Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности организации сферы розничной торговли (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Владимирский филиал))
Объект исследования - ООО «АвтоГлобус» (г. Владимир).
Основной вид деятельности – торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов.
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы анализа эффективности деятельности организации 5
1.1 Специфика и законодательное регулирование деятельности организаций розничной торговли 5
1.2 Финансовый анализ и его роль в принятии управленческих решений 11
1.3 Показатели эффективности деятельности организации и их анализ 16
Глава 2 Анализ эффективности деятельности ООО «АвтоГлобус» 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «АвтоГлобус» 23
2.2 Анализ финансового положения ООО «АвтоГлобус» 29
2.3 Анализ эффективности деятельности ООО «АвтоГлобус» 35
Глава 3 Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности ООО «АвтоГлобус» 44
3.1 Мероприятия по повышению эффективности деятельности ООО «АвтоГлобус» 44
3.2 Оценка эффективности мероприятий по повышению эффективности деятельности ООО «АвтоГлобус» 47
Заключение 52
Библиографический список 55
Приложение А 62
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что в современных условиях активно развивающейся среды российского рынка торговля играет ключевую роль, являясь одним из важнейших стратегических секторов экономики страны. Повышение числа федеральных, региональных и малых розничных сетей приводит к увеличению притока инвестиций в эту сферу национальной экономики, расширению товарного ассортимента и улучшению инфраструктуры.
В данных условиях современной экономики, где конкуренция становится все более жесткой, потребители имеют широкий выбор и могут легко переключиться на другого продавца, торговые организации должны постоянно искать способы улучшения своей деятельности.
Повышение эффективности деятельности торговой организации приводит к увеличению прибыли и улучшению финансовых показателей, что способствует ее устойчивому развитию и росту.
Грамотные разработанные мероприятия по повышению эффективности деятельности торговой организации позволяют ей адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и требованиям потребителей.
В целом, разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности организации в сфере торговли является актуальной задачей, которая может привести к улучшению финансовых показателей, адаптации к изменяющимся условиям рынка и устойчивому развитию предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности организации сферы розничной торговли.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить специфику и законодательное регулирование деятельности организаций розничной торговли;
- рассмотреть финансовый анализ и его роль в принятии управленческих решений;
- изучить показатели эффективности деятельности организации и их анализ;
- описать организационно-экономическую характеристику ООО «АвтоГлобус»;
- проанализировать финансовое положение ООО «АвтоГлобус»;
- проанализировать эффективность деятельности ООО «АвтоГлобус»;
- предложить мероприятия по повышению эффективности деятельности ООО «АвтоГлобус»;
- оценить эффективность мероприятий по повышению эффективности деятельности ООО «АвтоГлобус».
Объектом исследования является ООО «АвтоГлобус».
Предмет исследования – эффективность деятельности организации сферы розничной торговли.
Методы исследования. При выполнении работы был использован ряд методов, представленных статистико-экономическим методом, методом оценки и сравнения финансовых показателей компании, графическим методом представления данных.
Информационную базу исследования составили: учебная литература и пособия, статьи из периодических изданий, монографии, бухгалтерская отчетность предприятия.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций, которые могут быть использованы ООО «АвтоГлобус».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Розничная торговля – это отрасль экономики, которая охватывает продажу товаров и услуг конечным потребителям. В розничной торговле товары продаются непосредственно потребителям через магазины, супермаркеты, интернет-магазины, рынки и другие точки продаж. Розничная торговля предлагает товары в небольших количествах, которые соответствуют потребностям конечных потребителей. В соответствии с системным походом в комплексном анализе эффективности организации применяются частные и обобщающие показатели. Частные показатели отражают эффективность в определенных областях деятельности предприятия или использовании ресурсов отдельно взятых. Обобщающие показатели эффективности, с другой стороны, представляют собой показатели, которые характеризуют эффективность деятельности организации в целом или использование всех ресурсов организации вместе взятых. К данным показателям относятся прибыли и рентабельность.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступало ООО «АвтоГлобус», которое работает на рынке автозапчастей г. Владимира и имеет сеть магазинов с аналогичным названием.
Анализ эффективности деятельности показал, что, трудовые ресурсы в ООО «АвтоГлобус» использовались эффективно, производительность труда в динамики за анализируемый период растет. Основные и оборотные средства в 2022 г. к 2021 г. использовались неэффективно: фондоотдача снижалась и увеличивался период оборота оборотных средств. Количество магазинов в 2022 г. по сравнению с 2021 г. увеличилось на 1 единицу, а торговая площадь на 50 кв.м. Баланс ООО «АвтоГлобус» не является полностью ликвидным. Так наблюдается дефицит наиболее ликвидных активы по отношению к наиболее срочным обязательствам на протяжении всего периода. По труднореализуемым активам в 2022 г. наблюдается значительный рост, что привело к недостатку собственных средств для их покрытия. Основная проблема ООО «АвтоГлобус» связана с преобладаем заемного капитала над собственным, что увеличивает финансовые риски. За 2020-2022 гг. имело 4 тип финансовой устойчивости – кризисное.
