Введение
Глава I. Истоки расового мировоззрения
Глава II. Возникновение научного расизма в Европе
Глава III. Становление концепции социал-дарвинизма
Глава IV. Социальная психология Густава Лебона.
Глава V. Теория наследственности Фрэнсиса Гальтона. Политическое
содержание евгеники
Глава VI. Антропологическая социология Жоржа Ваше де Ляпужа .............. 50
Глава VII. Английские корни немецкого расизма. Творчество Хьюстона
Стюарта Чемберлена
Заключение
Список использованных источников и литературы ......
В 30-е годы XX века к власти в Германии приходит националсоциалистическая партия во главе с Адольфом Гитлером. Начинается период строительства тоталитарного государства. В первую очередь, фундаментом
государства такого типа является идеология, задача которой состоит в
консолидации общества на основе идентификации граждан как единой
нации. Таким образом, государственная идеология должна была
провозглашать всеобщность и однородность общества. Кроме того, для
утверждения основ нового государственного устройства важно было научное
обоснование идеологии, которое позволило бы интерпретировать все
процессы исторического, политического, культурного развития общества на
основе общепринятой научно-философской парадигмы. Националсоциалистическое государство провозгласило центральной частью своей идеологии расовый принцип, который отвечал как задаче объединения
нации, так и служил делу интерпретации основой мирового устройства.
Бессменный руководитель нацистского государства Адольф Гитлер из
чтения различной литературы выводил определённые положения, которые
ловко приспосабливал к нуждам своей идеологической доктрины. Стоит
отметить, что нацистская идеология во многом отражала общественные
настроения того времени, и вобрала в себя наиболее актуальные идеи и
течения общественно-политической мысли, с чем был связан быстрый рост
числа сторонников национал-социалистического движения. Помимо
обширного культурного и исторического наследия собственно Германии,
значительное влияние на становление немецкого расового образа мысли
оказали идеи, заимствованные за рубежом.
Довольно часто можно услышать мнение о том, что расизм изобрели
именно национал-социалисты. Однако расовая идея начала распространяться
задолго до появления нацистского государства. Во многом эта часть
идеологии была наследием тех расовых теорий, которые активно4
разрабатывалась в трудах различных философов, историков, антропологов в
XIX веке. Тогда расистские идеи, как вирус, распространились по всей
Европе, а позже покорили многих интеллектуалов и в Германии.
Традиция расовой дифференциации явилась основой для многих
научных теорий, особенно активно разрабатываемых в Европе с начала XIX
века. Истоки же расового образа мысли уходят намного глубже. В XVII веке
возникли первые попытки классификации человечества по внешним
физиологическим признакам. С течением времени повышался уровень
интереса к происхождению человека и его месту в мире живой природы.
Происходило постепенное становление антропологии и формирование
методологических установок новой науки. С развитием научного подхода к
изучению человеческой истории, всё большую популярность приобретала
идея естественного происхождении человека. Фундаментальным для многих
мыслителей также становился вопрос о происхождении внешних различий
между разными группами человека. В попытках объяснить эти различия,
происходило постепенное становление расового образа мысли, а также
формировалось представление о неравноценности различных рас. К середине
XIX века расизм формируется как особое мировоззрение.
В настоящее время термин «расизм» воспринимается как набор неких
идеологических построений и доктрин, основанных на идее о
неравноценности рас. Отцом научного расизма считается француз Жозеф
Артур Гобино, работа которого «Опыт о неравенстве человеческих рас»
стала основой для всех последующих сочинений по расовому вопросу.
Творчество Гобино и его последователей оказало огромное влияние на
распространение расистских идей в цивилизованной Европе.
Научных концепций, основанных на идее о неравенстве человеческих
рас, было в то время великое множество. Однако все эти многочисленные
теории, имевшие несколько радикальный уклон, так и остались бы лишь
отдельной главой в истории развития общественно-политической мысли. Но
национал-социалисты в Германии сделали то, что до них не осмелился5
сделать никто другой – расовую идею они поставили в центр своей
философии мирового устройства. Всё в этой концепции основывалось на
примате расы – история, культура, политика. Расизм – краеугольный камень
нацистской идеологии, основанной на типичных псевдонаучных
представлениях того времени. Именно с уничтожением нацистского
государства началось осуждение всех его системных элементов, в том числе
и расовой доктрины. Отсюда проистекает интерес к действительным истокам немецкого расизма.
