Аннотация
Введение 8
1 Анализ конструкции коробок передач грузовых автомобилей различных
типов 10
1.1 Анализ конструктивных особенностей коробок передач грузовых
автомобилей 10
1.2 Анализ конструкции коробок передач грузовых автомобилей Scania . 11
1.3 Анализ конструкции коробок передач грузовых автомобилей MAN .. 19
2 Обоснование выбора и описание конструкции коробки передач
грузового автомобиля 25
2.1 Анализ конструкторских схем коробок передач грузовых
автомобилей 25
2.2 Конструктивные схемы многоступенчатых коробок передач с
задним двухступенчатым диапазонным редуктором 30
3 Тяговый расчет транспортного средства 33
3.1 Исходные данные для выполнения расчета 33
3.2 Построение внешней скоростной характеристики двигателя 34
3.3 Расчет тяговой силы на ведущих колесах 35
3.4 Расчет трансмиссии транспортного средства 37
3.5 Определение скорости движения автомобиля на различных
передачах 39
3.6 Определение силы сопротивления движению 41
3.7 Определение лобового сопротивления транспортного средства 42
3.8 Расчет динамического фактора автомобиля 44
3.9 Расчет и построение графика разгона автомобиля 46
3.10 Расчет и построение графиков времени и пути разгона 48
4 Конструкторский раздел 51
4.1 Выбор основных конструктивных параметров деталей, расчет передаточных чисел 51
4.2 Расчет геометрии зубчатых колес 57
4.3 Расчет на контактную усталость 59
5 Технологический раздел дипломного проекта 65
5.1 Обоснование выбора объекта технологической разработки 65
5.2 Оценка технологичности объекта технологической разработки 65
5.3 Оценка наличия баз и установочных поверхностей 66
5.4 Технологический процесс сборки 67
5.5 Расчет технической нормы времени 70
6 Охрана труда и безопасность жизнедеятельности на участке сборки
объекта дипломного проектирования 74
6.1 Характеристика участка сборки 74
6.2 Профессиональные риски, характерные для участка 76
6.3 Разработка мероприятий по снижению воздействия
профессиональных рисков на работающих 80
6.4 Пожарная безопасность и противопожарные мероприятия на участке 84
6.5 Мероприятия по обеспечению экологической безопасности участка 87
7 Расчет показателей экономической эффективности дипломного проекта . 89
7.1 Характеристика объекта анализа экономической эффективности 89
7.2 Расчет себестоимости нормо-часа работ сборочного участка 90
Заключение 99
Список используемой литературы и используемых источников 105
Приложение А Графики тягового расчета 108
Грузовые автомобили большой грузоподъемности играют важную роль в современной логистике и транспортной отрасли. Они предназначены для перевозки тяжелых и крупногабаритных грузов на большие расстояния. Эффективность и надежность таких автомобилей в значительной степени зависят от конструкции и характеристик их коробки передач.
Цель данного дипломного проекта состоит в разработке и проектировании коробки передач для грузового автомобиля большой грузоподъемности. Основной задачей дипломного проекта будет являться оптимизация конструкции с тем, чтобы обеспечить высокую производительность, надежность и экономичность автомобиля.
Конструкция коробки передач для грузового автомобиля представляет собой сложный механический агрегат, который позволяет передавать мощность от двигателя к колесам и обеспечивать переключение передач в зависимости от требуемой скорости и нагрузки. Коробка передач состоит из нескольких основных узлов, типичных для большинства конструкций коробок передач грузовых автомобилей.
Механизм сцепления отвечает за соединение двигателя с коробкой передач и обеспечивает плавный старт автомобиля. Он состоит из сцепления с фрикционными дисками и гидравлической системы, выполняющей функции привода.
Механизмы переключения передач управляют переключением передач в зависимости от требуемой скорости и нагрузки. Это может быть рычаг переключения, система управления с электрическим приводом или другие механизмы, которые перемещают зубчатые передачи в нужное положение.