В 2022 г. по сравнению с 2021 г. при соотношении темпов роста чистой прибыли и выручки от продаж следует, что выручка растет быстрее, чем чистая прибыль. Это указывает на неэффективное управление себестоимость продаж и снижение маржинальности.
В 2021 г. к 2020 г. прибыль от продаж увеличивается по всем товарным группам, больший рост происходит по следующим товарным группам: автозапчасти на RENAULT, шины/диски. В 2022 г. к 2021 г. также происходит увеличение прибыли от продаж практически по всем товарным группам, кроме аккумуляторов. Наибольшее увеличение прибыли от продаж приносили товарные группы: шины/диски, автостекло, автозапчасти на ГАЗ и автозапчасти на ВАЗ. Основную долю прибыли от продаж, занимала товарная группа шины и диски. Наибольшую рентабельность продаж в 2020 г. приносила товарная группа автостекла, в 2021 г. и в 2022 г. товарная группа автохимия, что связано с более высокой торговой наценки на данные группы.
Проведенный анализ эффективности деятельности ООО «АвтоГлобус» позволил выявить основные проблемы в организации:
1. Недостаточное проведение различных акций, стимулирующих сбыт различных товарных групп. Так ООО «АвтоГлобус» предлагает только скидки, а именно: при покупке комплекта шин (от 4-х штук) или дисков покупатель получаете скидку на услуги шиномонтажа - 10%; возврат товара в течении 90 дней; программа «Утилизация» – при покупке нового аккумулятора, покупатель может сдать старый аккумулятор и получить скидку 10% на новый; доставка – бесплатная для покупателя только в черте города Владимира.
2. Неэффективное управление себестоимость продаж и снижение маржинальности.
3. В организационной структуре управления не предусмотрена должность экономиста. Несмотря на увеличение прибыли от продаж не все товарные группы имеют высокую рентабельность продаж, что связано с более высокой торговой наценки на данные группы. Для правильного установление торговой наценки по каждой товарной группе необходимо проводить сопоставим анализ выручки от продаж, прибыли от продаж и рентабельности продаж. Данный анализ в ООО «АвтоГлобус» не проводится.
Для повышения эффективности деятельности в ООО «АвтоГлобус» предлагается:
1. Для контроля над себестоимостью продаж и установление конкурентных и выгодных цен на товарные группы автозапчестей предлагается усовершенствовать организационную структуру в ООО «АвтоГлобус», включив в нее должность экономиста.
2. Для стимулирования сбыта предлагается провести акцию «Подарки от «АвтоГлобус» по товарным группам, а именно автоаксессуары, автоэлектрика, инструмент, автотепло, шумоизоляция, пистоны, которые занимают небольшую долю (меньше 6%) в прибыли от продаж.
После предложенных мероприятий выручка от реализации увеличится на 9782 тыс.руб., себестоимость на 858 тыс.руб., коммерческие расходы на 1406 тыс.руб., прибыль от продаж на 7519 тыс.руб., чистая прибыль на 6015 тыс.руб. Предложенные мероприятия являются эффективными.
1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (ред. от 24.07.2023 г.). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 05.03.2024 г.). – Текст: электронный.
2. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (ред. от ред. от 04.08.2023 г.). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 05.03.2024 г.). – Текст: электронный.
3. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (в ред. от 04.08.2023 г.) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95629/ (дата обращения 05.03.2024 г.). – Текст: электронный.
4. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения 05.03.2024 г.). – Текст: электронный.
5. ГОСТ Р 51303-2023 «Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 30.06.2023 № 469-ст)- Введ. 01.10.2023 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_457788/ (дата обращения 05.03.2024 г.). – Текст: электронный.
6. ГОСТ Р 70760-2023 «Торговля. Услуги доставки товаров розничным покупателям. Общие требования» (утв. Приказом Росстандарта от 31.05.2023 № 358-ст)- Введ. 01.12.2023 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=252897(дата обращения 05.03.2024 г.). – Текст: электронный.
Учебные пособия
7. Ендовицкий, Д. А., Финансовый анализ : учебник / Д. А. Ендовицкий, Н. П. Любушин, Н. Э. Бабичева. — Москва : КноРус, 2020. — 300 с. – Текст : непосредственный.
8. Ефимова, О. В., Финансовый анализ: инструментарий обоснования экономических решений : учебник / О. В. Ефимова. — Москва : КноРус, 2023. — 320 с. – Текст : непосредственный.
