СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ) 44
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день таможенные органы выполняют ряд непростых задач, для решения которых необходимо материально-техническое и информационное обеспечение. Эффективность работы таможенных служб в большой степени зависит от уровня образования должностных лиц таможенных органов, а также их квалификации, отношением к работе и напрямую определяется единой государственной политикой в области подготовки государственных таможенных служащих. В современных условиях к должностным лицам таможенных органов предъявляются новые требования к знаниям и практическим навыкам.
Современная система кадрового обеспечения организации должна быть связана с разработкой и реализации политики, включающей планирование, отбор, наем, размещение трудовых ресурсов; адаптацию, обучение и подготовку работников; продвижение по службе, карьеру; методы и стимулирования труда; условия работы; формальные и неформальные отношения; преодоление конфликтных ситуаций в коллективе.
Кадровое обеспечение является одной из важнейших задач таможенных органов, человеческие ресурсы определяют все направления управленческой деятельности. Существует необходимость в повышении эффективности работы с персоналом, а также в создании необходимых условий для развития карьеры должностных лиц таможенных органов.
Требования к качеству кадрового обеспечения реализуются через кадровую политику, то есть через основные направления и цели таможенной службы, которые официально формулируются руководством ФТС России в федеральных программах, должностных инструкциях и иных документах.
Эффективная система кадрового обеспечения призвана создавать условия для мотивации, более высокой производительности труда и удовлетворенности работой. Она, также, позволяет руководителю получить необходимую информацию о работниках (квалификационная, половозрастная, и т.п.) с целью повышения производительности их труда.
Кадровая деятельность является важнейшей функцией в сфере таможенного дела и призвана обеспечивать устойчивое положение таможенных органов в экономической системе. Для успешной работы таможенных органов Российской Федерации необходима продуманная кадровая политика и система организационных мер по ее реализации.
На данный момент актуальным остается вопрос комплектования таможенных органов сотрудниками, которые способны квалифицированно решать поставленные задачи. Для эффективного использования кадрового потенциала таможенной службы необходима периодическая оценка должностных лиц таможенных органов, именно оценка кадров обеспечивает контроль за выполнением поставленных задач и повышения эффективности работы. Эффективность деятельности таможенных органов также в значительной мере зависит, от текучести кадров, которая зачастую вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможенных органах, а также от таких факторов, как размер вознаграждения за трудовую деятельность, дисциплинированность, добросовестность, психологический климат в коллективе и многих других факторов.
Увеличение полезной отдачи таможенных органов в значительной мере не удается из-за невысокого уровня социально-экономической и правовой защищенности должностных лиц таможенных органов. На сегодняшний день существует такая тенденция, что объемы, напряженность и главное ответственность их труда не соответствует его оплате.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена необходимостью совершенствования кадрового обеспечения процесса управления таможенными органами РФ.
Анализ степени изученности. Вопросы, связанные с кадровым обеспечением освещались и прорабатывались в работах таких ученных как: А.М. Беляев, Ш.В. Бенава, Ю.В. Долженкова, Т.В. Зайцева В.И. Сперанский и др.
Применительно к таможенным органам процессы управления кадровым обеспечением прорабатывались в работах следующих ученых: М.И. Агабалаев, Л.С. Вечер, А.А. Демченко, Т.И. Захарова, М.К. Иванов, М.В. Медведева, В.Е. Попова и др.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречий между необходимостью совершенствования кадрового обеспечения процесса управления таможенными органами и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по осуществлению данного процесса.
Объектом дипломной работы является кадровое обеспечение процесса управления таможенными органами РФ.
Предметом исследования являются подходы и технологии кадрового обеспечения Белгородского таможенного поста Белгородской таможни.
