Работа в формате PDF
Аннотация
Введение 5
Глава 1 Теоретический анализ особенностей мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе 10
1.1 Проблема формирования мотивационной готовности 1.1
дошкольников к обучению в школе 10
1.2 Характеристика психологических условий 1.2
формирования у детей дошкольного возраста мотивационной
готовности к обучению 14
Глава 2 Опытно – экспериментальная работа по формированию
мотивационной готовности 22
2.1 Методы исследования и организация проведения
опытно – экспериментальной работы по формированию
мотивационной готовности дошкольника 22
2.2 Результаты исследования мотивационной готовности на
констатирующем этапе работы 26
2.3 Программа мероприятий с дошкольниками по формированию
учебной мотивации 35
2.4 Анализ результатов эффективности формирования учебной
мотивации дошкольников 44
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Приложение А Состав дошкольников подготовительных групп 62
Приложение Б Первичные данные ответов детей по Методике 1 63
Приложение В Первичные данные ответов детей по Методике 2 64
Приложение Г Первичные данные ответов детей по Методике 3 66
Приложение Д Вторичные данные ответов детей по Методике 1 67
Приложение Е Вторичные данные ответов детей по Методике 2 68
Приложение Ж Вторичные данные ответов детей по Методике 3 70
Приложение И Сравнительные данные уровня сформированности
мотивационной готовности дошкольников на контрольном
этапе исследования 71
Мотив является основным компонентом мотивационной готовности,
которая является ключевым фактором готовности к школе, включающим в
себя мотивацию, знания, умения и навыки.
Актуальность исследования в данной работе состоит в том, что тема
вопроса по мотивационной подготовке дошкольников к обучению в школе
является одной из наиболее важных проблем дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС)
[33] дошкольного образования совместно с индивидуальными программами
школьного обучения внедряют с каждым годом все больше новых требований
и условий для обучения начальных классов. Многие первоклассники не могут
справиться с такими усиленными нагрузками, вследствие этого
мотивационная готовность первоклассников падает, и учеба не дает «свои
плоды» растущему организму. Поэтому очень важно грамотно подойти к
освоению образовательных программ в подготовительных группах детского
сада и правильно сформировать у ребенка мотивационную готовность к
школьному обучению.
В детском саду у детей в возрасте от 6 – 7 лет с помощью педагогов
происходит усиленная подготовка ребенка к обучению в школе, в том числе
формируются следующие компоненты готовности: эмоционально – волевые,
личностные, интеллектуальные, психомоторные, социально –
психологические, мотивационные. Каждый названный компонент является
важным для формирования целостной композиции подготовленности ребёнка
для успешной адаптации к учебе в школе. В данной работе мы рассмотрим
подробнее один из перечисленных компонентов готовности ребенка –
мотивационный (личностный). Этому виду подготовки уделяется мало
внимания из-за того, что концентрация основного обучения направлена на
интеллектуальную направляющую готовности. Но не стоит забывать, что
успешная учебная деятельность детей зависит именно от личностной
готовности дошкольника к обучению в школе.
Мотивационная готовность ребенка к учебе важна не только тем, чтобы
ребенок сам желал учиться, а еще множеством факторов, которые повлияют
на его дальнейшее становление по всей жизни. Именно со школы начинается
«клубок наматывания» жизненного опыта и превращения из ребенка,
поступившего в первый класс, заканчивается сформировавшимся подростком,
окончившим школу. Целый период взросления пройдет за эти года, поэтому
настолько важно правильно сформировать внутреннюю позицию с самого
начала обучения, чтобы у ребенка было как можно меньше трудностей в
обучении.
Проблему психологической и мотивационной готовности дошкольников
изучали многие зарубежные и отечественные ученые – психологи такие как:
Д.Б. Эльконин [34], И.В. Дубровина, Л.В. Выготский [6], А.В. Запорожец [16], А.Л. Венгер [35], Б.С. Волков [4], Н.И. Гуткина [9], Е.Е. Кравцова [18], Л.А. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Л.И. Божович [1],
Т.В. Леденева, Т.А. Померанцева и другие. Перечисленные авторы дают
информацию о том, что подготовить детей к школе достаточно трудоемкий и
многогранный процесс, успех которого зависит от квалифицированного
подхода преподавателей, педагогов и родителей по всем аспектам готовности ребенка. Но в их работах нет единого мнения о том, какие критерии определяют качественный уровень подготовки к школе и что именно входит в понятие «мотивационная готовность детей к обучению в школе». Так же исследование развития личностной мотивации детей дошкольного возраста можно изучить у авторов Н.А. Чепцовой, М.В. Урбанской, У.В. Ульенковой, В.В. Кисовой, А.Д. Гусовой, Г.А. Урунтаевой [31] и других ученых. По мнению Л.С. Выготского, «…быть готовым к школьному обучению
значит, прежде всего, обладать умением обобщать и дифференцировать в
соответствующих категориях, предметы и явления окружающего мира» [5]....
Изучив, и проанализировав учебную литературу отечественных и
зарубежных психологов по формированию учебной мотивации старших
дошкольников для обучения в школе, мы сделали вывод, что данная тема
является актуальной и значимой в современном мире.
