Введение 3
Глава 1 Следственный комитета Российской Федерации- образование, структура, задачи и принципы работы 5
1.1. Создание Следственного комитета Российской Федерации как независимого государственного органа в системе государственной службы 5
1.2. Структура и основные задачи и принципы Следственного комитета РФ 11
Глава 2 Полномочия Следственного комитета Российской Федерации 17
Заключение 25
Список использованной литературы 28
В нашем государстве существует большое количество ведомств и организаций, обеспечивающих конституционный строй, но важнейшую роль в поддержании правопорядка внутри страны играют силовые структуры, такие как СК РФ, ФСБ и МВД. Следственный комитет Российской Федерации занимает видное место в правоохранительной системе Российской Федерации. Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, и иными органами.
В систему Следственного комитета входят учреждения Следственного комитета (судебно-медицинские учреждения, научные, образовательные, санаторно-курортные, спортивные и спортивные организации, организации культуры, редакции электронных и печатных изданий, типографии, а также другие организации). создан для обеспечения работы следственного комитета. Председатель следственного комитета несет персональную ответственность за реализацию задач следственного комитета и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Существенный вклад в теоретическую разработку данных вопросов формирования единого следственного органа внесли такие авторы как: Александров А.С., Головко Л.В., Запорощенко А.М., Серов Д.О. , Смирнова Г.К., Чаплыгин В.Н., Шейфер С.А., Щербакова С.Л
Актуальностью исследования является Следственный комитет РФ: основные положения и полномочия.
Цель исследования основные положения и полномочия Следственного комитета в РФ.
Исходя из цели курсовой работы можно выделить такие задачи:
дать общее описание создания Следственного комитета Р Ф как независимого государственного органа в системе государственной службы;
изучить структуру, основные задачи и принципы Следственного комитета РФ;
определить деятельность следственного комитета и его полномочия.
Объект исследования – определить правовое отношение к деятельности и полномочиям Следственного комитета РФ.
Предмет исследования положения и полномочия Следственного комитета в РФ.
Методы исследования: формально-юридический, конкретно-социологический, статистический. На основе познания государственно-правовых явлений, конкретизация информационно-правовой основы по исследуемой теме, обобщения, сравнения и статистического изучения элементов, анализа литературных источников и документов, а также иных методов научного анализа и исследования достигается раскрытие цели исследования.
Теоретическое значение работы – материалы могут быть использованы для понимания области юриспруденции о полномочиях и деятельности Следственного комитета в РФ.
Практическая значимость – материалы работы могут быть использованы в процессе работы.
Структура курсовой работы содержит – введение, главы, заключение, список литературы.
Следственный комитет РФ –это федеральная централизованная система, в которой сосредоточены следственные органы и учреждения, работающая и функционирующая на базе полного подчинения нижестоящих глав вышестоящим руководителям и Председателю СК РФ. Служба считается и является особым видом существующей государственной службы, что показывает и свидетельствует о наличии у всех сотрудников специального правового статуса. Следователи Следственного комитета России ведут и расследуют уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях против личности, общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, порядка управления, правосудия и в сфере экономики.
Правовой основой работы и деятельности Следственного комитета есть Конституция Российской Федерации, принятые общепризнанные принципы и утверждённые нормы международного права и международные договоры Р Ф, принятые федеральные и конституционные законы. Руководство деятельностью осуществляет Президент России.
Положение о Следственном комитете Российской Федерации утверждается Президентом РФ.
Следственный комитет Российской Федерации имеет организационную структуру и состоит из системы учреждений, органов и ведомств. Следственный комитет Российской Федерации возглавляет Председатель Следственного комитета. Деятельность Следственного комитета Российской Федерации возглавляет Президент. Надзор за исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации возложен на Генерального прокурора РФ и подчинённых ему прокуроров в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
Принципами деятельности Следственного комитета Российской Федерации являются правила поведения, сопоставляемые с закономерностями развития современного российского общества. К принципам работы относятся такие принципы, как: принцип единства и централизации Следственного комитета Российской Федерации, принцип независимости, принцип гласности, принцип беспартийности, информированности федеральных органов власти, а также государственных органов. органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по результатам следственной деятельности, когда совмещение деятельности в Следственном комитете Российской Федерации с другими видами оплачиваемой деятельности не допускается, а также принцип обязательности соблюдения с требованиями сотрудников Следственного комитета.