Механизм блокировки дифференциала обеспечивает одинаковое пропорциональное распределение мощности между колесами автомобиля. Он позволяет управлять трением и блокировкой между ведущими и приводными колесами в зависимости от условий езды.
Важно отметить, что конструкция коробки передач для грузового автомобиля может различаться в зависимости от его грузоподъемности, типа передвижения (передний, задний или полный привод) и других требований. Некоторые грузовые автомобили также могут быть оснащены дополнительными системами, такими как интардеры или ретардеры, которые обеспечивают дополнительное торможение и контроль скорости спуска.
В целом, конструкция коробки передач для грузового автомобиля является сложной и специализированной, позволяющей обеспечить эффективную передачу мощности и управление для максимальной производительности и надежности при перевозке грузов большой массы.
В ходе работы будут рассмотрены основные требования и особенности грузовых автомобилей большой грузоподъемности, а также анализироваться условия эксплуатации и нагрузки, с которыми они сталкиваются. Будут изучены различные типы и конструкции коробок передач, а также проведены расчеты и анализ, чтобы определить оптимальные параметры для разрабатываемой коробки передач.
Для успешного выполнения дипломного проекта необходимо применить современные методы и инструменты проектирования, провести необходимые расчеты и моделирования, а также учесть требования безопасности и эргономики. В результате работы будет получена готовая конструкция коробки передач, которая удовлетворяет требованиям грузовых автомобилей большой грузоподъемности и способствует повышению их эффективности и надежности.
Данный дипломный проект имеет практическую значимость, так как его результаты могут быть использованы в реальном производстве грузовых автомобилей и способствовать развитию транспортной отрасли. Кроме того, результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях и разработках в области автомобильной техники и механики.
По результатам анализа, произведенного в первом разделе дипломного проекта можно сделать следующие выводы. По результатам выполнения первого раздела дипломного проекта можно сделать следующие выводы. Анализ конструкции коробок передач грузовых автомобилей различных типов позволяет сделать вывод о том, что каждый тип автомобиля имеет свои особенности и требования к конструкции коробки передач. Грузовые автомобили большой грузоподъемности обычно имеют усиленную конструкцию коробки передач, чтобы выдерживать большие нагрузки и обеспечивать надежную передачу мощности от двигателя к колесам.
Автомобили с разными типами передвижения (задний или полный привод) имеют различные конструктивные особенности коробки передач. Например, автомобили с полным приводом имеют дополнительные механизмы блокировки дифференциала для обеспечения равномерного распределения мощности между колесами. Коробки передач грузовых автомобилей обладают большим количеством передач, что позволяет достичь широкого диапазона передаточных отношений и обеспечить оптимальную производительность при различных скоростях и условиях движения.
Удобство обслуживания также является важным фактором при анализе конструкции коробок передач грузовых автомобилей. Хороший доступ к местам обслуживания и удобные точки слива и заправки масла упрощают проведение технического обслуживания и ремонта для поддержания надежности и долговечности коробки передач.
В целом, анализ конструкции коробок передач грузовых автомобилей различных типов позволяет заключить, что эти коробки передач представляют собой специализированные и надежные агрегаты, которые соответствуют требованиям современных грузовых перевозок. Каждая конструкция коробки передач разработана с учетом требований и особенностей определенного типа автомобиля, обеспечивая надежность, производительность и удобство в эксплуатации.
Для проектируемой конструкции коробки, на основании комплексного анализа, принимаем трехвальную шестиступенчатую коробку передач. Выбор пятиступенчатой трехвальной коробки передач для грузового автомобиля может быть обоснован следующими причинами.
Шестиступенчатая коробка передач предоставляет широкий диапазон передаточных отношений, что делает ее универсальным выбором для различных типов грузовых автомобилей. Она позволяет достичь оптимальной производительности при различных скоростях и условиях движения, включая горный рельеф и трассу. Шестиступенчатая коробка передач является относительно простой в конструкции и обслуживании. Она имеет меньше деталей и механизмов по сравнению с более сложными коробками передач, что облегчает проведение технического обслуживания и ремонта. Это может снизить затраты на обслуживание и уменьшить время простоя автомобиля. Шестиступенчатая коробка передач обычно имеет прочную и надежную конструкцию, способную выдерживать высокие нагрузки и обеспечивать долговечность. Она может быть разработана с использованием качественных материалов и технологий, что повышает ее надежность и устойчивость к износу. Шестиступенчатая коробка передач обеспечивает достаточное количество передач для обеспечения требуемой производительности грузового автомобиля без излишней сложности и дополнительных затрат на более многоступенчатые коробки передач.
