Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования игры как средства повышения эффективности усвоения языковых дисциплин 6
1.1 Сущность игры, функции и виды игровых методов обучения 6
1.2 Игровые методы обучения языковым дисциплинам 11
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Практическое применение игры как средства повышения эффективности усвоения языковых дисциплин 17
2.1 Анализ современного опыта использования игры как метода обучения на уроках иностранных языков в начальной школе 17
2.2 Разработка игр как метода обучения на уроках языковых дисциплин в начальной школе 24
Выводы по главе 2 28
Заключение 30
Литература 32
Актуальность исследования роли игр в повышении эффективности обучения языковым дисциплинам связана с сохранением низкого уровня обученности по гуманитарным дисциплинам значительной части обучающихся.
Применение игр при изучении языковых дисциплин может сделать процесс обучения более интерактивным, мотивирующим и эффективным. Игры представляют собой мощный инструмент, который способен стимулировать интерес учащихся к изучению языков. Они создают атмосферу вовлеченности, позволяя ученикам более глубоко усваивать знания и развивать умения. Игры могут быть адаптированы под различные стили обучения и индивидуальные потребности учащихся, что делает их универсальным инструментом в образовании.
Актуальность исследования проявляется также в широком контексте глобализации и росте интеркультурной коммуникации. Сегодня мир становится все более связанным, и знание иностранных языков становится важным инструментом для успешного взаимодействия и коммуникации. Поэтому эффективные методы обучения языкам имеют стратегическое значение для всестороннего развития.
Рассматривая литературу по теме курсовой работы, можно выделить таких ведущих исследователей как С.А. Шмаков [22], Д.Б. Эльконин [26], В.А. Сухомлинский [19]. В своих работах они описывают игру как неотъемлемую часть деятельности в период взросления. Ученые раскрывают функции игровых методик, отражают особенности игры и её значение для представителей разных возрастов.
Значительная часть исследований посвящена изучению роли игр в процессе обучения. Например, Г.И. Щукина [24] подчеркивает их познавательную функцию, Е.В. Душина [10] выделяет коммуникативные аспекты, а В. Экслайн [25] обращает внимание на релаксационное значение игр.
Многочисленные современные исследования касаются не только теоретических основ, таких как функции игры на уроке, но и вопросов интеграции игры в образовательный процесс как метода, соответствующего требованиям ФГОС. К таким исследованиям можно отнести работу Ч.Р. Валиевой и Э.Р. Хафизовой [5].
Также современными авторами, такими как Е.О. Анисимова [3], О.И. Пахомова [13] часто раскрывается аспект информатизации образования в сочетании с использованием игровых технологий.
Многие педагоги-исследователи, такие как С.В. Белякова [4], Э.А. Юнусова [27] раскрывают в научных работах свой педагогический опыт в разработке игр для использования их на уроках языковых дисциплин.
Объект исследования – игровые технологии в обучении языковым дисциплинам.
Предмет исследования –методика использования игровых технологий в образовательном процессе с фокусом на языковых дисциплинах.
Цель исследования: разработать и представить игры для уроков языковых дисциплин в начальной школе.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность игры, ее функции и различные виды игровых методов обучения;
- определить особенности применения игровых методов в обучении языковым дисциплинам;
- проанализировать современный опыт использования игр как метода обучения на уроках иностранных языков в начальной школе;
- создать собственные игры, которые могут быть внедрены в процесс обучения языковых дисциплин в начальной школе.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, анализ опыта работы, проектирование.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Игра представляет собой вид деятельности, регулируемый набором правил и направленный на достижение разнообразных целей - развлечения, обучения, социального взаимодействия или соревнования. Функциональный спектр игры обширен, включает в себя коммуникативные, воспитательные, развлекательные, обучающие, диагностические, развивающие и терапевтические аспекты. Существует множество вариантов классификации игр, одним из широко распространенных подходов является разделение их на деловые (игры-имитации), ролевые (игры-драматизации) и дидактические игры (моделирующие и проектные).
2. Игровые методы широко применяются в обучении языковым дисциплинам. Игры стимулируют учебную активность, поощряют творческое мышление и создают благоприятную обстановку для эффективного развития речевых умений. В контексте языкового обучения игры обеспечивают не только формальное освоение грамматики и лексики, но и практическое применение изученного в реальных сценариях общения.
