Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования маркировки товаров как средства идентификации при совершении таможенных операций 6
1.1. Понятие и виды маркировки товаров как средства идентификации 6
1.2. Порядок маркировки товаров, реализуемых на потребительском рынке 18
Глава 2. Анализ эффективности использования маркировки товаров как средства идентификации при совершении таможенных операций 31
2.1. Практика использования маркировки товаров как средства идентификации при совершении таможенных операций 31
2.2. Проблемы использования маркировки товаров как средства идентификации 43
Глава 3. Мероприятия по повышению эффективности использования маркировки товаров как средства идентификации при совершении таможенных операций 54
3.1. Направления совершенствования эффективности использования маркировки товаров 54
3.2. Обоснование вариантов использования маркировки товаров как средства идентификации при совершении таможенных операций 65
Заключение 72
Список использованных источников 75
Высокий объем незаконного оборота продукции является актуальной проблемой не только для Российской Федерации, но и для других стран и интеграционных объединений. Россия – одна из немногих стран мира, правительство которой приняло решение внедрить процессы маркировки на большое количество товарных групп.
В государствах-членах Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) активно распространяется тенденция развития цифровой экономики. В связи с процессами преобразования и трансформации, создаются и внедряются новые системы.
К ним относятся: система маркировки и прослеживаемости товаров в рамках Евразийского экономического союза, Единая национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Российской Федерации, Национальная система прослеживаемости импортных товаров.
Исходя из основных направлений ЕАЭС, создание единой системы маркировки и прослеживаемости товаров, интегрирующей национальные составляющие каждой из стран, является полноценным современным цифровым инструментом повышения прозрачности рынков стран-участниц ЕАЭС, а также средством осуществления общей консолидированной политики.
К основным направлениям проекта маркировки товаров относятся: сокращение доли теневого рынка, предоставление гарантий качества и безопасности продукции для потребителей, оптимизация процессов обмена информацией между странами-участницами ЕАЭС.
Общий проект Союза предполагает создание условий для беспрепятственного движения товаров внутри интеграционного объединения, а также объединение запущенных систем, связанных с товарооборотом.
Маркировка товаров представляет собой наиболее современный и эффективный способ борьбы с нелегальной продукцией.
Таким образом, актуальным является введение обязательной цифровой маркировки для некоторых видов товаров обусловлена возросшим количеством фальсификаций и развивающимися цифровыми технологиями, направленными на осуществление контроля за оборотом товаров. Институт маркировки ведет к прозрачности рынка продукции различной номенклатуры.
Основную опасность фальсифицированная продукция несет для граждан, которые приобретают товары различной номенклатуры. Такая продукция не всегда отвечает требованиям безопасности, которые предъявляются техническими регламентами на продукцию.
Фальсифицированная продукция может представлять химическую, микробиологическую, пожарную и другие виды опасности для человека.
В РФ обязательной цифровой маркировке подлежит широкий перечень товаров, представленный как продовольственными, так и непродовольственными.
Международный опыт применения обязательной маркировки для различных видов товаров показал, что внедрение данной системы приводит к сокращению в 10 раз количества контрафактной и фальсифицированной продукции на рынках отдельных стран.
Также еще одно важное достижение введения обязательной маркировки некоторых товаров – удалось достичь увеличения наполняемости государственного бюджета за счет поступления налогов от легальной продажи товаров.
Объект исследования – система маркировки товаров.
Предмет исследования – эффективность использования маркировки товаров как средства идентификации при совершении таможенных операций.
Цель исследования – разработать направления совершенствования эффективности использования маркировки товаров.
Для достижения поставленной пели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы использования маркировки товаров как средства идентификации при совершении таможенных операций;
провести анализ эффективности использования маркировки товаров как средства идентификации при совершении таможенных операций;
обосновать мероприятия по повышению эффективности использования маркировки товаров как средства идентификации при совершении таможенных операций.
Методологическую базу исследования составили диалектический метод и базирующаяся на нем система общенаучных и частных научных методов:
логический метод – при изложении всего материала, формулировании выводов и предложений;
метод системно-структурного анализа – при изучении понятий и процессов, связанных с маркировкой товаров;
статистический метод – анализ и обобщение результатов деятельности таможенных органов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Сегодня цифровизация уже успела занять важное место практически во всех сферах человеческой деятельности. Это касается не только политического и экономического развития в каждом отдельном государстве, но также цифровые технологии активно внедряются в сферу межгосударственных отношений. Цифровизация стала частью жизни, изменяя традиционные системы. Государства-члены Евразийского экономического союза проводят совместную политику, направленную на переход к цифровой экономике, создавая проекты, которые касаются бизнес-процессов и цифровой трансформации отраслей экономики в целом.