Возникает закономерный вопрос: стоит ли обращаться к наследию
учёных, посвятивших свои труды такому сомнительному вопросу? Цель
исторической науки – не только изучать прошлое, устанавливать
последовательность различных событий, их причины и последствия, но,
также, не менее важной ёё функцией является и извлечение неких уроков.
Для того чтобы ошибки истории не повторились впредь, нужно подробно
исследовать и анализировать исторические процессы.
Как можно заметить, в современном обществе межнациональная
вражда не утихает до сих пор. Часто оправданием агрессии одной из
конфликтующих сторон служат подчёркнуто расистские лозунги. Расовый
миф продолжает жить и господствовать в умах и в нашем, цивилизованном
веке. В чём же причина того, что люди слепо верят всем тем красочным
сказкам, придуманным некими учёными-авантюристами и недалёкими
политическими деятелями? Ведь все те идеи и теории, которые просто
захлестнули Европу в XIX – начале XX вв. и которые, кроме того, так
активно и в наше время обсуждаются общественностью, не имели под собой
совершенно никаких научных обоснований, и вообще были
антигуманистическими по своей сути. Такая популярность лженаучных
теорий естественно не может считаться адекватной. Именно поэтому, нужно
заглянуть в самое начало, попытаться отыскать корни этой проблемы и
причины распространения идей, подрывающих основы гуманизма и
нарушающих мирное сосуществование людей. Актуальность темы данного6
исследования продиктована необходимостью исследования истоков такового
явления, как расизм, с целью практического применения знаний по
указанной теме для нужд современности.
Таким образом, цель данного исследования – изучить путь становления
и развития расового образа мысли в Европе, а также проследить влияние
европейских расовых теорий на распространение расизма в Германии.
Исходя из поставленной цели, можно определить основные задачи данной работы:
1. Проследить путь становления европейского расового образа мысли;
2. Изучить и проанализировать творчество расовых теоретиков, внёсших
основной вклад в становление и развитие научного расизма в Европе;
3. Рассмотреть влияние течения социал-дарвинизма на дальнейшее развитие расовой идеи;
4. Рассмотреть влияние европейского научного расизма на становление
немецкого расового образа мысли и становление нацистской идеологии.
Поскольку исследование затрагивает немалый объем исторических
событий, то хронологические рамки довольно широки. Работа охватывает период XVII – начала XX века.
Данная работа представляет собой исследование истории идей,
поэтому важной составной частью исследования является работа с
источниками. В исследовании будут рассмотрены ключевые работы
французских расовых теоретиков – «Опыт о неравенстве человеческих рас»
Жозефа Артура де Гобино1, «Ариец и его социальная роль» Жоржа Ваше де
Ляпужа2, а также «Психология народов и масс» Густава Лебона3. Кроме того,
будут рассмотрены два тома фундаментального труда Х. С. Чемберлена
«Основания XIX столетия»4. Изучению и анализу будет подвергнута теория
народонаселения Т. Мальтуса, изложенная автором в работе «Опыт о законе
народонаселения»5, а также исследование наследственности Фрэнсиса
Гальтона «Наследственность таланта: Законы и последствия»6.
При написании данного исследования использовалась литература,
посвящённая исследованию выбранной темы. Из общих работ стоит отметить
монографию русского историка А. А. Галкина «Германский фашизм»7, также
исследование истории национал-социалистического государства У. Ширера
«Взлёт и падение Третьего Рейха»8 и труд Э. Нольте «Фашизм в его
эпохе…»9, отдельная глава которого также посвящена идеологии и практике
нацистов в Германии. В этих работах фрагментарно рассмотрены истоки
нацистской расовой доктрины, также важны указанные исследования для
формирования представлений об общем социально-политическом развитии
Германии в период Веймарской республики и после прихода к власти
нацистов. Более подробное исследование истоков идеологии националсоциализма представлено в работе О. Ю. Пленкова «Триумф мифа над разумом» 10.