Цель исследования - разработка рекомендаций по повышению эффективности кадрового обеспечения процесса управления таможенными органами.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы кадрового обеспечения процесса управления таможенными органами;
- проанализировать практику кадрового обеспечения процесса управления таможенными органами Российской Федерации на примере Белгородского таможенного поста Белгородской таможни;
- предложить направления по совершенствованию кадрового обеспечения процесса управления таможенными органами Российской Федерации.
Теоретико-методологической основой исследования служат труды отечественных исследователей в области кадрового обеспечения в сфере таможенного дела, в частности Ю.Ю. Антропова, Е.Л. Богданова , которые позволили изучить теоретические и практические аспекты дипломной работы.
В процессе выполнения работы были использованы методы факторного и сравнительного анализа, синтез, обобщение, структуризация, а также анализ нормативных документов.
Исследование основывается на изучении и обобщении имеющихся материалов и применение качественного, количественного и системного подходов.
Эмпирическую базу исследования дипломной работы составляет Таможенный кодекс Таможенного союза (ТКТС), Федеральные законы, Распоряжения Правительства РФ , а также Приказы ФТС России и показатели деятельности Белгородского таможенного поста Белгородской таможни.
Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для совершенствования кадрового обеспечения процесса управления таможенными органами Российской Федерации, выводы, представленные в работе, развивают положения организации кадрового обеспечения, способствуют развитию перспективных направлений последующих научных исследований в области кадрового обеспечения процесса управления таможенными органами.
Апробация результатов исследования осуществлялась на Международной научно-практической конференции НИУ БелГУ «Управление в XXI веке», в сборнике работ молодых ученых «Проблемы государственного и муниципального управления - 2015», в сборнике научных трудов VIII Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Института экономики НИУ «БелГУ», а также основные положения и выводы апробированы в работах автора .
Структура работы. Дипломная работа состоит из: введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы, приложений.
Социально-политические преобразования, происходящие в нашем государстве, глубокое реформирование экономических отношений приводят к необходимости совершенствования системы государственного управления, что в свою очередь требует формирования стабильного оптимально сбалансированного аппарата органов государственного управления, способного обеспечить решение социально-экономических задач, определенных условиями переходной экономики. Выработка концептуальных основ и на их базе совершенствование кадрового обеспечения становится объективной потребностью и важным условием повышения эффективности управленческого корпуса.
Кадровое обеспечение таможенных органов - это обобщающая характеристика совокупных способностей и возможностей постоянных работников таможенного органа, имеющих определенную квалификацию, прошедших предварительную профессиональную подготовку и обладающих специальными знаниями трудовыми навыками и опытом работы в определенной сфере деятельности эффективно выполнять функциональные обязанности и давать определенные экономические результаты в соответствии с текущими и перспективными целями организации. От того, как проведен набор, и какие люди отобраны для работы в органах, зависит вся последующая деятельность в процессе управления человеческими ресурсами. Набор состоит в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого таможенные органы отбирают наиболее подходящих для себя работников.
Белгородский таможенный пост является структурным подразделением Белгородской таможни и входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации. Белгородский таможенный пост - самый крупный таможенный пост Белгородской таможни, являющийся основным пунктом таможенного оформления и таможенного контроля за перемещением товаров и транспортных средств.
Анализируя кадровое обеспечение деятельности таможенных органов Белгородского таможенного поста, работу с кадровым составом по обеспечению служебной и исполнительской дисциплины, и статистические данные можно признать деятельность отдела государственной службы и кадров таможенного поста на среднем уровне.
В процессе кадрового обеспечения федеральный орган исполнительной власти решает проблему по укомплектованию вакантных должностей высококвалифицированными специалистами, которые способны выполнять возложенные на них обязанности.
Большое внимание на Белгородском таможенном посту уделяется постоянной работе по созданию благоприятных условий для развития внешнеторговой деятельности, посредством упрощения и гармонизации таможенных процедур, реализации системы управления рисками при проведении таможенного контроля, совершенствования методов и средств реализации таможенно-тарифной политики и внедрения в практику работы передовых информационно-технических технологий.