Система маркировки и прослеживаемости товаров находится на стадии активного внедрения как на уровне ЕАЭС, так и на уровне Российской Федерации.
Основная цель создания системы заключается в создании таких условий, при которых участники внешнеэкономической деятельности не смогут уклоняться от уплаты таможенных и налоговых платежей. Факторами, которые послужили внедрению системы маркировки и прослеживаемости товаров, являются увеличение объемов нелегально экспортируемой и импортируемой продукции, что приводит к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, а фальсификация товаров приводит к возникновению угрозы жизни и здоровья людей, животных и растений.
Определяя значение планируемой к повсеместному введению электронной системы маркировки и прослеживаемости товаров в рамках Евразийского экономического союза, следует сказать, что данная система позволит осуществлять контроль безопасности вводимых в оборот товаров на всем их жизненном цикле, начиная с производства и поставки товаров до реализации конечным потребителям, а также решить задачи по упрощению и обеспечению прозрачности таможенных процедур.
Кроме того, введение единой системы прослеживаемости товаров в ЕАЭС ускорит процессы свободного перемещения товаров, станет возможным построение актуальной статистической и аналитической отчетности, будут оптимизированы логистические цепочки товаров.
Благодаря единой системе прослеживаемости товаров в ЕАЭС потребители получат возможность доступа к достоверной информации о приобретаемой продукции, государство сможет осуществлять контроль за уплатой налогов и свести к минимуму объем контрафактных товаров, тем самым обеспечить защиту потребителей.
Национальная система маркировки «Честный знак» сочетает в себе два инструмента контроля: цифровую маркировку (код ДатаМатрикс) и общественный контроль со стороны потребителей, осуществляемый через мобильное приложение «Честный знак».
Возникает множество проблем на этапе разработки системы маркировки товаров в ЕАЭС. В первую очередь они связаны с тем, как осуществить данную идею на территории всех стран-участниц Союза. Далее можно выделить проблемы, связанные с технологическим обеспечением, к которому можно отнести закупку соответствующего оборудования для маркировки товаров и производство самих меток.
В-третьих, главной проблемой для производителей станут дополнительные затраты для введения на производстве системы маркировки, что отразится не только на их прибыли, но и на потребителях. Данные проблемы должны рассматриваться в комплексе и при участии не только государственных органов, но и предпринимателей всех стран.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что перед внедрением системы маркировки товаров на всей территории Союза, необходимо локально протестировать маркировку на отдельных группах товаров. Это займет больше времени, но позволит минимизировать проблемы при осуществлении маркировки товаров в ЕАЭС. Данная инициатива будет иметь положительный эффект при учитывании мнения не только государственных органов, но и сообществ предпринимателей в каждой стране ЕАЭС.
В качестве направлений дальнейшего совершенствования могут быть предложены такие, как: гармонизация законодательства государств – членов ЕАЭС, постоянное совершенствование программных средства и межведомственного взаимодействия ФТС России и др.
Внедрение Единой системы маркировки и прослеживаемости товаров на пространстве ЕАЭС позволяет осуществлять контроль за законностью оборота товаров как на территории государств – членов ЕАЭС, так и рамках трансграничного перемещения.
Такой механизм контроля позволяет снизить объем теневой экономики, обеспечить гарантию безопасности граждан, а также расширить политику обмена информацией о товарах в рамках Евразийского экономического союза.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
3. Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (Заключено в г. Алматы 02.02.2018) // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289918/.
4. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023) // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/.
5. Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/.
6. Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/.
7. Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей» // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/.
8. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 28.04.2014 №28 «О подходах по формированию и применению на единой таможенной территории системы маркировки отдельных видов продукции легкой промышленности» // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163094/.
9. Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 №515 (ред. от 16.09.2023) «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323818/.
10. Постановление Правительства РФ от 05.07.2019 №860 (ред. от 28.03.2024) «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328548/.
11. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 №2464 (ред. от 19.10.2022) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373632/.
12. Андреева Л.В. Правовое регулирование маркировки товаров средствами идентификации в электронной форме // Юрист. – 2019. – № 3. – С. 20-27.
13. Андреева Л.В. Системы обязательной маркировки и прослеживаемости товаров: понятие, виды, цифровая трансформация // Предпринимательское право. – 2022. – № 1. – С. 41-51.
