Работа в формате PDF
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития исследовательских умений
у детей 5-6 лет в процессе экспериментирования. 8
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме развития исследовательских умений у детей 5-6 лет 8
1.2 Экспериментирование как средство развития исследовательских умений у детей 5-6 лет 15
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию исследовательских умений у детей 5-6 лет в процессе экспериментирования 22
2.1 Выявление уровня развития исследовательских умений у детей 5-6 лет 22
2.2 Содержание и организация работы по развитию
исследовательских умений у детей 5-6 лет в процессе экспериментирования 33
2.3 Динамика развития исследовательских умений у детей 5-6 лет 43
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 54
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на констатирующем этапе 55
Приложение В Тематический план работы 56
Приложение Г Карты-схемы по изучению свойств песка и глины 57
Приложение Д Сводные таблицы результатов исследования на контрольном этапе 58
«В современном мире дети живут и развиваются в эпоху быстро меняющихся информационных технологий, когда от человека требуется владение знаниями, умение добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими, а также умение творчески мыслить» [9]. «Важнейшей задачей дошкольного образования является создание
условий для развития исследовательских умений, которые влияют на познавательные возможности ребенка» [9].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах
деятельности и в первую очередь в познавательно-исследовательской деятельности» [17].
«Исследовательская деятельность – особый вид интеллектуальнотворческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского
поведения. Ее достоинство заключается в том, что она дает детям реальные представления о многообразных сторонах изучаемого объекта, о его связи с другими объектами и средой обитания» [12].
Дети дошкольного возраста уже сами по себе являются исследователями, проявляя повышенный интерес к исследовательской деятельности, особенно к экспериментированию. «Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира» [11]. «Использование экспериментирования как метода обучения рассматривали классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци,
К.Д. Ушинский, которые считали, что знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются более глубокими и прочными» [7].
«Результаты современных психолого-педагогических исследований
(Л.А. Венгер, В.В. Запорожец, А.И. Савенков, Л.В. Прохорова, Н.Н. Поддьяков) говорят о том, что возможности умственного развития дошкольников и их потребности в познании окружающего мира весьма высоки» [9].
«К пяти-шести годам у дошкольников заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисково-исследовательской деятельности, направленной на развитие продуктивных форм
мышления» [15].
«На сегодняшний день развитие познавательных способностей и активности детей в процессе исследовательской деятельности – одна из актуальных проблем» [18]. «В образовательной области «Познавательное
развитие» программы «От рождения до школы» определены:
– «содержание развития у детей любознательности и познавательной
мотивации;
– формирование познавательных действий и становление сознания;
– развитие воображения, творческой активности и исследовательских умений» [2].
«Наблюдается противоречие между потребностью в формировании познавательной активности старших дошкольников в реальной практике детского сада и недостаточной разработкой и использованием содержательно-методических основ процесса формирования исследовательских умений у детей 5-6 лет в процессе экспериментирования» [1]. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности развития исследовательских умений у детей 5-6 лет в процессе экспериментирования?...
«Изучив психолого-педагогическую литературу по теме и проведя экспериментальную работу, мы пришли к выводу, что в развитии исследовательских умений необходимо обучение дошкольников
исследовательским умениям в процессе проведения опытов с
использованием карт-схем».
В ходе экспериментальной работы была апробирована поэтапная
технология по обучению исследовательским умениям, с использованием
карт-схем.
На констатирующем этапе двое детей (17%) находились на высоком
уровне сформированности исследовательских умений, шесть детей (50%)
можно было отнести к среднему уровню сформированности исследовательских умений и четверо детей (17%) показали низкий уровень. В соответствии с выдвинутой нами гипотезой, мы предположили, что
процесс развития исследовательских умений у детей 5-6 лет в процессе
экспериментирования будет возможен, если:
– обогащен центр экспериментирования и науки для организации
самостоятельной деятельности картами-схемами экспериментов,
картотекой экспериментов, лэпбуком;
– разработаны и поэтапно внедрены в совместную деятельность
педагога и детей эксперименты с картами-схемами.
Контрольный срез показал, что 33% детей показали высокий уровень и
67% детей средний уровень.
В центре науки мы провели серию опытов по изучению свойств песка и
глины с применением карт-схем и организовывали самостоятельную
деятельность детей в режимных моментах.
Разработанные нами серия опытов по изучению свойств песка и глины
включали в себя разные формы работы и виды деятельности. Проведение опытов с применением карт-схем способствовало развитию исследовательских умений дошкольников.
«В результате проведенной работы произошли изменения в уровне
сформированности исследовательских умений у детей старшего
дошкольного возраста. Дети научились самостоятельно проводить эксперименты; формулировать проблему, выдвигать гипотезы, строить предположения, описывать явления, процессы, рассуждать и обобщать, делать выводы».
«На основании проведенных исследований и полученных результатов
по данной теме нами были разработаны следующие рекомендации:
– активно внедрять элементарную исследовательскую деятельность во
все виды деятельности;
– пополнять уголок экспериментирования новыми материалами;
– во время проведения опытов с применением карт-схем необходимо
наблюдать за детьми, с целью определения отдельных показателей и
оценки результатов»
Бурнышева М. Г. Развитие познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую
деятельность // Дошкольная педагогика. 2011. № 4. С.24-26.
2. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Примерная основная
общеобразовательная программа воспитания и обучения в детском саду. М. :
Мозаика-Синтез, 2014. 336 с.
3. Дмитриева Е. А., Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А. Детское
экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими
дошкольниками: методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2016. 128 с.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для
дошкольников. М. : Сфера, 2013. 192 с.
5. Зыкова О. А. Экспериментирование с живой и неживой природой.
М. : ЗАО «Элти-кудиц», 2012. 104 с.
6. Иванова И. А. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в
детском саду. Человек. М. : ТЦ Сфера, 2004. 224 с.
7. Карпичева Е. Л. Роль экспериментальной деятельности в
познавательном развитии дошкольника // Дошкольная педагогика. 2012. № 4.
С. 28-29.
8. Коваленко О. А. Коллекционирование как средство развития
исследовательских умений // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 17-19.
9. Козина Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в
предшкольном возрасте: учебное пособие. СПб. : Прометей, 2011. 488 с.
10. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей входе
общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 2016. № 4.
С. 18-35.
11. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим
миром. Экспериментирование. СПб. : ООО Издательство Детство-Пресс,
2011. 128 с.
53
12. Микерина А. С. Методика познавательного развития детей
старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. М. : «ИскраПрофи», 2013. 106 с.
13. Миленко В., Лепетнюха В. Учение с увлечением. // Дошкольное
воспитание. 2012. № 1. С. 25.
14. Михайлова З. А., Бабаева Т. И., Кларина Л. М., Серова З. А.
Развитие познавательно-исследовательских умений у старших
дошкольников. СПб. : Детство-пресс, 2012. 160 с.
15. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. СПб. :
Детство-пресс, 2010....22