Исследованию ранних истоков расизма посвящена работа Л. В.
Полякова «Арийский миф: Исследование истоков расизма» 11. Предметом
данного исследования выступает европейская научная антропология XIX
века. Автором представлен обширный материал по истории развития расовой
идеи, основанный на анализе трудов многочисленных расовых теоретиков и
других учёных, так или иначе связывающих своё исследование с расовым
вопросом. Автором также исследован процесс конструирования мифа об арийском расовом превосходстве.
В работе использована монография французского учёного, философа и
политолога Пьера-Андре Тагиефф «Цвет и кровь. Французские теории
расизма»12. Автор критически анализирует претендующие на научность
концепции расового мироустройства, краеугольным камнем которых
является так называемая «борьба рас». Автор выделяет несколько типов
расовой мысли, существовавших во Франции XIX – начала XX в.:
пессимистический расизм, положенный в основу философии истории Артура
де Гобино, эволюционный расизм Густава Лебона, а также евгенический
расизм Жоржа Ваше де Ляпужа. Подробный разбор расовых теорий
указанных авторов представлен в работе П.-А. Тагиефф.
Анализ расовых теорий, оказавших наибольшее влияние на развитие
европейского расового образа мысли, представлен в работе русского
историка Н. В. Лепетухина. В исследовании «Теории расизма в общественно-политической жизни Западной Европы второй половины XIX - начала XX вв.: Ж.-А. Гобино, Г. Лебон, Х. С. Чемберлен»13, автор касается
проблематики возникновения расовых доктрин в рассматриваемом периоде,
подробно анализирует творчество указанных в заглавии теоретиков расизма.
Монография профессора Гейдельбергского университета Мануэля
Саркисянц «Английские корни немецкого фашизма» освещает оригинальную
теорию автора о том, что многие истоки воззрений немецких идеологов
расизма кроются в имперской политике и идеологии Великобритании. Автор
последовательно иллюстрирует на примерах то, как британская колониальная
политика, ее имперские амбиции, отношение к расовому вопросу, принципы
воспитания и образования повлияли на немецкое общество.
Очень полезно для понимания глобальных процессов XX века
фундаментальное исследование Х. Арендт, историка и политического
теоретика, основоположницы теории тоталитаризма, «Истоки
тоталитаризма»14, написанное в 1951 году. В нём исследуются предпосылки,
условия формирования и принципы функционирования тоталитарного
общества. Автором также подробно изложена собственная интерпретация
истории расизма, проанализированы различия расового образа мысли в странах Европы.
Исследование доктора философии, американского антрополога Эшли
Монтегю (Ashley Montagu) «Man's most dangerous myth: the fallacy of race»15,
написанное в 1947 году – одна из первых работ, утверждающих опасность
расовой идеи. Книга была написана в то время, когда ещё живы были
представления о том, что расовая принадлежность определяет характер
человека и влияет на его интеллект. Э. Монтегю представил уникальную
теорию для своего времени: он признавал существование рас в
биологическом смысле, но отмечал, что многие антропологи и теоретики
расовой мысли искажали первоначальный смысл понятия расы. В работе
представлено исследование истоков расовой идеи и высказан критический
взгляд на использование расовой теории в политике.
Задачей настоящей работы является также анализ влияния социального
дарвинизма на развитие расовой доктрины, поэтому при написании
исследования использовалась монография Майка Хокинса (Mike Hawkins),
опубликованная в 1997 году под названием «Social Darwinism in European and
American thought, 1860-1945: Nature as model and nature as threat»16. В работе
рассматривается возникновение идей Ч. Дарвина и последующая история
применения теории биологической эволюции видов для объяснения
социальных процессов и общественных отношений. В книге подробно
исследуются формы использования принципов дарвинизма в социальных и политических теориях.
Ещё одна задача работы заключается в том, чтобы проследить влияние
европейского научного расизма на становление немецкого расового образа
мысли и становление нацистской идеологии. В связи с этим актуальна для
исследования работа американского историка Ричарда Вейкарта (Richard
Weikart) «From Darwin to HItler: evolutionary ethics, eugenics, and racism in
Germany»17, в которой автор подробно исследует идеологические истоки
нацизма, включающие расовую теорию, социал-дарвинизм и идеи евгеники.