В целом, шестиступенчатая трехвальная коробка передач предлагает универсальность, экономичность, простоту обслуживания, надежность и хорошее соотношение производительности и стоимости для грузовых автомобилей. Она является популярным и рациональным выбором для трансмиссии грузовых автомобилей.
Результатом выполнения третьего раздела дипломного проекта явился расчет тягово-динамических и экономических характеристик транспортного средства. Расчет эксплуатационных характеристик автомобиля является важным этапом проектирования и анализа таких транспортных средств. Он позволяет определить основные параметры, такие как мощность двигателя, передаточное отношение коробки передач, коэффициенты сопротивления движению и эффективность топлива, которые влияют на производительность и экономичность автомобиля.
1. Автоматические системы транспортных средств: учебник / В.В. Беляков, Д.В. Зезюлин, B.C. Макаров, А.В. Тумасов. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2023. — 352 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-571-4.
2. Базовое шасси пожарных автомобилей и спасательной техники : учебное пособие / Д. А. Едимичев, А. Н. Минкин, С. Н. Масаев [и др.]. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2020. - 148 с. - ISBN 978-5-7638-4289-0.
3. Березина, Е. В. Автомобили: конструкция, теория и расчет : учебное пособие / Е.В. Березина. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 320 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-018271-1.
4. Богатырев, А. В. Автомобили : учебник / А.В. Богатырев, Ю.К. Есеновский-Лашков, М.Л. Насоновский ; под ред. проф. А.В. Богатырева. - 3-е изд., стереотип. - Москва : ИНФРА-М, 2023. - 655 с.
5. Богатырев, А. В. Электронные системы мобильных машин : учебное пособие / А.В. Богатырев. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 224 с.
6. ГОСТ 12.0.003-2015 ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» по технологической операции, видам работ, оборудованию, производственному цеху, участку»
7. Круглик, В. М. Технология обслуживания и эксплуатации автотранспорта : учебное пособие / В.М. Круглик, Н.Г. Сычев. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 260 с. : ил. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-006953-1.
8. Кутьков, Г. М. Тракторы и автомобили: теория и технологические свойства : учебник / Г.М. Кутьков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 506 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/974. - ISBN 978-5-16-006053-8.
9. Лукаш, Ю. А. Экономические расчеты в бизнесе [Электронный ресурс] : большое практ. справ. пособие / Ю. А. Лукаш. - Москва : Флинта, 2012. - 210 с. - ISBN 978-5-9765-1369-3.
10. Маркина, А. А. Теория движения колесных машин : учебное пособие / А. А. Маркина, В. В. Давыдова ; М-во науки и высш. образования РФ. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2021. - 216 с. - ISBN 978-5-7996-3263-2.
11. Набоких, В. А. Датчики автомобильных электронных систем управления и диагностического оборудования : учебное пособие / В.А. Набоких. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 239 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-014160-2.
12. Новиков, В. В. Виброзащитные свойства подвесок автотранспортных средств : монография / В. В. Новиков, И. М. Рябов, К. В. Чернышев. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2021. - 384 с. - ISBN 978-5-9729-0634-5.
13.Огороднов, С.М. Конструкция автомобилей и тракторов : учебник / С.М. Огороднов, Л.Н. Орлов, В.Н. Кравец. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2019. - 284 с. - ISBN 978-5-9729-0364-1.
14. Песков, В. И. Конструкция автомобильных трансмиссий : учебное пособие / В.И. Песков. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2023. — 146 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-016247-8..
15. Ремонт автомобилей [Электронный ресурс] - Режим доступа http: //automend. ru/....25