Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Административно-правовые средства защиты прав и законных интересов несовершеннолетних

Работа №137760

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы82
Год сдачи2023
Стоимость5100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Несовершеннолетний как субъект конституционного права 9
1.1 Несовершеннолетние как социально-демографическая группа, их
социально-правовой статус 9
1.2 Права и свободы несовершеннолетних 16
Глава 2 Теоретико-правовые основы защиты конституционных прав и свобод несовершеннолетних в России 30
2.1 Основы конституционного статуса несовершеннолетних 30
2.2 Правовое регулирование защиты прав несовершеннолетних.... 34
2.3 Органы государственной власти и должностные лица, осуществляющие защиту прав несовершеннолетних в современной России 42
Глава 3 Проблемы обеспечения и защиты конституционно-правового статуса несовершеннолетних 50
3.1 Административная и судебная защита прав и интересов
несовершеннолетних 50
3.2 Юридическая ответственность несовершеннолетних и лиц,
являющихся их законными представителями 55
3.3 Оптимизация федерального законодательства и нормативныхправовых актов субъектов Российской Федерации в части
государственной защиты несовершеннолетних 65
Заключение 71
Список используемой литературы и используемых источников 75


Любое государство является своеобразным объединением людей, которые подчиняются специально установленным в нем законам. Несмотря на это, дети и подростки в современном мире регулярно сталкиваются с самыми разнообразными опасностями, которые свойственны жизни взрослых людей. Степень риска при подобных обстоятельствах существенно возрастает, поскольку обычно дети не в силах самостоятельно противодействовать внешним угрозам. В целях устранения и решения подобного рода проблем необходимо использовать комплекс мер и средств, которые будут направлены на обеспечение полноценного присмотра за детьми в опасных ситуациях, на ограждение детей от ситуаций, которые могут причинить вред их физическому и психическому здоровью.
Благополучие государства и общества предопределяет безопасное детство, обеспечением которого занимаются правоохранительные органы власти во взаимодействии с уполномоченными по правам ребенка. Межведомственная работа в данном направлении проводится и на уровне регионов, в том числе и в Пензенской области, где не оспаривается приоритет права ребенка на безопасную жизнь. Закрепление прав и свобод детей на законодательном уровне отражает определенную связь между государством и обществом.
Такая связь является важным фактором, влияющим на формирование особого правового статуса несовершеннолетних, обеспечением прав которых занимаются уполномоченные по правам детей во взаимодействии с правоохранительными органами власти. Конституция Российской Федерации отдает предпочтение интересам, правам и свободам граждан перед интересами, правами и свободами других участников правовых отношений, тем самым исходя из приоритета общечеловеческих ценностей.
В нашей стране человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаны наивысшей социальной ценностью (ст. 3 Конституции Российской Федерации). Не менее важное значение для государства имеет и каждый ребенок.
Нельзя оставлять без внимания существующий механизм по защите и обеспечению прав и интересов несовершеннолетних в стране, который базируется на плодотворном взаимодействии уполномоченных и правоохранительных органов власти.
Кроме того, актуальность выбранной темы исследования обусловлена важностью укрепления и реализации новой конституционной стратегии в сфере защиты прав и свобод ребенка как полноценного человека в российском гражданском обществе.
Так, законодателю следует позаботиться о поиске новых адекватных институциональных форм, которые бы помогли сделать не только механизм защиты прав детей по-новому эффективным, но и могли бы своевременно препятствовать посягательствам на законные интересы детей. На наш взгляд, таким универсальным правозащитным институтом на протяжении уже нескольких столетий выступает институт омбудсмена, который сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует в Российской Федерации, обеспечивая гарантии государственной защиты прав и законных интересов детей.
Институт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка обладает двойственной правовой природой. С одной стороны, институт омбудсмена обладает функциями представительного органа власти, но с другой стороны, законодатель не наделил Уполномоченного властными полномочиями. В то же время, институт омбудсмена выступает в качестве «моста» между обществом и государством, что позволяет ему, будучи государственным органом власти, действовать как представитель интересов детей в стране. Тем не менее, следует отметить, что существующие организационные и законодательные меры не способны в полной мере обеспечить эффективную реализацию правозащитного механизма в России.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам настоящего исследования, посвященного актуальным теоретическим и практическим аспектам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в российской правовой действительности, можно сделать следующие выводы:
Несовершеннолетнее лицо в правовой плоскости — это субъект с особым правовым статусом, при этом отношения, в которых он принимает участие, урегулированы нормами различных отраслей права Российской Федерации. Кроме того, несовершеннолетний, несмотря на весь объем своих прав и законных интересов, нуждается в специальной правовой защите и обладает определенным статусом, который включает в себя систему прав, свобод, ответственности и обязанностей, установленных национальными законами.
На международном и национальном уровнях защита прав несовершеннолетнего может реализовываться в разнообразных формах, с использованием самых разных по эффективности механизмов. В данном контексте главной проблемой является тот факт, что значительная часть принимаемых решений органов, осуществляющих защиту прав и интересов детей, носит рекомендательный характер и их деятельность не соответствует реальной жизни и реальным правам конкретных лиц. Впрочем, растущий интерес общества к проблемам защиты и охраны прав детей, есть непосредственно та движущая сила, способствующая повышению эффективности, имеющихся на сегодняшний день механизмов защиты имущественных прав ребенка. Дети являются наиболее слабым слоем населения, поэтому одной из важнейших задач государства должно быть обеспечение на должном уровне несовершеннолетних защитой их прав и интересов, а также непосредственное оказание воздействия на органы, занимающиеся благополучием несовершеннолетних, в число которых входят правоохранительные органы власти и Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка.
Институт омбудсмена изначально был задумал как неотъемлемый элемент системы государственной защиты прав и свобод граждан. Рассматриваемый институт достаточно молодой и пока только набирает свою значимость. Тем не менее, концептуально институт Уполномоченного по правам человека создавался как связующее звено между обществом и государством, что позволило ему разрешать конфликты между личными и государственными интересами. При этом институт омбудсмена не относится структурно ни к одной ветви власти и не обладает распорядительно - властными полномочиями. Следовательно, можно утверждать, что отсутствие Уполномоченного по правам человека может привести к тому, что система защиты прав и свобод человека окажется неполной, а граждане утратят реальную возможность и средство защиты своих прав. Институт омбудсмена в современных условиях важен и востребован, что требует рассмотрения правовых основ его регулирования в России.
В настоящее время особое место в механизме защиты и дальнейшего обеспечения прав и свобод ребенка занимают правоохранительные органы власти, сфера деятельности которых чрезвычайно широка. Так, повышенное внимание правоохранительные органы уделяют вопросам защиты прав и интересов безнадзорных детей, привлекают общественные организации и социальные учреждения для профилактики безнадзорности и оказания нуждающимся детям социальной помощи. Кроме того, правоохранительные органы прикладывают необходимые усилия для обеспечения защиты детей от любых форм насилия, а также вовлечения их в преступную деятельность.
Принимая во внимание эволюционные аспекты становления и зарождения гражданского общества, а также научные точки зрения по поводу содержания правового статуса омбудсмена по правам ребенка, отметим, что Уполномоченный при Президенте РФ активно занимается защитой прав и восстановлением нарушенных интересов детей в Российском государстве.
Совокупно личностные интересы детей в гражданском обществе должны быть ориентированы на достижение общих целей в условиях соблюдения прав и законных интересов всех без исключения граждан, даже тех из них, которые не достигли совершеннолетия.
В настоящее время для целей усовершенствования механизма реализации и защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации предлагаются следующие мероприятия:
- создать механизм, способный обеспечить ребенку относительно самостоятельную защиту своей жизни, здоровья и других прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Это предложение включает в себя обстоятельства, когда права ребенка могут быть нарушены или не обеспечены близкими людьми, либо в условиях тяжелой жизненной ситуации, когда в связи с возникшими обстоятельствами ребенок полностью остается без правой защиты. Для того, чтобы разработать такой механизм потребуется координация усилий отдельных ведомств для формирования доступной для ребенка системы экстренного обращения и немедленного реагирования на факты нарушения его прав;
- обеспечить самостоятельность Уполномоченного по правам ребёнка, так как он считается независимым государственным органом и выполняет особые функции в системе защиты прав ребёнка и необходимость вывести Уполномоченных по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации из состава других структур, а также добиться повышения их социально-правового статуса, с помощью обеспечения их деятельность на основе специального комплексного закона;
- возложить функции по опеке и попечительству на органы
социальной защиты ребенка, которые обладают необходимыми для осуществления профилактики и реабилитации
специализированными учреждениями, осуществление данных полномочий должны быть организованы непосредственно органами власти субъектов Российской Федерации, а не делегироваться между органами местного самоуправления, поскольку в данном случае не будут достигнуты вышеуказанные цели;
- Федеральной службе государственной статистики необходимо усовершенствовать существующий механизм статистического учета, предусмотрев в нем учет попыток суицида несовершеннолетних лиц;
- органы опеки должны взаимодействовать с правоохранительными органами и уполномоченными по правам ребенка в РФ, особенно в сфере профилактики противоправного поведения в отношении ребенка;
- Федеральному Собранию РФ необходимо максимально оперативно заняться принятием законопроектов, направленных на совершенствование существующих механизмов борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности детей.



1. Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву / М.М Агарков // Всесоюзный институт юридических наук НКЮ СССР. Ученые труды. М., 1940. 192 с.
2. Балашова Т.Н. Соотношение понятий «Ребенок» и «Несовершеннолетний» в законодательстве Российской Федерации // Закон и право. 2019. № 11. С. 32-36.
3. Банщикова С.Л. Особенности состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ // Административное право и процесс. 2016. № 3. С. 72-75.
4. Букшина С.В. Защита имущественных прав несовершеннолетних: проблемы и перспективы правового регулирования. М.: ООО «Научно- издательский центр ИНФРА-М». 2015. 116 с.
5. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: АСТ-ПРЕСС. 2008. 329 с.
6. Всеобщая декларация прав человека, прин. Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Рос. газета. 1998. № 67.
7. Глущенко А.В. Некоторые аспекты правового регулирования воспитания детей в зарубежных странах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. С. 2746-2750.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 28.02.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410.
9. Дегтярева Л.Н. Теоретико-правовые основы защиты конституционных прав и свобод несовершеннолетних в России. Монография. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком». 2017. 78 с.
10. Дело «Ю.И. (Y.I.) против Российской Федерации»: постановление ЕСПЧ от 25.02.2020 // Бюллетень ЕСПЧ. Российское издание. 2021. № 2.
11. Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право
Российской Федерации: учебное пособие. Новосибирск: Наука, 2017. 807 с.
12. Зуев А.В., Макеева И.А., Индык К.П. Проблемные аспекты защиты прав несовершеннолетних // Ленинградский юридический журнал. 2017. № 3. С. 117-124.
13. Ибрагимов А.М., Гасанова З.М. Международная защита прав детей // Закон и право. 2019. № 2. С. 121-126.
14. Игнатьева С.В. К вопросу о защите имущественных прав несовершеннолетних // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 1(85). С. 76-80.
15. Ильичёв И.Е., Лазарева С.А. Защита детства в нормах международного права // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2019. № 1. С. 11-18.
...
76 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