В период 2014-2016 гг. на Белгородском таможенном посту Белгородской таможни имело место сокращение численности должностных лиц таможенных органов. Следует отметить, что неудовлетворенность условиями труда, его интенсивностью, а также несоответствием оплаты труда объему выполняемой работы, также сыграли немаловажную роль в сокращении численности. Поэтому особое внимание отделу кадров Белгородского таможенного поста стоит обратить на улучшение системы подбора кадров. Для того чтобы естественная текучесть кадров постепенно восполняться подготовленными в профессиональном отношении молодыми кадрами.
Эффективная система кадрового обеспечения призвана создавать условия для мотивации, более высокой производительности труда и удовлетворенности работой. Она также позволяет руководителю получить необходимую информацию о работниках (квалификационная, половозрастная, и т.д.) с целью повышения производительности их труда.
Существует несколько проблем в области кадрового обеспечения таможенных органов, которые необходимо решать путем реализации предложенных мероприятий. Для решения выявленных проблем необходима работа по каждому направлению. Главной причиной таких проблем является нестабильность экономической ситуации в стране. При выполнении определенного комплекса мероприятий повысится эффективность кадровой политики, целью которой является успешное выполнение поставленных перед таможенными органами задач.
Выявление проблем и пути их совершенствования на примере Белгородского таможенного поста определяется тем, что правильная кадровая политика, грамотная организация и проведение практической работы это одно из основных направлений деятельности всех таможенных органов. Таким образом, на результат работы таможенного органа во многом зависит от его активной осознанной и продуманной кадровой политики.
Большое значение в кадровой политике Белгородского таможенного поста имеют проблемы подготовки кадров. Значимую роль в решении данной проблемы играет переподготовка кадров. Без обучения должностных лиц таможенных органов невозможно решить задачи по развитию таможенной службы в соответствии с требованиями времени. В целях обеспечения непрерывного повышения квалификации инспекторов предлагается видоизменить схему обучения, сосредоточив его в создаваемых учебных центрах при отделах подготовки кадров, региональных таможенных управлений и т.д.
Необходимо отметить, что современные условия жизнедеятельности предъявляют повышенные требования к построению и формированию системы кадрового обеспечения. Это, в первую очередь, проявляется в ее умении приспосабливаться к изменяющимся целям объекта управления и условиями его работы, а также, необходимости учитывать перспективы развития организации в целом. Система кадрового обеспечения должна отвечать целям организации, не ущемлять интересов личности и обеспечить строгое соблюдение законодательства о труде в процессе работы.
Значение кадрового обеспечения процесса управления таможенными органами трудно переоценить, так как от состояния обеспечения системы управления организации зависит эффективность и упорядоченность работы не только отдельно взятого отдела кадров, но и всей организации в целом.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе ( подписан в Астане 29 мая 2014 года) (ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс] // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Международные правовые акты» Информ.банк «Международное право».
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) [Текст] (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
3. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года [Текст] // Российская газета. - 2009. - № 7 (4831). - 21 января.
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 08.06.2015) // Российская газета. - 2004. - № 162. - 31 июля.
5. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
6. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Российская газета. - 2010. - № 269. - 29 ноября.
7. О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти [Текст] : Пост. Правительства РФ от 25 сентября 2007 г. № 611 (ред. от 5.06.2013 ) // Российская газета. - 2012. - № 295. - 31 июля.
8. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
9. Об утверждении Общего положения о таможенном посте [Текст] : Приказ ФТС России от 4 сентября 2014 г. №1701 // Российская газета. - 2014. - № 274.
10. Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности федеральной государственной гражданской службы, сроков и порядка работы конкурсных комиссий в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : Приказ ФТС России от 16 марта 2015 г. №441 // // Российская газета. - 2015. - № 289.
11. Агабалаев, М. И. Организационно-правовые основы деятельности и основные функции таможенных органов РФ [Текст] / М.И. Агабалаев - М.: Экономика, 2013 - 254с.
