Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты изучения феномена русской дворянской усадьбы в художественной литературе 9
1.1 Русская дворянская усадьба как пространство смыслов 9
1.2 Трактовки категории «мотив» в отечественном литературоведении .. 13
1.3 Бытовая деталь как неотъемлемая единица художественного мира
произведения 21
Глава 2 Изображение русской дворянской усадьбы в художественной литературе XIX века 28
2.1 Русская дворянская усадьба в романе «Господа Головлевы» М.Е.
Салтыкова-Щедрина 28
2.2 Русская дворянская усадьба в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя .. 38
2.3 Русская дворянская усадьба в романе «Дворянское гнездо» И.С.
Тургенева 46
Заключение 56
Список используемой литературы и используемых источников 59
Приложение А Сценарий проведенного тематического внеклассного мероприятия по литературе 63
Дворянская усадьба является одним из интереснейших феноменов в русской культуре, с которым связано множество вопросов, неразрешенных до настоящего момента. Явление усадьбы в России корнями уходит в XVI век, но своего расцвета достигает в первой половине XIX века. Усадьба того времени важную культурную роль родного дома, «потомственного гнезда», была наполнена воспоминаниями о предках, пропитана их традициями, укладом жизни и правилами, передававшимися из поколения в поколение.
Русская усадьба для России является не только характерным явлением истории и культуры, но и ярким литературным образом, заключающим в себе множество скрытых смыслов. В XIX веке в русской жизни параллельно происходят два взаимоисключающих процесса: усадебная культура
постепенно приходит в упадок и разрушается (как результат отмены крепостного права), и в то же время в литературе возрастает интерес к явлению дворянской усадьбы. Ее образ становится одним из наиболее частотных и, вместе с тем, сопровождается переосмыслением авторами множества вопросов, связанных с дворянским бытом, литературой и культурой того времени, а также с вопросами, характеризующими дальнейшие пути развития России.
Для понимания символической значимости образа русской дворянской усадьбы необходимо обратить внимание на ее вещную сторону, обратиться к быту. Идея эстетического осмысления повседневности подразумевает, что «предметность полна смыслов», именно поэтому представляется возможным проникнуть в сущность образа через детали, из которых он складывается.
В последние десятилетия в отечественном литературоведении фиксируется особый интерес к рассмотрению усадебной жизни и культуры. В литературоведческих работах Р.С. Спивак, Т.П. Каждан , В.Г. Щукина, Л.Е. Городновой , В.А. Доманского освещены некоторые общие аспекты образа дворянской усадьбы на материале ограниченного круга писателей (Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, Ф.К. Сологуб), однако единого, комплексного исследования, посвященного анализу мира русской дворянской усадьбы в произведениях нет, и в творчестве многих авторов XIX века этот вопрос остается не до конца изученным.
Актуальность данного исследования связана с необходимостью конкретизировать образ русской дворянской усадьбы в литературных произведениях XIX века. Это поможет лучше понять замысел автора, отражающий в том числе в пространственно-символических образах и деталях.
Объектом исследования являются произведения «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева.
Предмет выпускной квалификационной работы - образ дворянской усадьба в литературных произведениях XIX века.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление и осмысление особенностей образа дворянской усадьбы как центрального символа русской культуры в литературе XIX века и способов для ее изображения с учетом замысла автора.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
• рассмотреть особенности функционирования художественной детали в произведениях XIX века с учетом мотивной организации текста и авторского замысла;
• выявить особенности художественного восприятия М.Е. Салтыкова- Щедрина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева для понимания своеобразия, а также символической наполняемости образа русской дворянской усадьбы в романах данных авторов;
- рассмотреть русскую дворянскую усадьбу как художественное пространство, реализующее свое символическое значение посредством
художественных деталях в указанных романах.
Проведенное исследование теоретического материала по проблеме выпускной квалификационной работы показало, что мир дворянской усадьбы в русской литературе XIX века самодостаточный и цельный. Усадьба в восприятии автора может быть представлена как пространство идиллическое, хаотичное или находящее на рубеже гармонии и диссонанса. Дворянская усадьба обладает определенными ценностными ориентирами: в первую очередь семейными, а также духовными, культурными и историческими, непременно передающимися потомкам. В отечественной литературной традиции XIX века усадьба зачастую соединяет в себе объекта и субъекта действия, и таким образом становится соучастником и полноправным действующим лицом произведения. В рамках замысла автора дворянская усадьба, представляющая пространство смыслов, имеет символическое значение. Особую роль в создании образа дворянской усадьбы играет художественная деталь, передающая вещный мир дома.