3. Анализ современного опыта использования игр в обучении иностранным языкам в начальной школе позволил выявить ряд преимуществ этого метода обучения. Игры могут эффективно мотивировать и вовлекать учащихся в познавательную деятельность, особенно на начальных этапах обучения, где формирование интереса к языку является приоритетом. Благодаря гибкости и разнообразию игр, обучение становится более индивидуализированным, подстраиваясь под разные уровни речевых умений у школьников.
4. Для эффективного использования игр на уроках иностранных языков в начальной школе важно, чтобы у учителя была готовая картотека игр, соответствующих уровню языковой подготовки и возрастным особенностям учащихся. При разработке и выборе игр необходимо учесть их разнообразие — от лексических и грамматических, до кинетических и творческих. Это необходимо для всестороннего развития учеников. Особое внимание следует уделить простоте и интерактивности игр. Такие игры предоставляют учителям гибкий инструментарий для адаптации их под уровень обученности детей и планируемый результат на конкретном уроке.
1. ФГОС Основное общее образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 08.11.2023).
2. Алибоева, И.Н. Ролевые игры как средство развития коммуникативных умений младших школьников / И.Н. Алибоева, Д. Джалилова // Academic research in educational sciences. 2021. №10. С. 890-893.
3. Анисимова, Е.О. Возможности игровых технологий в педагогическом процессе / Е. О. Анисимова // Вестник молодежной науки Алтайского государственного аграрного университета. 2021. №1. С. 368-371.
4. Белякова, С.В. Игра как эффективное средство обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста / С.В. Белякова // Иностранные языки в школе. 2013. №6. С. 25-28.
5. Валиева, Ч.Р. Использование игровой технологии в начальной школе в условиях ФГОС / Ч.Р. Валиева, Э.Р. Хафизова // Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. 2018. №1. С. 21-24.
6. Витгенштейн, Л. Философские исследования / Л. Витгенштейн // Новое в зарубежной лингвистике. 1985. №16. С. 79–128.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. 479 с.
8. Головнева, Е.В. Теория и методика воспитания / Е.В. Головнева. М.: Высш. шк., 2009. 256 с.
9. Головнева, Н.А. Теоретический анализ функций игры как средства воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.А. Головнева, Т.И. Перепелицина // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20524 (дата обращения: 10.11.2023).
10. Душина, Е.В. Лингвистические игры на уроках русского и иностранного языка в аспекте формирования коммуникативной компетентности учащихся / Е.В. Душина // Филологический класс. 2014. №4. С. 54-58.
11. Короткова, М.В. Использование игровых технологий в педагогических практиках музея и школы / М.В. Короткова // Наука и школа. 2020. №2. С. 60-67.
12. Нухов, С.Ж. Языковая игра: возможные подходы и трактовки явления / С.Ж. Нухов // Вестник Башкирск. ун-та. 2012. №1. С. 165-170.
13. Пахомова, О.И. Обучение детей иностранному языку посредством реализации игровых технологий / О.И. Пахомова // Международный студенческий научный вестник. 2021. №1. С. 43-51.
14. Пономарев, П.А. Основы психологии и педагогики / П.А. Пономарев. М.: Феникс, 2018. 299 с.
15. Прохорова, Т.С. Особенности игровых методов обучения / Т.С. Прохорова, М.С. Шейхова // Экономика и социум. 2018. №6. С. 974–977.
16. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. 423 с.
17. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс / Е.Н. Соловова. М.: АСТ, 2008. 272 с.
18. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка / М.Ф. Стронин. М.: Просвещение, 1994. 231 с.
19. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. Киев: Радянська школа, 1974. 288 с.
20. Федорова, Л.И. Игра. Дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем / Л.И. Федорова. М.: Форум, 2019. 176 c.
21. Шарипова, К.И. Игровая методика в обучении английскому языку в начальной школе / К.И. Шарипова // Дневник науки. 2020. №11. С. 9-14.
22. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. М.: Новая школа, 1994. 238 с.
23. Щербатых, Л.Н. Использование языковых игр в обучении лингвистически одаренных младших школьников / Л.Н. Щербатых // Начальная школа. 2014. №4. С. 58-63.
24. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. 208 с.
25. Экслайн, В. Игровая терапия / В. Экслайн. М.: Апрель Пресс, 2000. 472 с.
26. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 360 с.
27. Юнусова, Э.А. Использование дидактической игры на уроках в начальной школе / Э.А. Юнусова, Е.А. Пентий // Актуальные вопросы современной науки и образования. Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2022. С. 63-67.