Аннотация
Введение 5
1 Состояние вопроса 7
2 Тягово-динамический расчет автомобиля 14
3 Конструкторская часть 29
3.1 Конструкция и принцип действия разрабатываемых механизмов и
систем 29
3.2 Математическое моделирование и определение конструктивных
параметров механизмов 32
3.3 Оценки надежности и долговечности основных деталей 41
4 Технологический раздел 44
4.1 Обоснование выбора технологического процесса 45
4.2 Проектирование технологического процесса сборки подвески
самосвала с колесной формулой 6*6 49
5 Производственная и экологическая безопасность проекта 54
5.1 Характеристика технологического процесса обслуживания подвески
самосвала с колесной формулой 6*6 с конструктивно-технологической и организационно-технической стороны 55
5.2 Идентификация профессиональных рисков 56
5.3 Методы и средства снижения профессиональных рисков 58
5.4 Обеспечение пожарной безопасности технического объекта 64
5.5 Обеспечение экологической безопасности рассматриваемого
технологического процесса обслуживания подвески самосвала с колесной формулой 6*6 67
6 Экономическая эффективность проекта 70
Заключение 77
Список используемой литературы и используемых источников 78
Приложение А. Спецификации 83
Широкие потребности современного общества в новых промышленных изделиях, а также быстрые темпы развития науки и техники, обуславливают необходимость выполнения проектных работ большого объёма.
«Требования к качеству проектов и к срокам их выполнения оказываются всё более жёсткими по мере увеличения сложности проектируемых объектов и повышения ответственности выполняемых ими функций.
Процесс проектирования технического объекта включает в себя ряд этапов:
- постановка задач проектирования, т.е. чёткое определение условий эксплуатации;
- исследование состояния проблемы, т.е. анализ серийно выпускаемой и перспективной продукции аналогичной проектируемой;
- на основе принятых критериев оценки и проведённого анализа производится выбор структуры проектируемого механизма или системы, т.е. принимается схемное решение;
- функциональное проектирование механизма (системы), т.е.
определения его основных параметров и характеристик;
- конструкторское проектирование, т.е. разработка компоновки
механизма (системы), выбор геометрии всех деталей, их материалов и свойств» [21].
«Функциональное проектирование является наиболее важным этапом в процессе проектирования. При функциональном проектировании осуществляется синтез структуры, и определяются основные параметры объекта и его составных частей (элементов), оцениваются показатели эффективности и качества процессов функционирования» [3].
Проектирование ходовых систем автомобиля является одной из основных задач, стоящих перед конструктором, так как характеристики элементов ходовой системы в значительной степени определяют как работоспособность отдельного механизма, так и машины в целом. Поэтому вопросам рационального проектирования ходовых систем как наиболее габаритных, материалоёмких и нагруженных следует уделять особое внимание.
Ходовая система автомобиля является одной из основных частей шасси, которая тесно связана с общей компоновкой автомобиля. В состав ходовой системы входят подвеска автомобиля, движитель и несущая система. Параметры ходовой системы оказывают существенное влияние на важнейшие эксплуатационные свойства автомобиля: плавность хода, управляемость, устойчивость и проходимость.
Целью данного дипломного проекта является проектирование задней подвески для грузового дорожного автомобиля-самосвала с полной массой 45 тонн и колесной формулой 6*6.
В соответствии с утвержденной темой дипломного проекта была разработана конструкция подвески самосвала с колесной формулой 6x6 полной массой 45 тонн. Ключевым вопросом дипломного проекта является проектирование подвески самосвала 6х6 для повышения потребительских качеств автомобиля.
В работе затрагивается проблема разработки оптимальной конструкции подвески для самосвала 6х6 с учетом существующих требований безопасности, эргономических и эстетических требований,
комфортабельности, надежности, снижения совокупных затрат на производство, обслуживание и эксплуатацию.
В ходе выполнения дипломного проекта было сделано следующее:
- рассмотрены условия работы самосвала полной массой 45 тонн, схемы подвесок, выполнен анализ схем подвесок методом экспертных оценок, по результатам которого определено, что в качестве упругого элемента эффективнее всего использовать пневматический элемент;
- выполнен тягово-динамический расчёт самосвала;
- рассмотрена конструкция и принцип действия разрабатываемой подвески, выполнены конструкторские расчеты подвески, проведена оценка надежности и долговечности крышки пневмобаллона и штанги на прочность и жесткость;
- выполнено обоснование выбора технологического процесса, определена трудоемкость сборки, составлен технологический процесс сборки проектируемой подвески;
- рассмотрены вопросы, касающиеся обеспечения безопасности, экологичности проекта;
- определена целесообразность разработки конструкции подвески самосвала с колесной формулой 6x6 с экономической стороны.