Мотив как особая категория литературоведения имеет множество подходов к исследованию. Мотив способен углублять и расширять проблематику текста. Он имеет эстетическую значимость и семиотическую целостность, высокую повторяемость и вариативность в событийных реализациях. Мотив способен продвигать сюжет вперед, так как заключает в себе тема-рематическое единство. Анализ мотивов, заключенных в мире дворянской усадьбы может стать способом постижения авторской идеи.
Деталь является неотъемлемым элементом мира художественного произведения. Бытовая художественная деталь является для писателя способом отражения авторской оценки, предоставляет возможность отразить многое через малое, способна открыто подчеркивать характерные черты своих владельцев или же напротив шифрует скрытые смыслы. Также художественная бытовая деталь заключает в себе историческую, культурную и эстетическую ценности. В пределах мотивной организации произведения образ дворянской усадьбы раскрывается посредством художественных деталей.
Для романов «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева образ русской дворянской усадьбы является центральным.
В романе «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина образ русской дворянской усадьбы в литературе кардинально пересматривается, переосмысляется, наделяется негативной коннотацией. Имение семьи Головлевых разрушается параллельно духовному и физическому умиранию его обитателей. Бытовые детали сливаются и образовывают единый сквозной мотив всеобщего разрушения. Салтыков-Щедрин изображает личность в момент ее наивысшего духовного кризиса, поместье же представлено автором как живое явление, как некая сущность, перенимающая качества своих владельцев и умирающая вслед за ними. Головлево, вопреки традиционному представлению дома, является сосредоточением хаоса и разрушения, в родовом своем поместье герои не находят защиты и приюта. Дворянская усадьба в романе представляет собой проекцию на царскую Россию в момент отмены крепостного права.
В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь обращается к духовнонравственной проблематике человека, акцентируя внимание на месте его обитания. Усадьбы помещиков представляют собой некий собирательный образ России середины XIX века, пороки которой нашли воплощение в своих обитателях. Пространство их жилищ с полнотой отражает моральное и духовное состояние дворян. Гоголь выдвигает проблему единства духовной жизни человека и материального окружения, говорит о их неразрывной связи, взаимопроникновении их характеристик в друг друга. Каждая вещь, фигурирующая в усадебном мире, обращает на себя внимание, указывает на метаморфозы, происходящие с поместьем, и вместе с тем, обличает жизнь и нравы помещиков всей России. Образ дворянской усадьбы отражает мировоззренческие установки эпохи, те реалии, которые окружали автора.
...
1. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л. : Наука, 1983. 188 с.
2. Баранова Е.П. Российское дворянство в начале XX века: экономический статус и социальный облик. М., 2008. 351 с.
3. Барт Р. Избранный работы: Семиотика: Поэтика. М. : Прогресс, 1989. 616 с.
4. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М. : «Худож. лит.», 1975. 504 с.
5. Башляр Г. Поэтика пространства. М. : Ад Маргинем Пресс, 2020. 320 с.
6. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. М. : Высш. шк., 1989. 160 с.
7. Белый А. Мастерство Гоголя. - М. ; Л., 1934. 355 с.
8. Бем А.Л. К уяснению историко-литературных понятий // Известия Отделения русского языка и литературы Академии наук, 1919. С. 225-245.
9. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940. 648 с.
10. Волкова Е.В. Концепции мотива в современном литературоведении // Преподаватель XXI век. 2008. №1. С. 89-94.
11. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. М. : Наука, 1993. 304 с.
12. Гачев Г.Д. Философия быта как бытия. М. : Фонд «Мир», 2019. 735 с.
13. Гоголь Н.В. Мертвые души: Поэма. М. : Худож. лит., 1985. 368 с.
14. Городнова Л.Е, Феномен провинциальной дворянской усадьбы в культурном пространстве России. : автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Тамбов, 2010. 28 с.
15. Гузар З.П. Художественная деталь в произведениях Ивана Франко
бориславского цикла. : автореф. дисс. . канд. филол. наук. Львов, 1970. 23 с.
... всего 54 источника