Введение 3
1 Общая характеристика молодежной политики 7
2 Конституционно-правовое обеспечение государственной молодежной
политики в России 21
2.1 Правовое регулирование молодежной политики в Российской
Федерации 21
2.2 Механизмы реализации молодежной политики в Российской
Федерации 30
3 Особенности молодежной политики за рубежом 44
3.1 Международно-правовое регулирование молодежной политики 44
3.2 Социальные приоритеты молодежной политики в зарубежных странах
56
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 65
Молодые люди в современном мире являются не только социальным капиталом и основным ресурсом для развития общества, но и наиболее активно вовлеченными участниками в политическую, экономическую и социальную жизнь стран.
Постоянный прогресс, который наблюдается в областях экономики, политики, социальной сфере, фактически приводит к устареванию принятых на государственном уровне средств и механизмов, направленных на эффективное развитие молодежи. Вышеупомянутое явление повсеместного прогресса объективно затрудняет создание и адаптацию к жизненным реалиям мероприятий, направленных на развитие молодежи. Данная проблема существует не только в плоскости государственного регулирования, но и на международном уровне.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами, во-первых, эффективная молодёжная политика является фактором социально-экономического развития страны. Безусловно, только ответственная и активная молодежь, обладающая высоким уровнем правовой культуры, может стать залогом формирования эффективного гражданского общества и развития демократического государства. Именно поэтому от того, насколько эффективна государственная молодёжная политика на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, зависит социальное и профессиональное развитие самой молодёжи, а также стратегическое развитие государства и его стабильное будущее.
Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно в Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации затрагивал тему молодежной политики, делая акцент на том, что «...талантливая молодежь - одно из самых сильных конкурентных преимуществ России. ».
Во-вторых, актуальность рассмотрения данной проблемы обусловлена и демографическим прогнозом в отношении молодежи. По данным Росстата, «... в России наблюдается резкое сокращение численности молодежи с 35,2 млн человек (2012 г.) до 25,6 млн человек (2025 г.), или на 27,3 %».
В-третьих, в 2020 году был принят Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации», который не только закрепил такие понятия, как «молодёжь», «молодёжные общественные объединения», «инфраструктура молодёжной политики», но и новые границы возраста молодёжи - сегодня это россияне в возрасте от 14 до 35 лет.
В то же время, несмотря на положительные результаты, достигнутые в ходе реализации основных направлений молодежной политики страны, сохраняется ряд проблем, снижающих социально-значимую активность молодежи. Так, например, молодежные общественные объединения, действующие в РФ, продолжают работать с молодёжью, ограничиваясь, чаще всего, решением локальных задач в рамках деятельности учреждений социальной сферы, на базе которых созданы. Наблюдается также относительно слабая вовлеченность молодёжи в политическую и социальную жизнь. По-прежнему актуальна проблема трудоустройства молодых специалистов.
На международном уровне значимость молодежной политики поднималась в рамках сессий Генеральной Ассамблеи ООН, СНГ, ШОС и иных площадок, объединяющих государства.
Актуальность темы исследования в первую очередь состоит в том, что на протяжении долгого времени данной теме не уделялось должного внимания по причине отсутствия понимания значимости института молодежной политики для межгосударственных отношений и прямой зависимости между развитой экономикой и активной и современной молодежью.
Довольно остро данная проблема развития молодежи и молодежной политики стоит в развивающихся странах, в которых недостаточно ресурсов для осуществления грамотной молодежной политики. Данные негативные явления объясняются тем, что в силу объективного экономического отставания, на государственном уровне ликвидируются только наиболее остро стоящие проблемы, поэтому молодежная политика и ее развитие для таких государств социальное «завтра».
...
Международная молодежная политика является одной из краеугольных сфер современного межгосударственного сотрудничества. В подтверждение данного тезиса представляется необходимым привести несколько аргументов.
Существующее на данном этапе развития международное молодежное движение является основой для усиления взаимодействия между институтами гражданского общества на межгосударственном уровне. Взаимопонимание между государствами, возникающее в результате тесного сотрудничества по столь перспективной и актуальной области социальной жизни как молодежная политика, оказывает существенное влияние на взаимодействие в рамках других важных областей, в которые входят: разрешение глобальных конфликтов, создание новых рабочих мест, международное сотрудничество в экономической сфере (создание совместных проектов) и др.
Причина, по которой международная молодежная политика является основой для дальнейшего взаимодействия, состоит в том, что будущие политики, ученые и журналисты, которые в дальнейшем сформируют новую государственную элиту, приобретут навыки по выстраиванию механизмов, направленных на совместное решение глобальных конфликтов, а также построение крепких связей в области культуры.
Несмотря на очевидную сложность и противоречивость современного межгосударственного сотрудничества в области международной молодежной политики, принимаемые на межгосударственном уровне рекомендательные акты, должны стать основой для дальнейшего развития в данной сфере.
