ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛЕВЫЙ МЕТОД КАК СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА 7
1.1. Полевый метод в лингвистике 7
1.2. Особенности фразеосемантических полей 11
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ФРАЗЕОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «ГОВОРЕНИЕ» 18
2.1. Особенности и принципы построения «фразеосемантического поля «говорение» 18
2.2. Классификация смыслов фразеосемантического поля «говорение» 26
Выводы по второй главе 31
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 32
3.1. Исследовательская деятельность на уроках русского языка как метод обучения 32
3.2. Материалы к проекту по русскому языку «Фразеосемантическое поле «говорение»» 40
Выводы по третьей главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
Выпускная квалификационная работа посвящена фразеосемантическому полю «говорение». Несмотря на то, что лингвисты уже изучали фразеосемантическое поле «говорение», есть ещё большое количество материала и аспектов, которые можно исследовать по данной теме. В основном были описаны лишь некоторые стороны такие, как функциональная стилистика поля, системные и контекстуальные иронизмы, аксиология данного поля, единицы поля на шкале современное – устаревшее в работах А. П. Прохоровой, также есть работы по сопоставлению фразеосемантического поля «говорение» или «речевая деятельность» в русском языке и других языках.
Нами в исследовании была предпринята попытка построения фразеосемантического поля «говорения». Для этого были проанализированы фразеологические словари выделены фразеологические единицы с лексическим компонентом «говорение», которые в свою очередь были проанализированы по семантическому и грамматическому содержанию, далее были выделены группы и подгруппы с интегральным признаком, проведены подсчёты единиц в каждой группе, а также были выдвинуты предположения причин подобного расположения фразеологических единиц по полю.
Фразеологические единицы (далее ФЕ) являются неотъемлемой частью лексической системы, отражают историческое формирование современного языка. Изучение фразеологического материала позволяет проанализировать особенности национального сознания: коннотацию, экспрессивность, видение мира человеком с различных сторон.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что говорение – это процесс, сопровождающий человечество на протяжении всей истории формирования цивилизации, поэтому вызывает множество споров и интереса, а также изучение фразеосемантического поля «говорения» является сложным и многоплановым, поэтому оно не может исчерпываться одной работой, а также актуальность состоит в интересе к фразеологическим единицам с семантическим компонентом «говорение».
Новизна работы заключается в том, что в ходе исследования были проанализированы ФЕ, разбиты на группы, и было составлено фразеосемантическое поле «говорение», а также разработан исследовательский проект в рамках русского языка по фразеологии для девятого класса.
Объект исследования – фразеосемантическое поле «говорение».
Предмет исследования – фразеологические единицы с значением «говорение».
Цель исследования – определить состав фразеосемантического поля «говорение», выявить группы и охарактеризовать их; а также отразить, как можно применить фразеосемантическое поле «говорение» в исследовательской работе по русскому языку в девятом классе.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие семантического поля и фразеосемантического поля;
2) проанализировать значение лексемы «говорение»;
3) проанализировать ФЕ, входящие в состав поля, и составить группы и подгруппы поля;
4) выделить особенности фразеосемантического поля «говорение»;
5) проанализировать задания в учебниках русского языка при изучении фразеологии;
6) разработать исследовательский проект с применением фразеосемантического поля.
Методами исследования являются описание, статистика, количественное сопоставление и метод компонентного анализа.
Материалом исследования выступили фразеологические единицы с семантическим компонентом «говорение», всего 272 единицы; фразеологические словари: Фразеологический объяснительный словарь русского языка под редакцией А. Н. Баранова и Д. О. Добровольского [36], Фразеологический словарь русского языка под редакцией А. И. Молоткова [38], Большой фразеологический словарь русского языка В. Н. Телии [34].
Теоретическая значимость работы заключается в стремлении к составлению фразеосемантического поля, классификации ФЕ и описанию полученных групп. Данная работа представляет собой опыт составления фразеосемантического поля.
Практическая значимость выпускной работы заключается в использовании результатов исследования на уроках русского языка, а именно при изучении фразеологии и при разработке спецкурсов по фразеологии.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты выпускной квалификационной работы были представлены на ежегодной конференции «74 смотр научно-исследовательских работ студентов» с темой «Фразеосемантическое поле «говорение» в лексикографическом аспекте» (25 апреля 2020 г.). Основные положения работы были отражены в одной публикации. [42]
Теоретико-методологическую основу составили труды Ю. Н. Караулова «Общая и русская идеография» [16], А. П. Прохоровой «Фразеологические единицы «фразеосемантического поля «говорение» в свете идей функциональной стилистики» [29], Н. Ф. Алефиренко «Фразеология в свете современных лингвистических парадигм» [1].
