Введение 3
1 Теоретические основы цифровой трансформации в системе
государственного и муниципального управления 7
1.1 Сущность, роль и факторы цифровой трансформации 7
1.2 Стратегии реализации цифровой трансформации в управлении
муниципальных образованиях 16
2 Анализ и оценка процессов цифровой трансформации в муниципальных
образованиях 24
2.1 Проекты цифровой трансформации муниципальных образований,
реализуемые в Российской Федерации 24
2.2 Цифровая модель города, как стратегия цифровой трансформации 30
3 Тенденции и перспективы развития цифровых моделей муниципальных
образований, как цифровой трансформации 51
3.1 Совершенствование и продвижение цифровой модели города
Иннополис 51
3.2 Развитие краудфандинговой системы на базе цифровой модели
муниципального образования 56
3.3 Анализ и экономические аспекты краудфандинговой системы 66
Заключение 75
Список используемой литературы и используемых источников 78
Актуальность темы исследования обусловлена активным проникновением цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности современного общества. Остро стоит вопрос необходимости ускорения процессов цифровизации и цифровой трансформации в муниципальном и государственном управлении в целях достижения конкурентоспособных позиций в формирующемся цифровом пространстве новой мировой экономики.
Объектом исследования выступают стратегические аспекты цифровой трансформации органов муниципального и государственного управления, а именно управление муниципальным образованием города Иннополис. Предмет работы - влияние и механизмы реализации стратегии цифровой трансформации в муниципальном управлении. В этих условиях происходит постепенный пересмотр подходов к управлению государственным и муниципальным развитием, которое все больше опирается на передовые технологические решения, цифровизацию и платформизацию. В идеальном представлении речь идет о переходе к интегрированной цифровой экосистеме, которая отвечала бы на возникающие вызовы, способствовала бы удовлетворению потребностей всех участников (жителей, бизнеса, властей и т. д.)
Цель диссертационного исследования - определить направления совершенствования цифровой трансформации в муниципальном и государственном управлении. Для достижения цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы цифровой трансформации в системе государственного и муниципального управления. Именно, выявить сущность и факторы, в том числе сдерживающие цифровую трансформацию, определить роль цифровой трансформации. Рассмотреть возможные стратегии цифровой трансформации: централизованную, децентрализованную, локальную, в том числе с учетом применения данных стратегий на конкретных примерах;
- проанализировать процессы цифровой трансформации и результаты их применения на примере таких муниципальных образований, как город Альметьевск, город Елабуга, город Иннополис;
- рассмотреть процессы совершенствования и продвижения цифровой модели города Иннополис, произвести проектный анализ результатов от внедрения в цифровую модель такого современного веяния, как краудфандинговая платформа.
Успешное решение этих задач позволяет понять, что в настоящее время ключевая роль отводится информационно-телекоммуникационным технологиям, помогающим наиболее эффективно обеспечивать текущие процессы городской жизни и решать возникающие проблемы благодаря вовлечению граждан, бизнеса и властей.
Гипотеза исследования состоит в том, что в настоящее время для эффективного обеспечения процессов государственного и муниципального управления и быстрому решению проблем с участием граждан, бизнеса и властей, необходимо во все сферы внедрять информационно-телекоммуникационным технологии, необходима цифровая трансформация имеющихся процессов.
Степень разработанности такого явления как цифровая трансформация в муниципальном и государственном управлении на сегодняшний день не является достаточной. Этот вопрос достаточно подробно рассмотрен в трудах зарубежных ученых (Winden, Oskam, Giffinger R.), но из отечественных работ на эту исследуемую тему можно выделить некоторых авторов (Инюцин А.Ю., Колесниченко О.Я.). Методологическая база работы представлена как теоретическими, так и практическими методами. Теоретическая значимость работы заключается в том, что были рассмотрены методы и модели цифровой трансформации, опыт зарубежных стран и российских городов, а именно опыт Республики Татарстан в этом вопросе. Практическая значимость исследования обусловлена в представленной стратегии цифровой трансформации города Иннополис.
Методы выбора стратегии цифровой трансформации в муниципальном и государственном управлении определены в соответствии с методическими рекомендациями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, также предложен и обоснован свой подход к реализации стратегии на примере города Иннополис.
...
В данной работе были рассмотрены основы цифровой трансформации в органах муниципального и государственного управления, а также подходы к реализации цифрового перехода. На основе изученных данных были выявлены основные особенности реализации стратегии.
Была поставлена и достигнута цель диссертационного исследования - определен стратегический подход к цифровой трансформации в государственном и муниципальном управлении. Для достижения цели необходимо было решить поставленные задачи, что и было сделано в диссертационном исследовании - а именно выявлены сущность и факторы, в том числе сдерживающие, цифровой трансформации, определена роль цифровой трансформации.
Были рассмотрены возможные стратегии и модели реализации цифровой трансформации, в том числе на примере российского и зарубежного опыта. Так же были проанализированы практические подходы реализации цифрового перехода города Иннополис, выявлены актуальные направления по совершенствованию цифровой трансформации города.
Успешное решение этих задач позволило понять, что в настоящее время для эффективного обеспечения процессов городской жизни и быстрому решению проблем с участием жителей города, бизнеса и властей, необходимо во все сферы внедрять информационно-телекоммуникационные технологии.
