ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...…3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……6
1.1. Молодежное предпринимательство как объект социологического анализа….6
1.2. Специфика молодежного предпринимательства…11
Глава 2. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСТВА…19
2.1. Социологические аспекты анализа формирования предпринимательской культуры студентов университетов…19
2.2. Ресурсы и проблемы студентов университета в освоении предпринимательской культуры и практики…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………34
Актуальность. Молодежь является движущей силой любого общества. Это та часть населения, которая должна обеспечивать социально-экономическое благополучие страны. Согласно концепции стратегии развития молодежного предпринимательства в РФ предполагается, что к 2025 году молодежь получит широкие возможности в предпринимательской сфере. Государство рассматривает молодежь в качестве «драйвера развития» . Особая роль в этой области отводится именным и адресным проектам студенческой молодежи. Здесь существенным оказывается то, что молодые люди, обучающиеся на гуманитарных направлениях, в сфере развития собственного предпринимательства ничем не уступают студентам, получающим техническое образование. Об этом заявляет президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов .
В настоящее время наблюдается достаточно высокий уровень безработицы российской молодежи, и это представляет значимую проблему. Молодежное предпринимательство может быть признано в качестве многообещающей альтернативы и, в случае активного продвижения, может также стать одним из ее решений. При активном содействии молодежное предпринимательство может содействовать росту экономики, снижению уровня безработицы, а также развитию общества в целом.
В связи с этим анализ возможностей вовлечения российской молодежи в предпринимательскую деятельность, и особенно – студентов, как правило, менее востребованных на рынке труда, является актуальным и представляет безусловный интерес.
Степень разработанности проблемы. Предпринимательская деятельность молодежи активно изучалась и изучается многими отечественными и зарубежными учеными. Сегодня в литературе присутствует множество подходов к определению предпринимательства и его исследованию. В данной области следует назвать труды П. Друкера, Р. Кантильона, Ф. Кене, Р. Коуза, К. Маркса, и Ф.Х. Найта, А. Смита, Ж.Б. Сэйя, Ж. Тюрго, Й. Шумпетера. Высока роль работ В.В. Радаева, который, в частности, попытался классифицировать подходы разных ученых.
Изучением предпринимательства занимались также такие известные социологи, как М. Вебер и П. Сорокин. На основе их трудов В. Позняков и Л. Филион создали собственные актуализированные концепции.
Различные аспекты российского молодежного предпринимательства изучались в работах Н.В. Ахияровой, Д.Ю. Воструховой, А.В. Ивановой, Е.Э. Кауровой, Е.Г. Руссковой.
В.В. Соколов изучал факторы, способствующие развитию молодежного предпринимательства в России. Т.А. Головина исследовала организации, которые оказывают поддержку молодым людям, принявшим решение открыть свой бизнес.
А.С. Тылис и Г.В. Пошехонова выделили специфические личностные черты молодежи, предопределяющие характер их предпринимательской деятельности. Г. А. Резник определил проблемы, с которыми сталкивается молодой предприниматель из-за своего специфического социально-экономического статуса.
Г.М. Мурзагалина и Д. Ф. Михнев исследовали внешние факторы, влияющие на молодежное предпринимательства. В частности, значимая роль отводилась учебным заведениям, обладающим возможностью сформировать у студентов предпринимательские способности.
Целью данной курсовой работы является определение возможностей университетских студентов в развитии молодежного предпринимательства.
Объектом исследования – молодежное предпринимательство.
Предметом исследования определены особенности формирования предпринимательской культуры студентов университетов.
Гипотеза исследования. Российские студенты различных направлений
подготовки обнаруживают недостаточную вовлеченность в освоение предпринимательской культуры. Большинство студентов не обладает необходимыми ресурсами для развития предпринимательской деятельности.
В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить подходы к определению молодежного предпринимательства как объекта социологического анализа.
2. Определить специфику молодежного предпринимательства.
3. Уточнить социологические аспекты анализа формирования предпринимательской культуры студентов университетов.