9. Жилкина, А. Н. Финансовый анализ : учебник и практикум для вузов / А. Н. Жилкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 285 с. – Текст : непосредственный.
10. Иванов, Г. Г. Экономика торговой организации: учебник / Г.Г. Иванов. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 182 с. – Текст : непосредственный.
11. Маркарьян, Э. А., Экономический анализ хозяйственной деятельности : учебное пособие / Э. А. Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. — Москва : КноРус, 2023. — 534 с. – Текст : непосредственный.
12. Пласкова, Н. С. Финансовый анализ деятельности организации : учебник / Н.С. Пласкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 372 с. – Текст : непосредственный.
13. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г.В. Савицкая. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 378 с. – Текст : непосредственный.
14. Финансовый анализ : учебник и практикум для вузов / И. Ю. Евстафьева [и др.] ; под общей редакцией И. Ю. Евстафьевой, В. А. Черненко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 337 с. – Текст : непосредственный.
15. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций : практическое пособие / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 208 с. – Текст : непосредственный.
16. Экономика организации: учебник и практикум для вузов / Л.А. Чалдаева [и др.]; под редакцией Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 344 с. – Текст : непосредственный.
Статьи
17. Агапов, И. А. Прибыль и рентабельность в оценке эффективности деятельности организации / И. А. Агапов, Е. П. Жуляев // Актуальные вопросы современной экономики. – 2022. – № 4. – С. 129-134. – Текст : непосредственный.
18. Арсёнова М.С. Анализ товарооборота как инструмент принятия решений в организациях торговли // Обеспечение достижения устойчивого роста социально-экономического потенциала регионов в условиях развития цифровой среды : материалы Всерос. очно-заоч. науч.-практ. конф. – Орёл, 2021. – С. 149-153. – Текст : непосредственный.
19. Арская, Е. В. Понятия, сущность и функции розничной торговли в современных условиях / Е. В. Арская, Л. В. Усатова, В. Н. Подмокова // Белгородский экономический вестник. – 2021. – № 1(101). – С. 152-157. – Текст : непосредственный.
20. Батылина, Н. А. Классификация показателей эффективности деятельности организации / Н. А. Батылина, Ю. С. Лукьянова // In Situ. – 2022. – № 10. – С. 70-74. – Текст : непосредственный.
21. Васильева, А. С. Финансовый анализ и его роль в принятии управленческих решений в организации / А. С. Васильева, Е. В. Крюкова // Инновационные аспекты развития региона: практика, проблемы, перспективы : Материалы II Международной научно-практической конференции, Астрахань, 01–30 апреля 2021 года / Сост. Е.В. Крюкова. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом "Астраханский университет", 2021. – С. 38-42. – Текст : непосредственный.
22. Гильдебрант, А. В. Методы анализа прибыли и рентабельности в современных условиях / А. В. Гильдебрант // Устойчивое экономическое развитие: проблемы и перспективы : сборник научных статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции, Новосибирск, 09 декабря 2023 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", 2024. – С. 79-84. – Текст : непосредственный.
23. Дадашев, А. З. Система показателей эффективности в комплексном экономическом анализе деятельности коммерческой организации / А. З. Дадашев // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2022. – Т. 2, № 11(131). – С. 101-106. – Текст : непосредственный.
24. Джабраилова, Л. Х. Теоретические аспекты анализа розничного товарооборота и проблемы увеличения продажи товаров / Л. Х. Джабраилова, Л. А. Бибулатова, Я. М. Х. Джумаева // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. – 2023. – № 1(41). – С. 98-108. – Текст : непосредственный.
25. Ибадова, Л. М. Розничная торговля: сущность, функции, инструменты развития в современной экономике / Л. М. Ибадова, Е. А. Разомасова // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. – № 11. – С. 208-212. – Текст : непосредственный.
26. Касливцева, Е. Е. Особенности правового регулирования розничной торговли сетевого типа / Е. Е. Касливцева, С. В. Шурманова // Аллея науки. – 2020. – Т. 1, № 12(51). – С. 762-764. – Текст : непосредственный.
27. Кахаров, А. С. Понятия и сущность розничной торговли / А. С. Кахаров // Юность и знания - гарантия успеха -2023 : Сборник научных статей 10-й Международной молодежной научной конференции. В 2-х томах, Курск, 19–20 сентября 2023 года / Редколлегия: А.А. Горохов (отв. редактор). Том 1. – Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2023. – С. 139-142. – Текст : непосредственный.
28. Князева, В. С. Основные финансовые показатели и влияние их на эффективность деятельности организации / В. С. Князева // Роль учёта, контроля и управления в системе обеспечения устойчивого развития государственного и коммерческого секторов экономики, Симферополь, 29 апреля 2021 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2021. – С. 472-474. – Текст : непосредственный.