Выпускная квалификационная работа включает в себя семь глав.
Первые две главы посвящены рассмотрению ранних истоков расовой идеи,
проанализирован процесс становления расового образа мысли в Европе
вплоть до появления в середине XIX века классического для истории расовой
мысли труда графа Жозефа Артура де Гобино. Третья глава посвящена
становлению социального дарвинизма – новой парадигмы научного
исследования, которая проникла во многие области научного знания и
повлияла на дальнейшее развитие расовой идеи. Следующие главы
посвящены всестороннему анализу творчества Густава Лебона, Фрэнсиса
Гальтона и Жоржа Ляпужа. В последней главе рассматриваются английские
истоки немецкого расизма, а также подробно исследуется биография и
творчество Хьюстона Стюарта Чемберлена, влияние его философских идей
на немецкий расовый образ мысли и становление нацисткой идеологии
Сам термин «расизм» появился в XX веке, однако расистские идеи
начали появляться в трудах различных учёных задолго до этого. В
этнографической науке и европейской социально-культурной антропологии
теорий расового деления великое множество, однако в настоящее время в
связи с научными исследованиями, все они признаны несостоятельными, в
том числе и по морально-этическим соображениям. Эта позиция отрицания
реальности рас формировалась постепенно в течение второй половины XX
века. Так, группа американских исследователей провела масштабные
исследования, в которых учёные проанализировали более полусотни
учебников по антропологии, изданных за период с 1932 по 1979 гг.
Оказалось, что с 70-х гг. начинает преобладать две тенденции: либо
расоведение считается уже устаревшей наукой, либо данный раздел
антропологии в работах вообще полностью проигнорирован. Однако прежде
чем прийти к подобному разумному решению, человечеству пришлось
испытать множество социальных потрясений, войн, межрасовых и
межнациональных конфликтов, гонений, геноцида, чтобы осознать
несостоятельность расовых концепций и их разлагающее влияние.150
Изначально же, когда революционная идея разделения населения
планеты по определённым признакам, последовавшая вслед за открытиями в
области биологии, впервые была высказана, учёных всего мира охватила
расовая лихорадка. После публикации исследований Чарльза Дарвина в
научных исследованиях появляется практика переноса идей биологической
эволюции живой природы в социальную сферу. Новая методология
утвердилась под названием социал-дарвинизма. С этого момента идея
расового деления соединяется с социал-дарвинистской концепцией.
150 Зубов А.А., Халдеева Н.И. Видовое единство человека // Расы и расизм. История и
современность. М., 1991. С.1067
Сформировавшаяся во второй половине XIX века теория расовой
иерархии утверждала необходимость охраны одной «высшей» расы от
скрещивания с менее полноценной «низшей», и могла служить оправданием
незаконной эксплуатации, геноцида и межнациональных войн.
Многие расовые концепции того времени строились на основе идеи о
превосходстве нордического или арийского расового типа. Ещё в конце
XVIII века учёные-лингвисты впервые обратили внимание на сходство на
первый взгляд различных языков и сгруппировали их в единую языковую
семью – индоевропейскую. Отсюда дальнейшими исследованиями выводится
теория о существование некогда единой индогерманской общности,
представители которой расселились по всей Евразии.151
Немецкий философ начала XIX века Фридрих Шлегель высказывал
теорию о первостепенности индийской культуры и языка в своём труде
«Исследование по языку и философии индийцев». Он также дал
представителям общности новое имя – «арии». Однако существовало
множество других предположений, действительная изначальная прародина
древних арийцев оставалась загадкой. Многие учёные представляли себе
истинного арийца как высокого и белокурого человека, упоминаемого в
древних индийских мифах, в связи с этим склонны были поддерживать идею
о европейской его прародине, а более конкретно, первоначальный ареал
расселения должен был располагаться в Северной Европе.152
Арийцы были наделены определёнными расовыми характеристиками,
на основе которых антропологи определили их в особый подтип расы
европеоидов, который позже был назван отдельной нордической расой.