14. Андреева Л.В. Создание системы прослеживаемости товаров в Евразийском экономическом союзе: цели, перспективы, организационно-правовая основа // Международное сотрудничество Евразийских государств: политика, экономика, право. – 2018. – № 2. – С. 70-78.
15. Белова И.Ю. Обязательная маркировка товаров – тяжелая ноша для легкой промышленности // Физика волокнистых материалов: структура, свойства, наукоемкие технологии и материалы (SMARTEX). – 2020. – № 1. – С. 20-23.
16. Берген Н.А. Анализ законодательства стран-членов ЕАЭС в сфере прослеживаемости товаров // Журнал «Научный альманах». – 2022. – № 11-4(97). – С. 20-23.
17. Берген Н.А. Система маркировки и прослеживаемости товаров как инструмент в борьбе с контрафактной продукцией // Актуальные вопросы теории и практики таможенного дела: Всероссийский круглый стол, посвященный Дню российского таможенника. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2022. – С. 23-26.
18. Берген Н.А. Совершенствование системы маркировки и прослеживаемости товаров // Журнал «Научный альманах». – 2022. – №12-2 (98). – С. 87-89.
19. Бордакова А. Г., Калягин А. В. Мониторинг и меры по профилактике как формы государственного контроля (надзора) // Цифровые технологии и право: сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции (г. Казань, 23 сентября 2022 г.) / под ред. И. Р. Бегишева, Е. А. Громовой, М. В. Залоило, И. А. Филиповой, А. А. Шутовой. В 6 т. Т. 3. – Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2022. – 440 с.
20. Воробьева В.П. Анализ применения обязательной маркировки в отношении изделий из натурального меха // Сборник трудов по материалам VIII Международного конкурса научно-исследовательских работ, награжденных дипломами I степени (30.04.2022, Уфа). Уфа: НИЦ «Вестник науки», 2022. – С. 35-41.
21. Воробьева В.П. Применение цифровой маркировки в целях совершенствования таможенного администрирования в современных условиях // Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т). – 2022. – Т. 8, № 4(20). – С. 24-31.
22. Гокинаева И.А. Совершенствование подходов к выбору объектов таможенного контроля после выпуска товаров с использованием системы прослеживаемости товаров // Журнал правовых и экономических исследований. – 2022. – № 3. – С. 206-210.
23. Лаптев Р.А. Основные направления развития системы прослеживаемости товаров в качестве фактора обеспечения безопасности России в условиях расширения процесса глобализации // Вестник Евразийской науки. – 2020. – № 1. – С. 54.
24. Мешечкина Р.П., Ворона А.А. Цифровизация таможенных процессов как основа совершенствования деятельности Федеральной таможенной службы // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2021. – № 1 (86). – С. 26-36.
25. Мешечкина Р.П., Яковлев В. И. Внедрение системы прослеживаемости товаров и ее совершенствование на основе цифровых инструментов // Проблемы экономики и юридической практики. – 2023. – Т. 19. – № 5. – С. 188-195.
26. Свистунова К В. Маркировка товаров в целях защиты интересов покупателей // Цифровая экономика и финансы: материалы III Международной научно-практической конференции. – С.-Петербург, 2020. – С. 441-445.
27. Ежегодный сборник ФТС России. – URL: https://customs.gov.ru/storage/document/document_info/2024-03/29/sb_2023.pdf.
28. Маркировка товаров при таможенном оформлении. – URL: https://sttlogistics.ru/information/o-tamozhennom-oformlenii/markirovka-tovarov/.
29. Маркировка товаров. – URL: https://platformaofd.ru/baza-znaniy/vse-o-markirovke-tovarov/.
30. Методы маркирования продукции. – URL: https://www.ebs-moscow.ru/stati/32.
31. Мониторинг актуальных событий в области международной торговли. – URL: https://www.vavt-imef.ru/wp-content/uploads/2020/02/Monitoring_43.pdf.
32. Навигационные пломбы для отслеживания грузоперевозок в ЕАЭС. – URL: https://www.interfax.ru/business/905626.
33. Обязательная маркировка товаров средствами идентификации. – URL: https://www.ecert.ru/obyazatelnaya-markirovka-sredstvami-identifikacii/.
34. Соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб для отслеживания перевозок вступило в силу. – URL: https://eec.eaeunion.org/news/soglashenie-o-primenenii-v-eaes-navigatsionnykh-plomb-dlya-otslezhivaniya-perevozok-vstupilo-v-silu/.
35. Цифровая маркировка товаров в Российской Федерации. – URL: https://aebrus.ru/upload/iblock/331/_pdf.