29. Кривицкая, Т.В. Розничный товарооборот как определяющий фактор эффективности функционирования торговой организации/ Т.В. Кривицкая // Экономика и управление: социальный, экономический и инженерный аспекты : сб. науч. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. – Брест : БрГТУ, 2022. – Ч. 1. – С. 90–94. – Текст : непосредственный.
30. Лопастейская, Л. Г. Способы увеличения продаж в магазинах розничной торговли / Л. Г. Лопастейская, О. В. Неделькина // ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ и ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ в НАУКЕ и ОБРАЗОВАНИИ : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Оренбург, 14 апреля 2021 года. – Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2021. – С. 129-131. – Текст : непосредственный.
31. Патрушева, А. А. Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический аспект / А. А. Патрушева // Устойчивое экономическое развитие: проблемы и перспективы : сборник научных статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции, Новосибирск, 09 декабря 2023 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", 2024. – С. 219-221. – Текст : непосредственный.
32. Пичуева, А. А. Понятие и виды эффективности организации, система показателей экономической эффективности / А. А. Пичуева // Актуальные вопросы общества, науки и образования : сборник статей IX Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 декабря 2023 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 87-90. – Текст : непосредственный.
33. Попова, Е. К. Оптимизация показателей продаж в розничной торговле / Е. К. Попова // Актуальные проблемы экономики современной России : Сборник материалов Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 17 мая 2021 года / Под редакцией М.В. Казаковцевой. Том Выпуск 8. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2021. – С. 209-213. – Текст : непосредственный.
34. Поляков, С. М. Прибыль и рентабельность как основные показатели эффективности хозяйственной деятельности торговой организации / С. М. Поляков // Дельта науки. – 2022. – № 2. – С. 35-39. – Текст : непосредственный.
35. Сайфидинов, Б. Б. Исследование основных направлении роста прибыли и рентабельности на предприятии / Б. Б. Сайфидинов, В. А. Брюхов // Аллея науки. – 2022. – Т. 1. – № 4(67). – С. 543-548. – Текст : непосредственный.
36. Салгириев, Э. Р. Социально-экономическая характеристика розничной торговли и перспективы ее развития / Э. Р. Салгириев, К. Х. Ильясова, Т. Х. Хаджимурадова // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – № 6. – С. 163-168. – Текст : непосредственный.
37. Субботина, Е. А. Рентабельность как основной показатель эффективности финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации / Е. А. Субботина // Интеграция экономики, менеджмента и образования в новых геополитических реалиях : Материалы научно-практической конференции с международным участием, Энгельс, 25 сентября 2023 года / Редакционная коллегия: И.В. Кузнецова (отв. редактор), А.В. Поморова (отв. секретарь). – Саратов: Общество с ограниченной ответственностью "Амирит", 2023. – С. 138-142. – Текст : непосредственный.
38. Фасхутдинова, М. С. Анализ прибыли, рентабельности предприятия / М. С. Фасхутдинова, А. Р. Нуртдинов, О. Л. Леонтьева // Научное обозрение: теория и практика. – 2023. – Т. 13, № 4(98). – С. 579-591. – Текст : непосредственный.
39. Черемисова, Н. Ф. Розничная торговля России в условиях экономических санкций / Н. Ф. Черемисова, А. Ю. Чмырева, М. В. Прокопенко // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2023. – № 7(158). – С. 37-41. – Текст : непосредственный.
40. Чурилова, К. С. Сущность анализа и оценки показателей эффективности деятельности организации как фактора экономической безопасности / К. С. Чурилова // Глобальные и локальные тренды в управлении, экономике, юриспруденции : Материалы XIX Международной научно-практической конференции. В 4-х томах, Липецк, 27 апреля 2022 года / Под общей редакцией А.Д. Моисеева. Том 4. – Воронеж: Автономная некоммерческая организация по оказанию издательских и полиграфических услуг "НАУКА-ЮНИПРЕСС", 2022. – С. 625-630. – Текст : непосредственный.
41. Шевченко, Ю. С. Показатели прибыли и рентабельности организации и их анализ / Ю. С. Шевченко, Н. А. Левочкин, М. А. Сахно // Инновационные научные исследования. – 2023. – № 3-2(27). – С. 96-103. – Текст : непосредственный.
42. Яхьяева, В. Е. Оптимизация бизнес-процессов предприятия cсетевой розничной торговли / В. Е. Яхьяева // Современный менеджмент: проблемы, анализ тенденций, перспективы развития : Материалы IV международной научно-практической конференции, Волгоград, 15 февраля 2022 года. – Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "Сфера", 2022. – С. 235-239. – Текст : непосредственный.