В современных условиях неизбежной перспективой для управления российскими городами является цифровая трансформация процессов городского развития, осуществляемая в рамках новой программы умных городов. Совмещение процессов умного города и процессов цифровизации, происходящее в России и мире уже случившаяся реальность. Понятие цифровой город уже является ключевой для современных умных городов. Это означает, что долгосрочная стратегия развития для российских городов неминуемо связана с реализацией данного подхода. Учитывая роль городов для нашей страны и то, что в них проживает порядка 74% граждан России, политика городского развития должна стать предметом государственного внимания и реализовываться через систему целенаправленных действий.
В данной работе были рассмотрены различные аспекты, касающиеся вопросов цифровой трансформации государственного и муниципального управления, а именно выделены основные факторы и результаты успешной реализации направления такие, как:
- формирование и обеспечение стандартов единого цифрового пространства;
- агрегация данных из информационных систем администрации;
- автоматизация процессов по обеспечению управленческой
деятельности администрации;
- обеспечение взаимодействия муниципалитета, граждан и других предприятий;
- обеспечение информационной безопасности при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов государства;
- стратегия по формированию положительного имиджа администрации города.
Одним из наглядных и, на мой взгляд, успешных и перспективных примеров цифровой трансформации в управлении городом в России является Цифровая модель города Иннополис, включающая в себя множество возможностей и сервисов, которые способствуют комфортному и полезному пользованию жителями, гостями города и органами местного самоуправления. Как показал анализ централизованной стратегии цифровой трансформации города Иннополис реализованы все условия, которые дают возможность всем жителям определять свои жизненные приоритеты в сферах образования, здравоохранения, трудовой деятельности, личной жизни и досуга. Предложенные в работе мероприятия по совершенствованию модели позволят местной власти города ускорить и сделать более эффективными процессы управления городом, позволят осуществлять контроль за деятельности обслуживающих организаций, реализовывать проекты нужные жителям и самому городу, что в совокупности поможем стать одним из первых городов России, полноценно совершивших цифровой переворот в управлении городом, на примере которого возможен цифровой переворот в управлении муниципальными образованиями и других населенных пунктов. Приобретенные в ходе исследования данные дают возможность сделать такие выводы. Цифровая трансформация в настоящее время уже давно перешла из области представлений в область практики. Об этом свидетельствует опыт, накопленный в государственной и коммерческой сферах. Есть понимание того, что можно изменить, какой уровень можно задать при выстраивании цифрового взаимодействия между жителями, органами власти и бизнес структурами. В данное время все идет к тому, что государство будет «незаметным», будет устроена удобная коммуникация с гражданами, будет произведено радикально ускорение процессов (от недель до секунд) и обеспечение открытости. Несомненно, имеется ряд факторов и условий, сдерживающих и ограничивающих цифровую трансформацию. Для полноценного, беспроблемного внедрения всех возможных цифровых технологий в дело необходимо провести колоссальную работу по решению некоторых проблем, а именно преодоление государственных, технологических барьеров и человеческого фактора. Это означает, что только после радикального изменения устоявшейся системы разграничения полномочий, изменения некоторых законодательных аспектов будет снят ограничивающий барьер по интенсивному развитию умных цифровых городов.
1. Авдеева И.Л. Анализ перспектив развития цифровой экономики в России и за рубежом. Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы. Труды научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Политехнический университет Петра Великого, 2017. С. 9¬
25.
2. Агеева А. Партисипативные социальные технологии принятия муниципальных управленческих решений в зарубежных странах. Томск: ТГУ, 2017. С. 17-34.
3. Бабкина А.В. Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы // под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. 2017. 807 с.
4. Бодрунов С.Д. Реиндустриализация и становление "цифровой
экономики": гармонизация тенденций через процесс инновационного
развития. Управленческое консультирование. М.: РАНХиГС, 2018. С. 43-54.
5. Бородкин Л.И. Компьютерное 3П-моделирование в исследованиях по исторической урбанистике: новые источниковедческие подходы. Вестник КГУ имени Н.А. Некрасова, 2015. С. 57-63.
6. Бочаров Ю.П. Теория градостроительства как система научных знаний в работах российских инженеров и архитекторов ХХ века // Международный электронный сетевой научно-образовательный журнал «Architecture and modern information technologies (Архитектура и современные информационные технологии)». МАРХИ, Москва, 2017. С. 219¬230.
7. Бранч М. Проектирование городской среды. М.: Стройиздат, 1979. 176 с.
8. Быков А. Ю. Право цифровой экономики: некоторые народно - хозяйственные и политические риски. Проспект, 2018. С. 29-51.
9. Видясова Л.А. Исследование образа «умного города» глазами жителей Санкт-Петербурга. 2019 г. 43 с.
10. Владимиров В.Н. Всероссийский научный семинар «Геоинформационные системы в исторических исследованиях: интеграционные подходы». Электронный научный журнал «Историческая информатика». Раздел «Геоинформационные системы и 3Э-реконструкции». 2019. С. 128-132.
11. Грибанов Ю.И. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 2-2. С. 253-259. (http://elibrary.ru).
12. Гришин Е.С. Технологии и методика применения пространственно-временного анализа в специально исторических ГИС- проектах // Электронный научный журнал «Историческая информатика». Раздел «Геоинформационные системы и 3Э-реконструкции». 2019. С. 74-84.
13. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. Стройиздат: Москва, 1984. 256 с.
14. Добрынин А.П. Цифровая экономика - различные пути к эффективному применению технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и другие) // International Journal of Open Information Technologies. - 2016. С. 4-11.
15. Журкин И.Г. Геоинформационные системы. М.: Кудиц-пресс, 2009. 272 с.
...
60 источников