1 Беляев В. П. Конструкция автомобилей и тракторов [Текст] : учебное пособие для самостоятельной работы студентов : для студентов вузов, обучающихся по специальности «Автомобиле- и тракторостроение» / В. П. Беляев ; М-во образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский гос. ун-т, Каф. «Автомобили». - Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, 2010.
2 Вахламов В. А. Конструкция, расчет и эксплуатационные свойства автомобилей : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (Автомобильный транспорт)» направления подготовки «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования» / В. К. Вахламов. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2009.
3 Герасимов М. Д. Конструкции наземных транспортно-технологических машин [Текст] : учебное пособие для студентов специальности 23.05.01 - Наземные транспортно-технологические средства по дисциплине «Конструкции подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования» : [практикум] / М. Д. Герасимов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова. - Белгород : БГТУ им. В. Г. Шухова, 2017.
4 Горина Л. Н., Фесина М. И. Раздел бакалаврской работы «Безопасность и экологичность технического объекта». Уч.-методическое пособие (2-е изд. Доп.). - Тольятти: изд-во ТГУ, 2021.
5 Гребнев В. П. Тракторы и автомобили [Электронный ресурс] : теория и эксплуатационные свойства : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Агроинженерия" / В. П. Гребнев, О. И. Поливаев, А. В. Ворохобин ; под общ. О. И. Поливаева.
- 2-е изд., стер. - Москва : КНОРУС, 2015.
6 Губарев А. В. Конструирование и расчет наземных транспортно-технологических средств [Текст] : учебное пособие : для студентов вузов, обучающихся по специальности «Наземные транспортно-технологические средства» / А. В. Губарев, А. Г. Уланов ; М-во образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский гос. ун-т, Каф. "Колесные, гусеничные машины и автомобили". - Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, 2015.
7 Демура Н. А. Экономика предприятия [Текст] : учебное пособие для студентов специальности 23.05.01 - Наземные транспортно-технологические средства и направления подготовки 15.03.02 - Технологические машины и оборудование / Н. А. Демура, Л. И. Ярмоленко ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова. - Белгород : Белгородский гос. технологический ун-т им. В. Г. Шухова, 2018.
8 Дубинин Н. Н. Эксплуатация наземных транспортно-технологических средств [Текст] : учебное пособие для студентов специальности 190109 - Наземные транспортно-технологические средства специализации «Технические средства природообустройства и защиты в чрезвычайных ситуациях» / Н. Н. Дубинин ; М-во образования и науки Российской Федерации, Белгородский гос. технологический ун-т им. В. Г. Шухова. - Белгород : Изд-во БГТУ, 2014.
9 Зузов В. Н. Механика наземных транспортно-технологических средств [Текст] : учебное пособие / В. Н. Зузов ; Московский гос. технический ун-т им. Н. Э. Баумана. - Москва : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015
10 Карьерный автотранспорт стран СНГ в XXI веке : [монография] / П. Л. Мариев [и др.] ; Российская акад. наук, Ин-т проблем трансп. - Санкт- Петербург : Наука, 2006.
11 Кондратьева-Бейер М. В. Automobil und traktor [Текст] = Автомобиль и трактор : Немецкая хрестоматия / М. В. Кондратьева-Бейер, Ю. В. Бейер. - Москва ; Ленинград : Гос. техн.-теоретич. изд-во, 1933 (М. : 17 тип. треста «Полиграфкнига»). - Обл.
12 Лебедев В. А. Технология машиностроения: проектирование
технологии сборки изделий : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки дипломированных специалистов «Конструкторско-технологическое
обеспечение машиностроительных производств» / В. А. Лебедев ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Дон. гос. техн. ун-т, Азов. технол. ин-т. - Ростов-на-Дону : Изд. центр ДГТУ, 2005.
13 Митрохин Н. Н. Ремонт и утилизация наземных транспортно-технологических средств : учебник : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», 15.03.01 «Машиностроение» (квалификация (степень) «бакалавр») / Н. Н. Митрохин, А. П. Павлов. - Москва : ИНФРА-М, 2020.
14 Михайлов В. А. Экологичные системы защиты воздушной среды объектов автотранспортного комплекса : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Наземные транспортно-технологические средства» / В. А. Михайлов, Е. В. Сотникова, Н. Ю. Калпина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2022.
15 Основные характеристики и тенденции развития современных отечественных и зарубежных сельскохозяйственных тракторов : учебное пособие / А. П. Иншаков [и др.] ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Мордовский гос. ун-т им. Н. П. Огарева». - Саранск : Изд-во Мордовского ун-та, 2007...25