4. Прояснить ресурсы и проблемы студентов-университетов в освоении предпринимательской культуры и практики.
Основным методом исследования определен теоретико-социологический анализ источников по выбранной предметной области.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, четырех
параграфов, Заключения и Списка литературы, включающего 33 наименования источников.
В современном капиталистическом мире сложно игнорировать тот факт, что ключом к процветанию и стимулированию социально-экономического роста является поощрение предпринимательства среди их населения, особенно молодежи. Молодежное предпринимательство давно вызывает интерес для ученых из разных областей. Данное понятие всегда связано с такими явлением, как прибыль, инновации, риски и высокая ответственность.
Молодежное предпринимательство имеет свою специфику. Молодые люди более активны, мобильны. Они ставят перед собой высокие цели и упорно идут к ним, несмотря на риск и неопределенность. Они обладают творческим и инновационным мышлением, ищут способы для саморазвития и самоактуализации. Однако, следует отметить и негативные особенности: желание получить результат немедленно, здесь и сейчас; низкую компетентность в предпринимательской деятельности; и недостаточно серьезное отношение общества к молодым.
Университетская экосистема оказывает сильное влияние на формирование предпринимательского духа молодых людей. Однако в России существует важная проблема внедрения предпринимательской составляющей в учебную деятельность студентов. Кроме того, из-за высокой загруженности учебой, многие студенты не имеют возможности включения в предпринимательскую деятельность и откладывают ее на будущее.
Среди прочих барьеров выделяются также слабая система государственной поддержки, отсутствие стартового капитала и нежелание инвесторов выложить средства в молодежный бизнес. Но, несмотря на это, молодежь не стоит на месте, она ищет новые и современные возможности для развития своего предпринимательского потенциала. В этом ей начинает активно помогать государство, стараясь внедрить в ВУЗы современные образовательные программы, связанные с повышением уровня компетенций в предпринимательской сфере.
1. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 «Послание Президента Федеральному Собранию». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382666/
3. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/65524
4. Ахиярова Н.В. Социально-управленческие проблемы государственной поддержки молодежного предпринимательства в республике Башкортостан, автореферат, Уфимский государственный нефтяной технический университет, – Уфа, – 2009. – 21 с.
5. Бурнашева Э.П. Развитие предпринимательских компетенций студентов как основная идея Центра поддержки предпринимательства в вузе // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 10. – С. 3827-3838.
6. Валерий Фальков: технологические предприниматели меняют мир // Минобрнауки России : сайт. – URL: https://vk.com/away.php?utf=1&to=https://t.me/minobrnaukiofficial/3684 (дата обращения: 04.04.2023)
7. Вострухина Д.Ю. Разработка концепции развития молодежного предпринимательства (на примере г. Таганрога), Современные наукоемкие технологии. – М., 2014, №7-3. – С. 81-82.
8. В России число молодых предпринимателей в 2022 году превысило 4,4 млн человек // Мой бизнес : сайт. – URL: https://xn--90aifddrld7a.xn--p1ai/novosti/news/chislo-molodykh-predprinimateley-v-rossii-v-2022-godu-prevysilo-4-4-mln-chelovek (дата обращения: 04.04.2023)
9. Головина Т.А., Меркулов П.А., Полянин А.В. Государственная поддержка молодежного предпринимательства в России [Электронный ресурс] / Экономическая политика. – 2017. №5. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-molodezhnogo-predprinimatelstva-v-rossii.
10. Иванова А.В. Комплексная оценка факторов развития молодежного предпринимательства в университетской среде: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург. – 2013. – 275с.
11. Как стать успешным предпринимателем в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.prim.ranepa.ru/news/novosti_457.html.
12. Каурова Е.Э. Анализ международной практики финансовой поддержки молодежного предпринимательства / Е.Э. Каурова, Е.Г. Русскова // Современные проблемы науки и образования. – М., 2015, № 2-2. – С. 416-423.
13. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: Стат.сб. / М 19 Росстат. – M., 2017. – 78 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/mal-pred17.pdf
14. Мокроносов А. Г, Маврина И. Н. Эволюция научных взглядов на социально-экономическую сущность предпринимательства // Евразийский научный журнал. 2016. №8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-nauchnyh-vzglyadov-na-sotsialno-ekonomicheskuyususchnost-predprinimatelstva
15. Молодежное предпринимательство: проблемы и решения // Гарант.ру информационно-правовой портал URL: https://studbooks.net/1747731/ekonomika/statisticheskaya_otsenka_razvitiya_molodezhnogo_predprinimatelstva_rossii (дата обращения: 03.04.2023).
16. Молодежное предпринимательство: проблемы и решения // Гарант. Ру информационно-правовой портал : сайт. – URL: https://www.garant.ru/news/1468805/ (дата обращения: 04.04.2023)
17. Молодые люди в возрасте до 35 лет – более успешные предприниматели во всем мире. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/11/11/616309-molodie-lyudi-vozraste-do-35-let-bolee-uspeshnie-predprinimateli-vo-vsem-mire
18. Население России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bdex.ru/naselenie/russia/#:~:text=На%201%20декабря%202022%20численность,62%20787%20626%20человек%2C%20пожилых
19. Пошехонова Г.В., Тылис А.С. Современные приоритеты развития молодежного предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/86149/1/978-5-7996-3053-9_2020_047.pdf.
20. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНАХ СТУДЕНТА: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ // Еlar.urfu : сайт. – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/46855/1/klo_2017_099.pdf (дата обращения: 04.04.2023)
21. Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – С. 202–204.
22. Резник Г. А. Студенческое предпринимательство в вузе: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / ПСЭ. 2010. №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskoe-predprinimatelstvo-v-vuze-problemy-i-perspektivy-razvitiya.
23. Роль университетской среды в формировании предпринимательской культуры студентов // CyberLeninka : сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-universitetskoy-sredy-v-formirovanii-predprinimatelskoy-kultury-studentov/viewer (дата обращения: 04.04.2023)
24. Соколов В. В. Молодежное предпринимательство в системе приоритетов государственной молодежной политики: состояние и механизмы поддержки [Электронный ресурс] / Среднерусский вестник общественных наук. – 2017. №4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnoe-predprinimatelstvo-v-sisteme-prioritetov-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-sostoyanie-i-mehanizmy-podderzhki (дата обращения: 29.11.2022).
25. Статистическая оценка развития молодежного предпринимательства России // Studbooks.net URL: https://studbooks.net/1747731/ekonomika/statisticheskaya_otsenka_razvitiya_molodezhnogo_predprinimatelstva_rossii (дата обращения: 03.04.2023).
26. Студенческое предпринимательство в вузе: проблемы и перспективы развития // CyberLeninka : сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskoe-predprinimatelstvo-v-vuze-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 04.04.2023)
27. ФАС в СМИ: на ВЭФ запустили программу по развитию молодежного предпринимательства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fas.gov.ru/publications/23242.
28. Фурсова В.В. Ф95 Социология предпринимательства: учеб.-метод. пособие / В.В. Фур-. сова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – 48 с.
29. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха: Пер. с англ. – М.: Прогресс-Универс, 1991. – 120 с.
30. Шафранская И. Н. Можно ли научить предпринимательству: факторы формирования предпринимательских намерений студентов. Университетское управление: практика и анализ. 2019; 23(3): 79–93. DOI: 10.15826/umpa.2019.03.021
31. Шумпетер Й. История экономического анализа: в 3 т. – Т. 2. СПб. : Экономическая школа, 2004. – 496 с.
32. Hagen, E. E. How economic growth begins: A theory of social change. Journal of Social Issues, 19(1). 1963. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1505877.
33. Pawar, P. (2013) ‘Social Sciences Perspectives on Entrepreneurship’, Developing Country Studies, 3 (9). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.895.7530&rep=rep1&type=pdf