Одним из первых чёткий облик арийцу придал Ж. А. Гобино, он стал
активным пропагандистом идеи нордического расового превосходства. Граф
Жозеф Артур де Гобино по праву считается создателем и идейным
вдохновителем европейского «научного расизма». Главная книга его жизни
«Опыт о неравенстве человеческих рас» считается одним из первых
серьезных обоснований расовой теории. Согласно Гобино, движущей силой
развития народов является неравенство, связанное с расовыми различиями.
Наиболее способной к культурному развитию ученый считал арийскую расу,
смешение которой с другими, менее полноценными, расами ведет к
снижению природных дарований её представителей. Ж.-А. Гобино
высказывал пессимистические взгляды на будущее человечества, погрязшего
в расовом хаосе, и считал вырождение белой расы необратимым процессом.
Развивали идеи Жозефа Артура Гобино его последователи во Франции
антрополог Жорж Ваше Ляпуж и доктор, психолог Густав Лебон. В отличие
от труда Гобино, исследование Ж.-В. Ляпужа «Ариец и его социальная роль»
было более наукообразно; автор представлял обмерки черепов и другие
антропометрические материалы. Ляпуж пропагандировал «позитивную
евгенику» как способ восстановления чистоты «арийской расы».
Ещё один французский деятель – Густав Лебон уделял большое
внимание психологии народов, считая, что каждая раса обладает помимо
физиологических определённым набором психологических характеристик.
Он высказывал идею о существовании «души расы», формирующую
основные идейные установки и ориентации каждой расы. На основе этих
ценностных ориентаций формировался особый взгляд на мироустройство у
каждой отдельно взятой расы, который мог вступать в конфронтацию с
устоявшимся мировоззрением представителей чужой расы. Таким образом,
Лебон видел естественную тенденцию различных рас к их дифференциации и
обособлению. В чётком расовом делении Г. Лебон усматривал единственный
способ сохранить чистоту расы и все лучшие качества её индивидов.
Три этих французских деятеля, философа заложили основы «научного
расизма». Именно во Франции, таким образом, зародилась традиция деления
человечества на расы «высшие» и «низшие», именно отсюда расовый образ
мысли получил распространение по всей Европе. Зарождение научного
расизма во Франции было продиктовано политической обстановкой в стране.69
В обществе всё более активно распространялись гуманистические
убеждения, развивались демократические институты. В новом обществе
традиционной дворянской элите, представителями которой и были
рассматриваемые авторы, места не нашлось. Чтобы каким-либо образом
оправдать своё право на управление обществом, не потерять свой авторитет,
возникает необходимость в создании новых теорий, подтверждающих право
аристократии на главенствующие позиции в общественной иерархии.
Появляется идея об изначальном превосходстве одних народов над другими,
пытливые умы учёных второй половины XIX века изобретают возможные
способы, позволяющие сохранить чистоту высшей расы.
Схожесть этих трёх французских теорий расизма несомненна. Каждая
предполагает существование нескольких рас в природе, причём смешение
этих рас неизменно ведёт к общему упадку цивилизации. И Жорж Ляпуж и
Густав Лебон высказывали тезис о существовании собственной психологии у
каждой расы. Ранее Гобино при описании белой, жёлтой и чёрной рас так же
использовал психологические термины. Особенность его теоретических
построений в том, что автор не считал возможным восстановить
изначальную чистоту рас, процесс смешения уже не обратим, из чего
следует, что человеческий род движется постепенно к упадку. Поэтому
расизм Гобино часто носит название «пессимистического расизма».
Идеи Ж. А. Гобино, Г. Лебона и Ж. Ляпужа не получили большого
признания во Франции; так или иначе все три автора умерли в бедности и
забытьи. Но их теории были восприняты в Германии (Рихардом Вагнером,
Хьюстоном Стюартом Чемберленом).
В целом, рост популярности расовых теорий и расового образа
мышления во второй половине XIX века, был результатом общественных
изменений. Структура общества под влиянием революции в техническом
оснащении производства и в связи с ростом значения капиталистических
отношений неуклонно менялась. Старая элита постепенно уходит с
политической арены, права её на государственное правление начинают70
оспаривать растущие новые структуры общества – молодая буржуазия. На
первый план в деле попадания в правительственные структуры выходят
личные качества, а не принадлежность к старинному роду.