12. Алисултанов, Ю.С. Инновации и управление развитием кадрового потенциала таможенных органов [Текст] / Ю.С. Алисултанов - М.: «МАКС- пресс», 2014. - 136-141 с.
13. Алисултанов, Ю.С. Организационно-экономический механизм управления развитием кадрового потенциала таможенных органов [Текст] / Ю.С. Алисултанов - М.: «МАКС-пресс», 2014. - 195-201 с.
14. Амиралиев, Б.Ш. Совершенствование кадровой службы в системе таможенных органов [Текст] / Б.Ш. Амиралиев - М.: «МАКС-пресс», 2014. 125-130 с.
15. Антропова, Ю.Ю. Современные кадровые технологии на государственной гражданской службе [Текст] / Ю.Ю. Антропова - М.: Наука, 2015. - 168с.
16. Бажин, И.С. Система образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих [Текст] / И.С. Бажин - М.: Наука, 2014. - 255 с.
17. Барамзин, С. В. Управление качеством таможенной деятельности: монография [Текст] / С.В. Барамзин - М.: Наука, 2013. - 402 с.
18. Белая, Н.В. Вопрос о понимании кадрового обеспечения на современном этапе [Текст] / Н.В. Белая - М.: Наука, 2013. - 458 с.
19. Беляев, А.М. Современные кадровые технологии в органах власти [Текст] / А.М. Беляев - М.: Юстицинформ, 2015. - 661с.
20. Бенава, Ш.В. Методические подходы к процессу управления человеческим капиталом [Текст] / Ш.В. Бенава - Майкоп.: Издательство ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2014. - 143-145 с.
21. Блинов, Н. М. Проектирование таможенной политики [Текст] / Н.М. Блинов - М.: Книга и бизнес, 2013. - 502 с.
22. Богданова, Е.Л. Мониторинг кадрового потенциала таможенной службы Российской Федерации [Текст] / Е.Л. Богданова - М.: РИО РТА, 2014. - 481 с.
23. Борисова, Е.А. Оценка и аттестация персонала [Текст] / Е.А. Борисова - СПб.: Питер, 2013. - 212 с.
24. Ванин, М.В. Повышение эффективности управления таможенной службой России [Текст] / М.В. Ванин - М.: Наука, 2013. - 318 с.
25. Вилинская, О.В. Нетрадиционные методы обучения персонала [Текст] / О.В. Вилинская - М.: Наука, 2013. - 364 с.
26. Витюк, В.В. Таможенная служба как особый вид государственной службы Российской Федерация [Текст] / В.В. Витюк - М.: Норма, 2014. - 212 с.
27. Гаврилина, Е.В. Современные методы работы с кадровым резервом [Текст] / Е. В. Гаврилина - М.: Наука, 2013. - 142 с.
28. Демченко, А.А. Организация и управление персоналом в таможенных органах [Текст] / А.А. Демченко - М.: РИО РТА, 2013. - 256 с.
29. Долженкова, Ю.В. Адаптация персонала: современные кадровые технологии [Текст] / Ю.В. Долженкова - М.: АТИСО, 2014. - 183 с.
30. Ершов, А.К. Организация деятельности практики психолога в таможенных органах [Текст] / А.К. Ершов - М.: Наука, 2013. - 215 с.
31. Журавлев, С. И. Теоретико-правовые основы кадрового обеспечения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области безопасности государства [Текст] / С.И. Журавлев - М.: Наука, 2014. - 285 с.
32. Завидовский Д. В. Формирование кадрового потенциала муниципальной службы: проблемы, опыт, тенденции [Текст] / Д.В. Завидовский - М.: Наука, 2013. - 143 с.
33. Зайцева, Т.В. Управление развитием человеческих ресурсов организации [Текст] / Т.В. Зайцев - М.: Управление (государство и общество), 2013. - 3 с.
