Введение 3
1. Предпосылки и особенности принятия и разработки конституции российской федерации 1993 года 6
1.1 Предпосылки принятия и особенности разработки Конституции РФ 1993 года 6
1.2 Конституция 1993 г. особенности содержания 13
2. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации 18
2.1 Поправки к Конституции 2020 года: новый этап демократизации общества 18
2.2 Эволюция порядка пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок: значение и актуальные проблемы 24
Заключение 30
Список использованных источников 32
Конституция РФ – единый правовой акт, обладающий наибольшей юридической силой в правовой системе РФ, посредством, которого народ определил основные принципы устройства общества и государства, субъекта государственной власти, механизм ее формирования и осуществления на основе принципа разделения властей, закрепил охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина, установил основы местного самоуправления.
Актуальность данной темы заключается в том, что Конституция – это высший правовой акт нашей страны, обладающий наибольшей юридической силой, и её принятие и разработка очень сложный и долгий процесс, в течении которого возникает много споров и противоречий. Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 года является одним из узловых моментов в становлении современного государства. Основной Закон определяет многое: права, свободы и обязанности граждан, общественный строй и характер государственной власти. Стабильность Конституции является важнейшим условием для законности, устойчивости правовой системы и государственного механизма, фактором определенности в отношениях между личностью и государством. Стабильность является характерной чертой Конституции Российской Федерации. Стабильность Конституции выражается в особом, сложном порядке принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации, принятия конституционных изменений. Однако стабильность Конституции не означает, что она остается неизменной. Конституция должна отражать изменения в отношениях, которые она регулирует.
Сочетание стабильности и динамизма, своевременное принятие конституционных поправок позволяет сохранить реальность Конституции. Конституции Российской Федерации относится к категории «жестких». Для изменения конституционных норм существует две основные правовые процедуры: процедура пересмотра Конституции и процедура принятия конституционных поправок. Две другие правовые процедуры связаны с изменением состава Российской Федерации и переименованием субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования выступили общественные отношения, складывающиеся в процессе реформирования конституционных положений Основного закона нашего государства.
Предметом исследования послужили нормы российского конституционного законодательства, формирующие правовой режим пересмотра Конституции РФ, и практика их реализации с точки зрения обеспечения стабильности и развития Конституции РФ.
Данной темой занимаются такие ученые как С. Авакьян, Г.В. Дегтев, О.Е. Кутафин, М.А. Милюков, О.Г. Румянцев и др.
Целью курсовой работы является рассмотрение предпосылок принятия Конституции РФ, особенностей её разработки Конституции, структуры и содержания.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть предпосылки принятия и особенности разработки Конституции РФ 1993 года;
раскрыть особенности содержания Конституции РФ 1993 года;
проанализировать поправки к Конституции 2020 года: новый этап демократизации общества;
выявить проблемы порядка пересмотра конституции РФ и внесения в нее поправок.
Методологической основой исследования стало использование, как общенаучных методов познания (исторического метода, метода системного анализа и синтеза, логического метода), так и специальных правовых методов научного исследования (формально-юридического метода, сравнительно-правового метода).
Среди научных исследователей, труды которых были изучены для написания настоящей работы, можно отметить С.А. Авакьяна, А.А, Иванина, М.Б. Смоленского, В.Е. Чиркина и других.
Структура исследования. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В заключении можно сделать следующие выводы. Весна-осень 1993 г. были ознаменованы важными событиями для процесса становления новой российской государственности. Одним из центральных являлся процесс завершения разработки новой Конституции Российской Федерации. К осени 1993 г. существовало два официальных проекта Конституции – Конституционной комиссии Съезда народных депутатов и Конституционного совещания (подготовленный на основе президентского проекта). Конституция, как Основной закон государства, должна была определить четкую систему и структуру властных отношений.
В период с 1990 по 1993 гг. путем внесения изменений в действующую Конституцию произошло наслаивание новой политической системы на старую, что в конечном итоге породило политическую конфронтацию между Президентом и законодательной властью. В период глубокого политического кризиса, проблемы, связанные с принятием новой Конституции, сыграли определяющую роль в выстраивании новой системы взаимоотношений властных структур. Противостояние по линии президент-парламент обусловливалось их разным видением как будущего политического устройства, так и вектора социально-экономического развития страны. Съезд народных депутатов до лета 1993 г. был единственным легальным органом власти, уполномоченным создать и принять новую Конституцию.
Затяжной процесс разработки проекта, постоянные переносы обсуждения итогового варианта, внутренние противоречия законодательной власти подтолкнули Президента и его команду к более решительным действиям в вопросе принятия новой Конституции.
Новая Конституция стала «конституцией победителей» в политическом противостоянии президента и законодательной власти, которым была охвачена Россия в 1990-1993 гг. Лишь на заключительном этапе, после расстрела здания российского парламента и ухода с политической арены Съезда народных депутатов и Верховного Совета России, президент и его команда смогли воплотить в проекте конституции все свои намерения и на многие годы определить вектор политического развития страны, распределив баланса сил и полномочий президентской и парламентской властей.
