Работа в формате PDF
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников 8
1.1 Наглядно-образное мышление: определение, особенности, функции 8
1.2 Особенности наглядно-образного мышления у старших дошкольников 14
1.3 Способы развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников 19
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Результаты диагностики уровня развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников 30
2.3 Программа и содержание работы по развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников 43
2.4 Динамика уровня развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников 57
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложение А Характеристика выборки исследования 70
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 71
Приложение В Результаты исследования на контрольном этапе 72
Старший дошкольный возраст отличается достаточно активным
развитием всех психических познавательных процессов, их постепенным
переходом от непроизвольности к произвольности, а также развитием
отдельных свойств и видов данных процессов. При этом особое значение в познавательном и интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста имеет процесс мышления.
Мыслительная деятельность в целом является определяющей в
умственном и интеллектуальном развитии человека, поскольку мышление
предполагает процесс активного познания окружающей действительности, ее отражения в сознании человека, а также непосредственный процесс формирования конкретных умозаключений и выводов в результате действия мыслительных операций.
В психологической науке определены различные виды мышления как
психического познавательного процесса. Так по форме выделяется наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Каждое из них имеет особое значение в развитии и формировании ребенка, однако именно наглядно-образное мышление позволяет ему оперировать собственными образами, продуцировать их, в том числе, на основе наглядного материала, представлять мысленно ситуации и объекты, осуществлять образное решение задач, без выполнения каких-либо практических действий.
Изучением сущности наглядно-образного мышления занимались такие
исследователи, как – Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, М.И. Еникеев,
А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и многие другие. Авторы приводят трактовки данного понятия, описывают слагающие его компоненты, средства, методы и условия формирования, отмечая важность данного вида мышления в общем развитии личности.
В свою очередь необходимость целенаправленного развития нагляднообразного мышления в старшем дошкольном возрасте определена
содержанием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в частности образовательной области «Познавательное развитие». Прежде всего, необходимо развивать познавательную активность детей, любознательность, умение оперировать образами, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Однако для достижения данных задач необходимо рационально организованная целенаправленная развивающая работа с детьми.
Такие исследователи, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.А. Венгер,
Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, Л.Ф. Обухова, Д.Н. Узнадзе, выделяют особенности развития наглядно-образного мышления у детей в старшем дошкольном возрасте. Однако остается неясно сформулированным содержание работы по развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы и
существующей психолого-педагогической практики способствовали
выявлению противоречия между необходимостью развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников и недостаточно разработанным содержанием работы по осуществлению данного процесса.
Обозначенное противоречие обусловило актуальность проблемы
исследования: каково содержание работы по развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников?
Исходя из данной проблемы, была сформулирована тема исследования:
«Развитие наглядно-образного мышления у старших дошкольников».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
апробировать содержание работы по развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников.
Объект исследования: наглядно-образное мышление детей...
Было отмечено, что наглядно-образное мышление представляет собой
психический познавательный процесс, одну из форм мышления, основу
которого составляет процесс оперирования образами, представления
мысленно ситуаций и объектов, образного решения задач без выполнения практических действий. Данный вид мышления включает в себя создание зрительного образа, оперирование им и ориентацию в пространстве.
Наглядно-образное мышление начинает активно развиваться в возрасте
5-6 лет, когда оно является преобладающим. Происходит усложнение
мыслительной деятельности, дети демонстрируют умение мыслить образами, строить наглядные модели, их действия воспроизводятся без опоры на реальные вещи. Особенностью развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников является также то, что оно взаимосвязано с такими познавательными процессами, как речь, восприятие и воображение. Развитие наглядно-образного мышления у старших дошкольников требует применение специальных разнообразных способов, средств, приемов
и развивающих методов. Необходимо создание благоприятной
психологической атмосферы взаимодействия взрослого и ребенка. В сами занятия необходимо включать игровые методы, наглядные материалы и продуктивные виды детской деятельности, которые будут способствовать вовлечению ребенка в мыслительную деятельность, и облегчать реализацию мыслительных операций.
С целью изучения особенностей развития наглядно-образного
мышления у старших дошкольников было проведено опытно-экспериментальное исследование.
В результате на констатирующем этапе исследования низкий уровень
развития наглядно-образного мышления был диагностирован у 4 детей
экспериментальной и 3 детей контрольной группы (40 % и 30 % от каждой группы соответственно). Средний уровень был выявлен у 5 детей экспериментальной и 4 детей контрольной группы (50 % и 40 % от каждой группы). И высокий уровень был выявлен у 1 ребенка экспериментальной и 3 детей контрольной группы (10 % и 30 % соответственно).
Формирующий этап исследования был посвящен определению и
апробации содержания работы по развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников. Формирующая работа проводилась со старшими дошкольниками экспериментальной группы в течение пяти недель – были подготовлены и проведены 10 развивающих занятий с воспитанниками, в содержание которых было включено создание благоприятной психологической атмосферы взаимодействия взрослого и ребенка, игровые методы, наглядные материалы и продуктивные виды детской деятельности.
В итоге на контрольном этапе исследования низкий уровень развития
наглядно-образного мышления был диагностирован у 1 ребенка (10 %)
экспериментальной группы, средний уровень – у 3 детей группы (30 %) и высокий уровень – у 6 детей группы (60 %), притом как в контрольной группе соотношение уровней осталось прежним.
Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования. Значит,
развитие наглядно-образного мышления будет более эффективным, если в процессе психологической работы учитывать возрастные особенности
мышления и целенаправленно развивать: целостное образное представление детей, восприятие и воображение, умение оперировать образами без опоры на действия, а также мыслительные операции (анализ, сравнение, синтез, обобщение и классификации).
Артюхова Т. Ю., Федорова Е. П. Возможности развития мышления
детей старшего дошкольного возраста средствами психолого-педагогического
сопровождения // Вестник Кемеровского государственного университета.
Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2022. С. 16–25.
2. Багадирова С. К., Юрина А. А. Материалы к курсу «Психология
личности»: учебное пособие. М.: Директ-Медиа, 2014. 164 с.
3. Батуев А. С., Ильин Е. П., Соколова Л. В. Человек. Анатомия.
Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.
СПб.: Печатный двор им. А. М. Горького, 2007. 672 с.
4. Бахтин М. М. Опыт занятий по чтению художественной литературы
с дошкольниками. М.: Искусство, 2011. 423 с.
5. Белопольская Н. Л. Методика образного мышления (МОМ). М.:
Когито-центр, 2001. 174 с.
6. Болотова А. К., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Социальные
коммуникации. М.: Издательство Юрайт, 2023. 272 с.
7. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.:
Издательство «Институт практической психологии», 2016. 392 с.
8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Издательство
Юрайт, 2023. 160 с.
9. Еникеев М. И. Юридическая психология. М.: Издательство НОРМА,
2003. 256 с.
10. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика
умственного развития детей. М.: Просвещение, 2020. 111 с.
11. Земцова О. Н. Обучающие тесты. Развиваем интеллект. 5-6 лет. М.:
Махаон, 2023. 72 с.
12. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. Владимир: [б. и.], 2019.
329 с.
68
13. Казначеев С. В., Ципцина М. Н. Проблемы развития мышления в
дошкольном возрасте // Символ науки. 2019. № 2. С. 66–75.
14. Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб.:
Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 508 с.
15. Конюхов Н. И. Прикладные аспекты современной психологии:
термины, законы, концепции, методы. М.: Издательство Юрайт, 2020....32