Введение 3
1. Понятие государственной защиты участников уголовного судопроизводства 5
2. Субъекты обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства 9
3. Проблемы реализации государственной защиты участников уголовного судопроизводства 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Борьба с организованной преступностью, терроризмом и коррупционными преступлениями является одним из наиболее серьезных сегодняшних вызовов в нашей стране и мире в целом. В рамках соответствующего уголовного производства проводятся различные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, цель которых — получение достоверных сведений и фактов об обстоятельствах преступления. Наибольшую пользу для расследования уголовного дела в этом случае приносит свидетель, непосредственно воспринимавший обстоятельства преступления. Данный факт приводит к тому, что соответствующие преступные группировки оказывают давление на свидетелей, угрожая им или их близким.
Учитывая интересы расследования, а также то, что Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а также каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, необходимо обеспечение безопасности свидетелям, пострадавшим и другим лицам в рамках соответствующего правового института. Имеющийся в России институт обеспечения государственной безопасности участникам уголовного судопроизводства недостаточно эффективен, а использование зарубежного опыта и рекомендаций международных организаций по этому явлению позволят вычленить имеющиеся проблемы и разработать пути их преодоления.
Исследованием указанной проблемы в разное время занимались такие ученые, как Войников В.В., Журкина О.В., на диссертационном и монографическом уровне. Отдельные вопросы института защиты участников уголовного судопроизводства исследовали отечественные ученые: Брусницин Л.В., Еникеевв М.И., Рыжаков А.П., Наумов В.А. и др. Однако, несмотря на массивный перечень исследователей существует необходимость в дальнейшей проработке зарубежного опыта с последующей выработкой рекомендаций по совершенствованию отечественного законодательства. Это обуславливает актуальность избранной темы исследования.
Целью работы является сравнительно-правовой анализ и выработка рекомендаций, практических положений по усовершенствованию отечественного института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, в частности, путем внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство и положений, определяющих деятельность уполномоченных органов в целях приведения их к требованиям международных стандартов.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения защиты и безопасности участников уголовного судопроизводства на различных стадиях уголовного процесса.
Предмет исследования составили нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства.
Достижение поставленных целей предполагает выполнение следующих задач:
1.Определить понятия, цели и задачи института обеспечения государственной безопасности участников уголовного судопроизводства;
2.Провести анализ ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству;
3.Выявить проблемы механизма реализации государственной защиты и предложить пути их решения.
В данной работе были рассмотрены понятие и содержание института государственной защиты участников уголовного судопроизводства, а также его субъекты. Решая следующую поставленную задачу, был произведен анализ действующего законодательства, регулирующего данный институт. В том числе, особое внимание было уделено положениям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
Как и в одном так и в другом предусмотрены меры меры безопасности, применяемые судом, прокурором, следователем, органом дознания, дознавателем в пределах их компетенции при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями.
Указанные в законодательстве меры безопасности являются не только одним из способов осуществления государством своей конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, но и средством более эффективного осуществления самого уголовного судопроизводства.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что несмотря на принятие в 2004 году специального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", в правоприменительной практике по-прежнему возникает целый ряд проблем. Они связаны как с несовершенством законодательного регулирования, так и с организационными и материально-техническими трудностями в деятельности органов, обеспечивающих защиту.
Представляется, что для эффективной реализации государственной защиты участников судопроизводства необходимо:
1) конкретизировать основания и процедуры применения отдельных мер безопасности, более четко регламентировать порядок отбора защищаемых лиц;
2) устранить противоречия между нормами ФЗ №119 и УПК РФ в части субъектов, подлежащих защите;
3) предусмотреть механизмы обеспечения прав защищаемых лиц (пенсионных, трудовых, наследственных и др.) при применении к ним мер безопасности, связанных с изменением личности;
4) усилить ответственность защищаемых лиц за нарушение условий государственной защиты и невыполнение своих обязанностей;
5) шире использовать современные технические средства и информационные технологии при реализации мер безопасности;
Итак, изучив данную тему, можно прийти к выводу, что институт государственной защиты еще далек от совершенства, но несомненно одно: данные нормы помогут лучшему исполнению Российской Федерацией конституционной обязанности правового государства — признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
1. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (ред. 01.07.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 22.04.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.05.2024). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Белогай И. С. Государственная защита участников уголовного судопроизводства // Новая наука: стратегии и векторы развития. — 2016. — № 11. — С. 273— 276.
5. Брусницын Л.В. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: российский, зарубежный и международный опыт ХХ века (процессуальное исследование). - М., 2001. - 400 c.
6. Брусницын Л.В. О состоявшихся и будущих новеллах УПК, обеспечивающих безопасность участников уголовного процесса // Уголовное право. 2013. N 3. С. 53 — 58.
7. Брусницын Л.В. Полномочия должностных лиц по обеспечению безопасности граждан, содействующих уголовному правосудию // Государство и право. 2012. N 9. С. 52 - 64.
8. Войников В.В. Тактика обеспечения безопасности в уголовном судопроизводстве. Автореферат дисс.... канд. юрид. наук.. Калининград, 2002. - 22 с.
9. Волосова Н. Ю., Журкина О.В. Сколько стоит жизнь под псевдонимом: критический взгляд на программу защиты свидетелей // Всероссийский криминологический журнал. — 2017. — № 1. — С. 162—171.
10. Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология: Учебное пособие. «Проспект», 2011.
11. Епихин А.Ю. Некоторые проблемы применения мер безопасности личности в сфере уголовного судопроизводства // Закон. 2004. N 9. С. 123 — 125.
12. Епихин А.Ю. Обеспечение безопасности личности в уголовном судопроизводстве. СПб., 2004. С. 53—54.
13. Жариков Е.В. Дифференциация уголовного процесса как средство обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному судопроизводству: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Барнаул, 2004. С. 22.
14. Иванов И.С. Переселение защищаемого лица на другое постоянное место жительства в отечественном и зарубежном праве // Российский следователь. - М.: Юрист, 2013, № 6. - С. 41-48
15. Колосович М.С., Колосович О.С., Смольяков П.П. Государственная защита участников уголовного судопроизводства как средство обеспечения их прав и законных интересов // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 10. С. 2303 - 2309.
16. Макеева, Н. В. Понятие безопасности участников уголовного судопроизводства //Вестник Московского университета МВД России. -2011. - № 3. - С. 148 - 151.
17. Наумов В. А. Проблемы реализации закона о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства // Центральный научный вестник. — 2018. — № 10S (51S). — С. 17—19.
18. Серебряков А. В. Государственная защита участников уголовного судопроизводства // Сб. ст. III междунар. науч.-практ. конф. — Пенза, 2017. — С. 166— 168.