В Германии вплоть до последних десятилетий XIX века расовая идея не
имела широкого распространения. Связано это было в первую очередь с тем,
что в то время перед немецким народом стояла другая задача:
первостепенным для политической элиты было объединение государства.
После того, как процесс государственного строения был завершён, Германия
начинает усиливать свою мощь и активно включаться в империалистическую
гонку. Именно тогда возникает благоприятная атмосфера для
распространения раннее разработанных теорий, которые хорошо сочетались
с имперскими амбициями государства, помогая подобрать им наиболее убедительное обоснование.
Социал-дарвинистская идея борьбы за существование нашла живой
отклик у теоретиков немецкой геополитики, основоположником которой был
немецкий географ Фридрих Ратцель. Географическая теория Ратцеля
фокусировалась на популяционных миграциях в борьбе за свободное
пространство для жизни, делая акцент на то, что неуклонное расширение
популяции принуждает людей к необходимости миграций. Поиск места для
европейской колонизации в теории Ратцеля – жизненно важная миссия.
Существенной проблемой для государства станет отсутствие свободного
пространства для миграции населения. Ратцель выделял несколько путей для
того, чтобы колонизировать новые земли, например, позволить коренным
жителям контролировать землю, при этом развивать торговлю или покорить
туземные племена и использовать их труд. Но наиболее предпочтительным
способом для Ратцеля был прямой захват земли европейцами и её
возделывание. При этом завоевание может сопровождаться выселением
коренного населения с земли или даже его истребление.
Немецкие геополитики активно пропагандировали необходимость
приобретения Германией колоний, к обоснованию своих тезисов привлекая
наследие Т. Мальтуса и социал-дарвинистов. Теоретики колониальных
захватов видели в акте колонизации исполнение цивилизаторской миссии
немецкого народа. В обществе последовательно формировалось чёткое
восприятие аборигенных групп как бескультурных и диких, что
способствовало культивации расового образа мысли. Таким образом,
усилиями общественно-политических организаций, подобных
«Пангерманскому союзу», конструировалась милитаристский
националистический образ мысли рядовых немцев.155
Примером для немецких пропагандистов колониальных захватов,
несомненно, являлась колониальная политика викторианской Англии.
Английский расовый образ мысли, как и немецкий, был
националистическим, и провозглашал объединение нации на основе расового
единства. Английский националистический расизм оказал большое влияние
на становление нацистской идеологии. Англия как прообраз расового
единства восхищала Гитлера, в этой стране он видел пример того, как
должно быть устроено государство. Английским учителем немцев стал
Томас Карлейль, провозглашавший идею героев, избранных личностей,
призванных управлять государством. Т. Карлейль, наряду с Чемберленом,
может считаться духовным отцом и предвестником нацистской идеологии.156
В Германии также развивались идеи, заложенные англичанином
Фрэнсисом Гальтоном, посредством деятельности Альфреда Плётца,
Вильгельма Шалльмайера и других поклонников евгеники. Их идеи стали
впоследствии основанием для введения нацистами методов расовой гигиены
как способа сохранения чистоты арийской расы в ранг государственного закона.
Период Германской империи с его комплексом мифов о былом величие
германской нации и романтических представлениях о судьбе родины в
значительной степени подготовил почву для распространения новых веяний,
связанных с идеей расы. В конце XIX века расовые идеи проникают в
немецкое общество посредством активной деятельности Хьюстона Стюарта
Чемберлена, который сумел придать расовым идеям приемлемую для
образованных немцев форму.
Милитаристские устремления были характерны как для имперского
периода, так и периода существования государства под нацистским
руководством. Задачей этой воинственной политики было найти обоснование
превосходства германского народа, и одним из способов здесь была идея
немецкой расовой исключительности. Способствовал распространению в
немецком обществе расистских идей человек, которого в равной степени
уважал как кайзер, так и впоследствии фюрер Третьего Рейха.