С целью повышения эффективности международного молодежного сотрудничества требуется сфокусировать внимание не сколько на модернизации уже существующих форм взаимодействия, сколько на имплементации новых систем и форматов сотрудничества, включая современные достижения в области технологий. Новые способы международного молодежного обмена информацией, создание инвестиционных платформ, разработка новых объединяющих совместных обучающих учебных курсов, тренингов, стажировок и других мероприятий на данном этапе развития нашего общества действительно необходимо считать важными и нужными для молодежной политик в целом.
Учитывая современные тенденции, связанные с глобализацией, нельзя забывать о культурной идентичности Российской Федерации, в международном сотрудничестве необходимо внедрять специальные программы, направленные на повышение значимости русской культуры, языка.
Необходимо, чтобы сотрудничество базировалось на принципах равноправия, взаимоуважения и культурной толерантности по отношению ко всем государствам, вне зависимости от их положения на мировой арене.
Развитие международной молодежной политики в первую очередь должно быть связано с имплементацией глобальных интересов государств в долгосрочной перспективе, развитие инвестиционно-привлекательных проектов, направленных на создание новых рабочих мест, изменение инвестиционного климата и инновационного потенциала государств посредством установления тесного взаимодействия в области международной молодежной политики.
На основе ранее приведенных статистических данных мировые инвестиции в области молодежной политики не составляют большей части бюджетных расходов государств. В будущем необходимо увеличивать долю бюджетных расходов на финансирование молодежной политики.
Дальнейшее усовершенствование области молодежной политики требует уточнения категориального аппарата существующей проблематики; эта мера необходима для нивелирования языковых и культурных различий между государствами, чтобы в процессе переговоров не возникало противоречий и недопонимания.
Необходимо дальнейшее усиление интеграционных процессов в области международной молодежной политики, поскольку именно благодаря стиранию границ возможно применение качественных условий для реализации индивидом своего политического, экономического и трудового потенциала.
Необходимо увеличить внедрение современных электронных технологий в область международной молодежной политики, поскольку это позволит снизить издержки на получение информации, а также снизит логистические и иные издержки, связанные с необходимостью преодоления больших расстояний для принятия участия в международных конференциях или иных форматах. Развивая мысль о внедрении технологических решений, стоит сказать, что важнейшим результатом данного взаимодействия может стать повышение степени толерантности по отношению к носителям другой культуры.
1. Ассоциация молодых предпринимателей России http://ampr.ru/// [Электронный ресурс]. (Дата обращения: 22.01.2023)
2. Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира,
взаимного уважения и взаимопонимания между народами. Резолюция 2037 (ХХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 07.12.1965 г. URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/youth_peace_ideals.shtml (Дата
обращения: 02.02.2023).
3. Директорат по делам молодежи и спорту, официальный сайт https://www.coe.int/en/web/youth/home [Электронный ресурс] (Дата обращения: 02.02.2023).
4. Договор «О Евразийском экономическом союзе» URL: https://bit.ly/2v4eeG1 [Электронный ресурс] (Дата обращения: 02.02.2023).
5. Евразийский монитор // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: https ://wciom.ru/database/open_proj ects/evraziy skiy_monitor/ (Дата обращения: 02.02.2023).
6. Евразийский монитор // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: https ://wciom.ru/database/open_projects/evraziy skiy_monitor/ (Дата обращения: 02.02.2023).
7. Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне (Принята 17.11.2004 на 904-ом заседании представителей министров) // СПС КонсультантПлюс. (Дата обращения: 02.02.2023).
8. Европейский молодежный фонд Совета Европы, официальный сайт https://fej.coe.int[Электронный ресурс] (Дата обращения: 02.02.2023).
9. Елисеева А.А. "Молодая семья" как правовая категория // Семейное и жилищное право. 2018. № 4. С. 35 - 37.
10. Елишев С.О. Молодёжная политика в процессе формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи // Пространство и Время. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodyozhnaya-politika- v-protsesse-formirovaniya-tsennostnyh-orientatsiy-sovremennoy-rossiyskoy- molodyozhi (дата обращения: 25.03.2023).
11. Закон о поддержке детей и молодежи ФРГ, № 7 (1). (Kinder und Jugendhilfegesetz KJHG).
12. Иванова Е.М. Евразийская интеграция: путь от СНГ к ЕАЭС // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 6. С. 112-119. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/evraziyskaya-integratsiya-put-ot-sng-k-eaes (Дата обращения: 02.02.2023).
13. Информационный электронный ресурс, посвященный молодежной политике в 193 государствах, представленных в ООН URL: http://www.youthpolicy.org/factsheets/ [Электронный ресурс] (Дата обращения: 02.02.2023).
14. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988) // "Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации", Вып. XLVII.- М., 1994. С. 133 - 157.
15. Конституции Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года URL: https ://www. consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_2 83 99/54dd4e 1 f61 e0b8fa47b ff695f0c08b192a95f7a3/ [Электронный ресурс] (Дата обращения: 02.02.2023).
...
51 источник