Ребенок при переходе из детского сада в школу должен обладать
сформированными следующими компонентами школьной зрелости к школе:
развитые когнитивные функции, эмоциональная сфера, игровая сфера,
психологическая сфера, мотивационная сфера и другие важные элементы.
Наша работа посвящена именно мотивационной готовности ребенка, его
сформированности внутренней позицией дошкольника.
Мотивационная готовность к школе является самым важным критерием
выпускника детского сада. От того как качественно они подготовлены к школе будет полностью зависеть их адаптация к учебному процессу, налаживание дружеских отношений между одноклассниками, вливание в социум, развитие регуляции и организация процесса всего дельнейшего обучения.
Мотивационная готовность к обучению – это закладка фундамента
адекватного отношения к взрослому миру на долгие годы, которая
производится с помощью сплоченности коллектива детского сада и родителей.
Проведенное исследование позволило нам подтвердить, что для
повышения учебной мотивации дошкольников необходимо применять
углубленное ознакомление со школой и школьным обучением, привлекать
активное участие родителей и комплексно подходить к формированию
внутренней позиции дошкольника.
Исследования были разделены на насколько этапов состоящие из
констатирующего, формирующего и контрольного этапа. Для решения задач на каждом этапе были выделены показатели и определены соответствующие методики для реализации исследования. В исследовании применены следующие методики для определения внутренней позиции дошкольника:
«Мотивационная готовность» (автор: кандидат психологических наук,
психолог и профессор А.Л. Венгер); «Беседа о школе» (автор: кандидат
психологических наук, психолог Т.А. Нежнова (модификация осуществлена
А.М. Прихожан); «Сказка» (автор: кандидат психологических наук, психолог Н.И. Гуткина).
Результаты констатирующего эксперимента показали нам, что дети
старшего дошкольного возраста имеют преимущественно средний уровень
учебной мотивации. Они затрудняются при ответах на вопросы, частично
проявляют интерес к школе, игровой мотив превалирует над познавательным мотивом, они знают, что такое школа, но отсутствует сформированный интерес к обучению в школе.
Формирующий эксперимент был реализован как образовательная и
развивающая программа, включающая в себя комплекс мероприятий,
направленных на стойкое формирование учебной мотивации дошкольников.
Эксперимент проводился на протяжении всего срока практики до 12 октября 2023 года. При организации формирующей работы нами использовались: комплекс игр, направленных на развитие учебной мотивации; приобщение к школьной жизни посредством экскурсии в настоящую школу и выполнение мотивационных заданий; организация предметно – пространственной среды для дошкольников; коллективные семинары педагогов и родителей с психологом. Данная программа выстроена таким образом, что дошкольники своими глазами видят, что такое школа, как она устроена, расширяют свои познания о школе и школьной жизни, применяя на практике полученные знания.
Контрольный этап эксперимента доказал эффективность предложенной
нами программы. Мы сравнили результаты экспериментальной группы на
стадии констатирующего и контрольного этапа эксперимента, а также
результаты контрольной и экспериментальной групп. В экспериментальной группе дети с высоким уровнем готовности стало на 37% больше и составило
58% против 21% в констатирующем этапе. Средний уровень детей с
мотивационной готовностью понизился на 13% и составил 39% в противовес 52% на констатирующем этапе. Самый стремительный показатель составили дети с низким показателем, и составило всего 3% против 27% в констатирующем этапе....
Божович Л. И. Изучение мотивации детей и подростков. — М.:
Просвещение, 1988. — 345 с. — URL: https://moluch.ru/archive/291/65709/
(дата обращения: 24.02.2023).
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:
Детство – Пресс, 2014. 268 с.
3. Виноградова, М. А. Психолого-педагогические условия
формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и
младшего школьного возраста / М. А. Виноградова, В. С. Пенюгалова. —
Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). —
С. 125 – 130. — URL: https://moluch.ru/archive/291/65709/ (дата обращения:
24.02.2023).
4. Волков, Б. С. Готовим ребенка к школе. СПб. : Питер, 2014. 196 с.
5. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в
школьном возрасте / Выготский Л. С. – Москва // Избранные психологические
исследования / Выготский Л. С. – Москва: Издательство Академии
педагогических наук РСФСР, 1956. – С. 65.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Академический
проект, 2012. 365 с.
7. Гинзбург М. Р. Развитие мотивации учения у детей 6-7 лет // В кн.:
Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. М., 1988г.
8. Громыко Ю. А. Взаимосвязь статусной позиции первоклассника в
ученической группе с его готовностью к школе и динамикой успешности
освоения школьной программы: дис. канд. психол. наук. М., 2011. 211 с.
9. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — СПб.: Питер,
2004. — 208 с.
59
10. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению
психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: МГУ,
1996. 154 с.
11. Дмитриевская Л. А. Проверка общей готовности ребенка к школе.
М.: Начальная школа, 2000. № 12. 129 с.
12. Дьяченко О. М., Психическое развитие дошкольников. М.:
Педагогика, 2012. 128 с.
13. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и
семья: методика работы с родителями. М.: Мозаика-синтез, 2016. 154 с.
14. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
М.: ВЛАДОС, 2010 127 с.
15. Жданова Р. А. Как определить готовность ребенка к школьному
обучению. М.: Центр педагогического образования, 2005....36