Вдохновителем немецкого расизма, перенёсшим европейскую расовую
доктрину на немецкую почву, был англичанин по происхождению, но немец
в душе Хьюстон Стюарт Чемберлен. Он сумел соединить идеи германской
исключительности со взглядами французских расистов и традицией
английского расового мышления. Х. С. Чемберлен считал, что различия
между расами являются биологическими и интеллектуальными. Высшее
положение в расовой иерархии Чемберлена занимает «нордический расовый
тип» – высокие голубоглазые блондины-долихоцефалы. Самыми лучшими
представителями арийской расы провозглашались германцы, а расцвет всех
цивилизаций определялся влиянием германских племен, упадок же –
смешением их с другими расами.
Х. С. Чемберлен был самым известным расовым теоретиком в
Германии, однако в своих изысканиях в области расизма он был не одинок.
После выхода первых работ Чемберлена, в Германии появляется огромное
количество работ, содержащих разработки германского варианта расовой
теории. Попытку обоснования мифа о превосходстве арийской расы73
предпринял в своих сочинениях Людвиг Вольтман.157 В своей работе
«Политическая антропология» автор в немецком националистическом духе
провозглашал духовное превосходство германской разновидности
европеоидов, способной создавать и хранить культурные ценности.
Отношение же к неевропейским расам у автора было крайне
пренебрежительное: он считал, что попытка привить неграм или индейцам
ценности цивилизации, заранее обречены на провал. Поэтому выход виделся
в завоевании этих пассивных рас и использование их представителей в
качестве рабочей силы. В заключение Людвиг Вольтман даёт радужный
прогноз будущему германцев, ставя их в авангард завоевания мирового господства.
В результате влияния подобных работ и постоянного культивирования
милитаристских настроений с началом мировой войны германский народ
восхищённо ждал восстановления исторической справедливости, однако
разгром страны и последовавший за ним унизительный Версальский мир на
время поумерили воинственные настроения немцев. Последствия Первой
мировой войны в совокупности с условиями послевоенного мирного
договора явились катализатором обострения националистических и
реваншистских настроений немецкого народа. Люди чувствовали горечь
поражения и унижение в связи с позорным мирным договором; во всех
несчастьях, постигших государство, общество винило правительство новой
республики. В это время, уязвлённое национальное самолюбие немцев
становится особенно восприимчиво к разного рода новым идеям и теориям,
дававшим обещание тем или иным образом спасти государство.
Время Веймарской республики стало благодатным с точки зрения
вызревания радикальных общественных настроений. На волне увеличения
народного пессимизма в обществе стали распространяться различные идеи и
учения (националистические, расистские, антисемитские), ставшие в
последствие важной частью идеологической доктрины нацизма. Именно
тогда конституируются основы национал-социалистической идеологии.
Несмотря на сокрушительное поражение, вера в возрождение и особую
миссию немецкого народа не угасали, и в 20-е годы XX века расовая теория
вновь обретает силу. Тогда же расизм приобретает политическую поддержку
в лице нацистской партии. В это время немецкую расовую мысль
значительно обогатили исследования немецких учёных Людвиг Глагеса,
автора труда «Нордическая душа», а также Ганса Гюнтера, написавшего
работу «Расоведение немецкого народа», оказавшую наиболее значительное
влияние на идеологов национал-социалистического движения. Эти и другие
работы подготовили необходимое основание, на котором впоследствии будет
воздвигнуто нацистское государство.
Для того, чтобы удовлетворить потребности массы, нужна была
идеология, которая бы чётко определила новые основы идентификации.
Основные составляющие, формирующие национал-социалистическую
идеологию – это всеобщность и однородность общества, а также научное
обоснование идеологии, и объяснение всех процессов исторического,
социального развития на основе общепринятой научной парадигмы.
Идеологическую установку режима сформулировал Альфред Розенберг в
книге «Миф XX столетия» в 1934 через год после того, как нацисты пришли
к власти. Таким образом, основу философской системы мирового устройства
в нацистском государстве составила расовая теория.
Гальтон Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия. М:Мысль, 1996. 269 с.
Гобино Ж. А. де Опыт о неравенстве человеческих рас. М.: Одиссей
ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 764 с.
Лебон Г. Психология народов и масс. М.: Академический проект, 2014.239 с.