34. Иваненков, С.П. Эффективная кадровая политика региона: проблемы и перспективы [Текст] / С.П. Иваненков - М.: Наука, 2014. - 115-118 с.
35. Иванов, М.К. Кадровые технологии в управлении персоналом таможенных органов Российской Федерации [Текст] / М.К. Иванов - М.: «Этносоциум», 2013. - 285 с.
36. Каменов, А.М. Об оценке эффективности показателей на рынке труда [Текст] / А.М. Каменов - М.: Общество и экономика, 2013. - 55-64 с.
37. Карамзин, С. В. Управление качеством таможенной деятельности [Текст] / С.В. Карамзин - М.: Книга и бизнес, 2013. - 304 с.
38. Князев, С.Н. Системная актуализация вопросов государственной кадровой политики [Текст] / С.Н. Князев - М.: Проблемы управления №3, 2014. - 3-8 с.
39. Костровский, П.К. Актуальные вопросы активизации кадрового потенциала таможенных органов в Российской Федерации / Сборник научных трудов «Актуальные проблемы государственной и муниципальной службы». Выпуск № 5 [Текст] / П.К. Костровский - М.: «МАКС-пресс», 2015. - 23-32 с.
40. Кошанов, А.К. Об общей концепции занятости и рынка труда [Текст] / А.К. Кошанов - М.: Общество и экономика, 2013. - 163-182 с.
41. Макрусев, В. В. Управление компетентностным потенциалом должностных лиц таможенных органов: монография [Текст] / В.В. Макрусев
- М.: Российская таможенная академия, 2013. - 108 с.
42. Медведева, М.В. Экономика таможенного дела [Текст] / М.В. Медведева - СПб.: Российская таможенная академия, 2013. - 210 с.
43. Павлова, И.Н. Основы государственного управления [Текст] / И.Н. Павлова - М.: ИНФРА, 2013. - 215-221 с.
44. Пицик, Н.И. Государственная кадровая политика в органах власти и управления как социальный институт [Текст] / Н.И. Пицик - М.: Наука, 2015. - 428с.
45. Попова, В.Е. Проблемы формирования и совершенствования карового потенциала таможенной службы Российской Федерации [Текст] / В.Е. Попова - М.: Проблемы современной экономики, 2013 - 231-233 с.
46. Починок, А.О. О трудовом потенциале России, перспективах его сохранения, развития и улучшения использования [Текст] / А.О. Починок - М.: Общество и экономика, 2013. - 5-24 с.
47. Просянников, Н.Н. Управление персоналом в таможенных органах [Текст] / Н.Н. Просянников - М.: Наука, 2013. - 158с.
48. Самраилова, Е.К. Теоретические основы управления персоналом [Текст] / Е.К. Самраилова - М.: Наука, 2015. - 280 с.
49. Сперанский, В.И. Концепция управления человеческими ресурсами-современный подход к управлению персоналом [Текст] / В.И. Сперанский - М.: Социально-гуманитарные знания № 5, 2015. - 193-206 с.
50. Станюкович, Э.А. Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России [Текст] / Э.А. Станюкович. - М.: Терра, 2013. - 215 с.
51. Чернятин, С.В. Компетентный подход в работе с персоналом [Текст] / С. В. Чернятин - М.: Наука, 2014. - 113 с.
52. Чиркин, В.Е. Государственное и муниципальное управление [Текст] / В.Е. Чиркин - М.: Наука, 2013. - 268 с.
53. Чуланова, О.С. Сущность и содержание модели компетенций персонала организации [Текст] / О. С. Чуланова - М.: Наука, 2014. - 116 с.
54. Федеральная Таможенная служба [Электронный ресурс] : [сайт] / Режим доступа : http://www.customs.ru/index.php?option=com
55. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. Центральное таможенное управление. [Электронный ресурс] : [сайт] / Режим доступа : http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20613:- 2015-2016-2018-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588