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Введение отражает актуальность, новизну, объект, предмет, задачи и методологическую базу настоящего исследования. В первой главе изложен теоретический материал, необходимый для настоящего исследования, а именно рассмотрен полевый метод в лингвистике, особенности фразеосемантических полей. Во второй главе представлены результаты исследовательской работы: особенности и принципы построения фразеосемантического поля «говорение», классификация смыслов «фразеосемантического поля «говорение». В третьей главе описана организация исследовательской работы на уроках русского языка: методические сведения об исследовательской деятельности на уроках русского языка, а также разработка исследовательского проекта по русскому языку. В заключении сделаны выводы по исследовательской работе. Список литературы содержит 43 наименования. В приложении представлены теоретический материал, необходимый учащимся девятого класса для исследовательского проекта, а также опросный лист для проекта, представленный схематичным изображением фразеосемантического поля «говорение».
В выпускной квалификационной работе представлено исследование, в ходе которого было охарактеризовано понятие семантического поля и фразеосемантического поля, а также выделены особенности последнего. На некоторые положения в современной лингвистике нет однозначных определений, что связано с многоаспектностью данных понятий.
Для исследования были проработаны фразеологические словари и из них отобрано 272 фразеологические единицы с семантическим компонентом «говорение». Далее они были разделены на разные группы, которые создавались с опорой на разные свойства ФЕ. Так были сформированы следующие группы: ФЕ с лексемой, ФЕ с семой, ФЕ с лексемой и семой «говорения». После анализа ФЕ и словарных статей были выделены различные смыслы, которые отражают фразеологизмы: говорение и его характеристика, характеристика говорящего, собеседника, цель процесса «говорение» и характеристика сказанной информации. Базируясь на данных группах, было собранно фразеосемантическое поле «говорение» моноцентрической структуры с предикативным ядром.
Говорение является процессом, включает в себя мыслительную деятельность и речевое действие, и это отражено в поле: большую часть составляют фразеологизмы, в которых главное слово выражено глаголом, а также фразеологизмы, характеризующие процесс говорения.
Составленное поле является открытой лексической структурой, которая может дополнятся новыми единицами, исключать устаревшие, в которой единицы могут находиться на пересечении уровней поля, входить в несколько микрополей.
Таким образом, фразеосемантическое поле «говорение» представляет собой совокупность фразеологических единиц, интегрированных семантическим компонентом говорение, описывающая различные составляющие процесса.
Несмотря на важность и сложность раздела фразеологии в школе на уроках русского языка уделяется недостаточное внимание данной теме, как нам кажется: насколько это возможно, в шестом классе представляются подробные сведения о фразеологизмах, в девятом же классе в учебнике Т. А. Ладыженской есть только определение фразеологии и одно задание на нахождение фразеологизма в тексте. [31] В данной работа предложено несколько заданий, которые будут способствовать развитию навыка выделения ФЕ в предложениях, а также умение формулировать определение фразеологизмам.
Исследовательская деятельность для учеников девятого класса представляет собой объёмную, интересную работу, в ходе которой они для себя сделают научное открытие, сформируют новые навыки и будут развивать уже приобретённые. Это самостоятельная работа, в которой учащиеся смогут проявить свои творческие и организаторские способности, преподаватель же является только помощником, который направляет деятельность учеников, даёт при необходимости требуемые сведения.
В данной работе нами предложен исследовательский проект, в ходе которого ученики будут собирать нужные сведения, анализировать языковые единицы и классифицировать их, опираясь на разные параметры. Продуктом такой деятельности будет построение фразеосемантического поля, а также в результате обучающиеся усвоят новые знания о семантических полях, сформируют навык применения метода поля. Смогут выдвинуть свою гипотезу, для доказательства которой проведут опрос среди старшеклассников и проанализируют ответы.
1. Алефиренко Н. Ф. Фразеология в свете современных лингвистических парадигм: монография. – Москва: ЭЛПИС, 2008. – 270 с.
2. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика: учеб. пособие для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.». – М.: Высш. шк., 1990. – 175 с.
3. Виноградов В. В. Лексикология и лексикография: Избр. труды / В.Г. Костомаров. – Москва: Наука, 1977. – 312 с.
4. Гвоздарев Ю. А. Современный русский язык. Лексикология и фразеология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Филология". – Москва; Ростов-на-Дону: Март, 2008. – 348 с.
5. Громыко Ю. В., Давыдова В. В. Понятие и проект в теории развивающего образования // Известия Российской академии образования, 2000. – №2. – С. 36-43.
6. Громыко Ю. В. Деятельностный подход: новые линии исследований // Вопросы философии, 2001. – №2. – С. 116-123.
7. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. // Директор школы, – 1995. – № 6. С. 7-10.
8. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии // Директор школы, 1996. – №4 . – С. 56-59.
9. Гузеев В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. – Москва: НИИ шк. технологий, 2006. – 206 с.
10. Гулыга Е. В. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке / Е. В. Гулыга, Е. И. Шендельс. – Москва: Просвещение, 1969. – 184 с.
11. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – С. 144-150.
12. Дубова М. Е. Фразеосемантическое поле «речевая деятельность» как фрагмент фразеологической картины мира (на материале русского и английского языков) // Вестник костромского государственного университета. – 2013. – №4. – С. 123-126.
13. Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384 с.
14. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка: Ок. 1900 словообразоват. единиц. – М.: Астрель, 2005. – 636 с.
15. Кадырова Г. Р. Теоретические подходы к понятию поля в лингвистике / Н. Ю. Стукова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – №12-2. – С. 237-241.
16. Караулов Ю. Н. Общая и русская идеография. – М.: Наука, 1976. –356 с.
17. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 350 с.
18. Комаровский Б. Б. Русская педагогическая терминология. – М.: Просвещение, 1967. – 311 с.
19. Кравцов С. М., Прохорова А. П. единицы фразеосемантического поля «говорение» на шкале «современное – устаревшее» / С. В. Беспалова // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: сборник трудов конференции. ДонНУ. Донецк, 25 октября, 2018 г. – Донецк, 2018. – С. 75-78.
20. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. – М.: Филол. фак. МГУ, 1996. – 245 с.
21. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, 1999. – № 10. – С. 9-13.
22. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – URL: https://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=говорение&from=xx&to=ru&did=&stype= (дата обращения: 20.04.2020).
23. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
24. Панькин В. М. Языковые контакты: краткий словарь / В. М. Панькин, А. В. Филиппов. – Москва: Флинта: Наука, 2011. – 156 с.
25. Пахомова Н. Ю. Учебное проектирование как деятельность // Вестник Московского государственного областного университета, 2010. – № 2. – С. 38-45.
26. Полевые структуры в системе языка / З. Д. Попова [и др.]. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1989. – 196 с.
27. Прохорова А. П. Аксиология фразеосемантических единиц фразеосемантического поля «говорение» (на материале русской и французской фразеологии) / Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В. Г. Гака: сборник статей по итогам международной конференции. Москва. Ростов-на-Дону, 16 марта, 2016 г. – Ростов-на-Дону, 2016. – С. 124-127.
28. Прохорова А. П. Системные и контекстуальные иронизмы в составе фразеосемантического поля «говорение» / Е. Е. Несмеянов // Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – №3. – С. 127-134.
29. Прохорова А. П. Фразеологические единицы фразеосемантического поля «говорение» в свете идей функциональной стилистики / В. Ю. Меликян // Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия: материалы международной науч.-практ. конф. «Донское книжное издательство». Ростов-на-Дону, 01 ноября-30 декабря, 2015 г. – Ростов-на-Дону, 2015. – С. 185-193.
30. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / Т. А. Ладыженская [и др.]. – М.: Просвещение, 2015 г. – 191 с.
31. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / Т. А. Ладыженская [и др.]. – М.: Просвещение, 2014 г. – 207 с.
32. Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников, 2002. – № 1. – С. 34-45.
33. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. – Т. 2. – М.: Народное образование, 2006. – 816 с.
34. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка: Материалы для лексической разработки заимствованных слов в рус. лит. речи: С портр. и краткой биогр. А.Н. Чудинова / Сост. под ред. А.Н. Чудинова. – Санкт-Петербург: В.И. Губинский, 1910. – 676 с.
35. Телия Е. Н. Большой фразеологический словарь русского языка [Электронный ресурс]. – URL: https://rus-phrase-dict.slovaronline.com/ (дата обращения: 20.04.2020).
36. Уфимцева А. А. Опыт изучения лексики как системы. – М.: Акад. наук СССР, 1988. – С. 287.
37. Фразеологический объяснительный словарь русского языка: более 1 000 идиом / под ред. А. Н. Баранова, Д. О. Добровольского. – М.: Эксмо, 2009. – 352 с.
38. Фразеосемантические поля. Подходы изучения. Инфоурок: ведущий образовательный портал России [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/frazeosemanticheskie-polya-podhodi-izucheniya-1097234.html (дата обращения: 20.04.2020).
39. Фразеологический словарь русского языка: свыше 4 000 словарных статей / под ред. А. И. Молоткова. – М.: Сов. энциклопедия, 1968. –544 с.
40. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы, 1998. – №3. – С. 11-16.
41. Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 470 с.
42. Шерстяных И. В. Научная и прикладная филология: современное состояние и перспективы [Электронный ресурс]: Материалы 74 смотра научно-исследовательских работ студентов (Иркутск, 25 апреля 2020 г.). Вып. 3 / отв. ред. И. В. Шерстяных. – Электрон. текст. дан. – Иркутск: Издательство «Аспринт», 2020. – 1 электрон. опт. диск (CD-R).
43. Эпштейн М. М. На исторических перекрестках. Метод проектов. – Санкт-Петербург: АНО "Образовательный центр "Участие", 2011. – 54 с.