Ляпуж Ж.-В. де Ариец и его социальная роль. М.: Кучково поле;
Медиа-групп, 2014. 384 c.
Мальтус Т. Р. Опыт о законе народонаселения. Петрозаводск:
Петроком, 1993. 139 с.
Чемберлен Х. С. Основания девятнадцатого столетия. Т. 1. СПб:
Русский миръ, 2012. 687 с.
Чемберлен Х. С. Основания девятнадцатого столетия. Т. 2. СПб:Русский миръ, 2012. 478 с.
Литература
Biddiss M. D. Father of racist ideology: The social and political thought of
Count Gobineau. New York: Weybright and Talley, 1970. 314 p.
Hawkins M. Social Darwinism in European and American thought, 1860-
1945: Nature as model and nature as threat. Cambridge: Cambridge university
press, 1998. 344 p.
Montagu A. Man's most dangerous myth: the fallacy of race. New York:
Columbia university press, 1947. 304 p.
Weikart R. From Darwin to HItler: evolutionary ethics, eugenics, and racism
in Germany. New York; Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2004. 312 p.76
Авдеев В. Б. История английской расологии: критическое исследование.
М.: Белые альвы, 2010. 585 с.
Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентКом, 1996. 672 с.
Галкин А. А. Германский фашизм. М.: Наука, 1989. 352 с.
Гофман А. Б. Классическое и современное: этюды по истории и теории
социологии. М.: Наука, 2003. 783 с.
Клейн Л. С. История антропологических учений. СПб.: Издательский
дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2014. 742 с.
Лепетухин Н. В. Теории расизма в общественно-политической жизни
Западной Европы второй половины XIX - начала XX вв.: Ж.-А. Гобино, Г.
Лебон, Х.-С. Чемберлен. Иваново: ПресСто, 2013. 157 с.
Лихтенберже А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель. М.: Алгоритм,1997. 477 с.
Московичи С. Век толп: Age des foules: Исторический трактат по
психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 477 с.
Нольте Э. Фашизм в его эпохе: Аксьон Франсэз: Итальянский фашизм:
Национал-социализм. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. 554 с.
Паскаль. Ньютон. Линней. Лобачевский. Мальтус: Биографические
повествования. Челябинск: Урал LTd, 1998. 447 с.
Пленков О. Ю. Триумф Мифа над разумом: немецкая история и
катастрофа 1933 года. СПб.: Владимир Даль, 2011. 607 с.
Поляков Л. В. Арийский миф: Исследование истоков расизма. СПб:
Евразия, 1996. 257 с.
Саркисянц М. Английские корни немецкого фашизма. От британской к
австро-баварской «расе господ». СПб.: Академический Проект, 2003. 298 с.
Смит Р. История психологии. М.: Академия, 2008. 404 с.
Тагиефф П.-А. Цвет и кровь. Французские теории расизма. М.:
Ладомир, 2009. 238 с.
Ширер У. Взлет и падение третьего рейха. М.: Воениздат, 1991. 653 с.77
Статьи
Гофман, А. Б. Элитизм и расизм: философско-исторические воззрения
А. де Гобино // Общество и право. 2004. № 4 (6). С. 23 – 30.
Зубов А. А., Халдеева Н. И. Видовое единство человека // Расы и расизм.
История и современность. М.: Наука, 1991. С. 10-18
Пежемский Д. В., Макрицкая Т. А. Франсуа Бернье: к истории первой
расовой классификации // Вестник антропологии. 2013. № 2(24). С. 145 – 157
Пуховская Е. Ю. География, геополитика, пангерманизм: у истоков
немецкой харизмы // Известия Иркутского государственного университета.
Серия «Политология. Религиоведение». 2010. № 1 (4). С. 106 – 115
Рощин С. К. Психологическая наука и расизм // Расы и общество. М.:
Наука, 1982. С. 147 – 191
Токарев С. А. Расистские теории XIX – начала XX в. // Расы и
общество. М.: Наука, 1982. С. 21 – 33
Черезова К. В., Сериков А. Е. Социальный эволюционизм Герберта
Спенсера и дарвинизм // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия
«Философия. Филология». 2014. № 2(16). С. 99 – 115.