012. № 3.
3. Де Дюв Т. Глокальное и синкуниверсальное. Размышление об искусстве и культуре в глобальном мире // Сайт: http://permm.ru. Дата
обращения: 01.03.2016 URL: http://permm.ru/menu/xzh/arxiv/84/terride-duv.html
4. Дускаева Л.Р. Принципы типологии газетных речевых жанров //
Язык современной публицистики. М., 2008.76
5. Кибрик А.А. О некоторых видах знаний в модели естественного
диалога // Вопросы языкознания.1991, № 1.
6. Коньков В.И. Жанр как речевая структура // Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры.
СПб, 2011.
7. Коньков В. И. Идеологическая речь // Русская речь в средствах массовой информации: стилистический аспект. СПб, 2007.
8. Коньков В. И. Литературный портрет как речевая система ("Некрополь" В. Ф. Ходасевича) // Русский литературный портрет и рецензия: Концепции и поэтика. СПб, 2000.
9. Коньков В.И. Речевая структура репортажа // Русская речь в средствах массовой информации: речевые системы и речевые структуры.
СПб, 2011.
10.Коньков В.И. Очерк как жанр и как тип изложения // Русская речь в
средствах массовой информации: речевые системы и речевые структуры. СПб, 2011.
11.Кондаков И.В. «Нещадная последовательность русского ума» (русская литературная критика как феномен культуры) // Вопросы литературы. 1997, № 1.
12.Кузьмина Н.А. Интертекстуальность и прецедентность как базовые
когнитивные категории медиадискурса // Сайт:
http://www.mediascope.ru. Дата обращения 01.04.2015. URL:
http://www.mediascope.ru/node/755.
13.Митрофанова И. А. Специфика образности в газетно-журнальной
речи // Русская речь в средствах массовой информации: стилистический аспект. СПб, 2007.
14.В.П. Москвин. Теория интертекстуальности: категориальный аппарат // Интертекстуальность и фигуры интертекста в дискурсах разных типов. М., 2014.77
15. Потапова М.В. Публика художественного музея в контексте социальных перемен // Триумф музея? СПб, 2005.
16. Потсар А.Н. Персонаж как элемент картины мира в текстах средств
массовой информации // Русская речь в средствах массовой информации: речевые системы и речевые структуры. СПб, 2011.
17. Редькина Т.Ю. Косвенная речь //Русская речь в средствах массовой
информации: стилистический аспект. СПб, 2007.
18. Редькина Т.Ю. О соотношении прямой речи и цитаты //Русская
речь в средствах массовой информации: стилистический аспект.
СПб, 2007.
19. Сиротинина О.Б. Основные критерии хорошей речи // Хорошая
речь. Саратов, 2001.
20. Соболева Е. С., Эпштейн М. З. Эволюция концепции музеев в меняющемся мире // Вопросы музеологии. № 1. 2011.
21. Цветова Н.С. Дискурс искусства в современной российской журналистике // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 9. Вып. 1. 2012.
22. Шувалова А.С. Дематериализация арт-объекта концептуального искусства в свидетельствах Люси Липпард // Артикульт, 2013, №10.
23. Якобсон Р.О. О лингвистических аспектах перевода // Вопросы теории перевода в зарубежной лингвистике. М., 1978.
24.Danto A. The Artworld. New York, 2003 // Сайт: http://georgetown.edu.
Дата обращения: 07.01.2016. URL:
http://faculty.georgetown.edu/irvinem/visualarts/Danto-Artworld.pdf.
Авторефераты диссертаций:
1. Башкатова А.Г. Литературная рецензия в контексте современных
тенденций развития культуры. М., 2013.
2. Гудков Д.Б. Прецедентные феномены в языковом сознании и межкультурной коммуникации, М., 1999.78
3. Земцова Л. А. Искусствоведческая рецензия как жанр массовоинформационного дискурса. Волгогр., 2006.
4. Костыгина К.А. Интертекстуальность в прессе. СПб, 2003
5. Синдеева Т.И. Речевой жанр "газетная рецензия" и его лингвотекстовые характеристики. М., 1984.
6. Сунцова Н.Л. Лингвистическая модель порождения вторичного
текста. М., 1995.
7. Чернявская В.Е. Интертекстуальность как текстообразующая категория в научной коммуникации. СПб, 2000.
Материалы конференций:
1. Мясникова М.А. Изменение зрительских функций в условиях
трансформации медиасреды //Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее. М., 2015.
2. Соколов Б.Г. Статус журналистики в современной культуре //
Средства массовой информациии в современном мире. Петербургские чтения. СПб, 2012.
3. Иванов Н.В. Интертекст – метатекст: культура, дискурс, язык //
Языковые контексты: структура, коммуникация, дискурс. Материалы межвузовской научной конференции по актуальным проблемам языка и коммуникации. М., 2007