Полномочия в юридическом смысле – это права и обязанности государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица или иных участников общественных отношений, установленные правовым актом. Из этой формулировки следует, что право, предоставленное законодательным органом, обременено рядом обязательств. В правовом статусе Следственного комитета РФ прав и обязанностей, которыми обладает Следственный комитет как государственный орган для решения поставленных перед ним задач и определяющим перечнем полномочий Следственного комитета Российской Федерации является Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38 (ред. от 26.06.2023) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации»)
В соответствии с определёнными полномочиями Следственный комитет принимает участие в проведении по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Следственный комитет не только вправе рассматривать жалобы, заявления, обращения граждан, содержащие сведения о нарушении их законных прав и интересов, но в силу законодательного закрепления и обязан реагировать на вопросы о нарушениях законности и принимать соответствующие меры по их устранению.
Создание Следственного комитета Российской Федерации стало реализацией идеи разделения следственных функций и прокурорского надзора, произошло переосмысление форм и методов реализации прокурорской надзорной функции за процессуальной деятельностью следственных органов.
1. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О Следственном комитете Российской Федерации»
2. Указ Президента РФ от 27.09.2010 N 1182 (ред. от 14.01.2011) «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации»
3. Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38 (ред. от 26.06.2023) «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с «Положением о Следственном комитете Российской Федерации»)
4. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 29.05.2023) «О чрезвычайном положении»
5. Божьева В. П. Правоохранительные органы России. / В. П. Божьева. – М.: Юрайт, 2019. 2019. – 2986 с
6. Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы. / К. Ф. Гуценко., М. А. Ковалев– М.: Юрайт, 2002. – 245 с.
7. Запорощенко А. М. Некоторые проблемы создания единого следственного органа в Российской Федерации / А. М. Запорощенко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. –2014. – № 1. – С. 41.
8. Игишев К. А. Правоохранительные органы Российской Федерации. / К. А. Игишев. –Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. –98 с
9. Ласкина Н. В. Судебные представители – лица, участвующие в деле. / Н. В. Ласкина // Современное право. 2018. № 3(1). С.32-38.
10. Лоза Т.В. История создания и становления следственного комитета Российской Федерации// Наука. Общество. Государство. 2019.№1. –С.42–48.
11. Лонь С.Л. Правоохранительные органы: учебник. – 5-е изд., испр. и доп. / С.Л. Лонь. – Томск: НТЛ, 2021. – 640 с.
12. Лукоянов Я.Н. Реализация принципа гласности в деятельности Следственного комитета Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. –2016. № 5. –С. 249-252.
13. Медведев В.А. К вопросу о системе и структуре органов Следственного комитета // Современное право. 2018. № 8(1).
14. Панферов М.В. Понятие уголовного преследования: содержание, формы и виды// Законность и правопорядок в современном обществе. –2017. –№2-2.
15. Романовский Г.Б. Правовой статус Следственного комитета Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. – 2018. №1 С.62-78.
16. Стойко Н.Г Правоохранительные органы. / Н.Г. Стойко, Кирилловой, И.И. Лодыженской. – М.: Юрайт, 2019. – 430 с.
17. Шалитаев В.Ю. Следственный комитет Российской Федерации –важнейший элемент конституционного строя. // Проблемы экономики и юридической практики –2015. – № 3(1). – С.42-48.
18. Шапкин М.А. Правоохранительные органы/ М.А. Шапкин – М.: Омега-Л, 2017. –381 с.
19. Яшин А. В., Щербакова С. А. История становления и развития Следственного комитета Российской Федерации / А.В. Яшин, С.А. Щербакова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2017. - № 3 (11). С. 87-91.