Современный этап конституционного развития России характеризуется тем, что он подчинен общемировым закономерностям. Это подтверждается совершенствованием конституционно-правовых основ политической, экономической и социальной сфер жизни общества, формированием механизмов согласования интересов различных социальных групп, повышением эффективности управления в направлении демократизации.
Президент Российской Федерации как гарант Конституции призван обеспечить преемственность в развитии отечественной государственности в соответствии с закрепленными в результате конституционной реформы 2020 конституционными ценностями, отражающими конституционную идентичность Российского государства.
В тоже время существуют и определенные проблемы, требующие принятия мер по их решению.
Пробелы конституционного законодательства могут восполняться на основе международной практики, а именно международно-правовых актов или применении аналогии в правовой сфере других государств. Возвращаясь к проблеме законодательных пробелов и способов их разрешения, напрашивается вывод, что непосредственная реализация способов, предложенных КС РФ, из-за множественности законодательных пробелов довольно сложна, но всё-таки возможна в плане восполнения данных пробелов. Очевидно, что Конституция нашей страны несовершенна. Существует много мнений о ее изменении или даже создании новой. Однако какой бы совершенной не была конституция, необходимо, чтобы люди ее соблюдали, знали свои права и обязанности.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями от 6 декабря 2022 года) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 1. – Ст. 1416.
2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. – № 14. – 2020. – Ст. 1416.
3. Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (ред. от 10.01.2003) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. – № 39. – Ст. 3597.
4. Указ Президента РФ от 12 мая 1993 г. N 660 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. – № 20. – Ст. 1757.
5. Указ Президента РФ от 15.10.1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. – № 42. – Ст. 399.
6. Постановление ВС РФ от 16.07.1993 N 5455-1 «О проекте Закона Российской Федерации «О порядке принятия Конституции Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 32. – Ст. 1255.
7. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: текст с изменениями и дополнениями на 10 декабря 1992 года: [принята Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 года] // Ведомости ВС РСФСР. – 1978. – № 15. – Ст. 407.
8. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098-1 О Президенте РСФСР: Введен в действие Постановлением Верховного Совета РСФСР 24 апреля 1991 года // Ведомости ВС РСФСР. – 1991. – № 17. – Ст. 512.
II. Основная и специальная литература
9. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай – Москва: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2022. – 285с.
10. Головистикова А. Н. Конституционное право России в вопросах и ответах / А.Н. Головистикова, Л.Ю. Грудцына. - М.: Эксмо, 2022. – 256с.
11. Дугарская, Т. А. Значение и сущность Российской Конституции // Научный вестник Гуманитарно-социального института. – 2020. – № 10. – С. 1–5.
12. Зиньков, Е.Н., Тулиев, И.И. Эволюция порядка пересмотра конституции РФ и внесения в нее поправок: значение и актуальные проблемы // Вестник Самарского юридического института. – 2021. – №3 (44). – С. 88-95.
13. Иванин, А.А. Поправки Конституции России 2020: незавершенность конструкции формы правления // Вопросы российского и международного права. – 2020. – № 10. – № 9А. – С. 5-10.
14. Из истории создания Конституции Российской Федерации: конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.): в 6 т. Т. 2. 1991 год // Фонд конституционных реформ; под общ. ред. О. Г. Румянцева. – М.: Волтерс Клувер, 2018. – 474с.
15. Осавелюк, А.М. Форма правления и государственный режим по Конституции РФ: варианты поиска эффективности осуществления государственной власти // Конституционное и муниципальное право. – 2020. – № 2. – С. 22-25.
16. Смоленский, М.Б. Конституционное право России / М. Б. Смоленский. – М: КноруС, 2022. – 474с.
17. Стрекозов, В.Г. Конституционное право России: учебник/рекомендовано Мин. образования и науки РФ. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 424с.
18. Умнова-Конюхова, И. А. Конституция Российской Федерации 1993 года: оценка конституционного идеала и его реализации сквозь призму мирового опыта / И. А. Умнова-Конюхова // Lex russica (Русский закон); учредитель Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА): Москва, 2018. – № 11(144). – С. 23-28.
19. Хубешты А.Ф. Разработка и принятие Конституции Российской Федерации в условиях противостояния законодательной и президентской ветвей власти в 1993 году // Genesis: исторические исследования. – 2021. – № 1. – С. 66-77.
III. Материалы информационно-коммуникационной сети Интернет
20. Конституция Соединенных штатов Америки. Принята 17.09.1787 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.constitutionfacts.com/ content/constitution/files /USConstitution_Russian.pdf (дата обращения: 13.04.2024).
21. Володин предложил допустить Госдуму к формированию правительства [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/06/04/2019/ (дата обращения: 13.04.2024).