Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты повышения квалификации персонала бюджетной
организации 7
1.1 Понятие повышения квалификации и его особенности в сфере
образования 7
1.2 Цели и виды повышения квалификации педагогов 13
2 Анализ системы повышения квалификации персонала 21
2.1 Организационно-экономическая характеристика ГБОУ средней
общеобразовательной школы с. Жигули 21
2.2 Анализ системы повышения квалификации персонала бюджетной
организации 32
3 Мероприятия по оптимизации системы повышения квалификации
персонала бюджетной организации 41
3.1 Разработка мероприятий по оптимизации системы повышения
квалификации персонала бюджетной организации 41
3.2 Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий48
Заключение 56
Список используемой литературы и используемых источников 60
Приложение А Структура ГБОУ средней общеобразовательной школы
с.Жигули 64
Приложение Б Пример плана повышения квалификации 65
Приложение В Пример индивидуального плана повышения квалификации педагога 66
Продолжение приложения В 67
В последние десятилетия происходят кардинальные преобразования в России в целом, а в частности в сфере образования. Идет перестройка системы образования, создаются новые типы школ, изменяются образовательные стандарты, планы обучения, внедряются все более новые методы и инновации, создаются новые авторские программы, учебники и научные статьи. В связи с этим формируются новые потребности в образовании самих педагогов. Шагающий в ногу со временем учитель хочет быть значимым и востребованным, а особенно быть профессионалом своего дела. Для этого необходимо иметь практический опыт и владеть теоретическими знаниями. Учитель в процессе своей деятельности находится между практикой и теорией и поэтому необходимо постоянно наращивать практический опыт. Педагогическая работа - это практическая деятельность, включающая в себя совокупность умений донести до воспитанника жизненные ценности, силу знаний и важность самого обучения. Часто бывает так, что между практическими знаниями и теорией существует некоторый разрыв, который необходимо устранять, либо минимизировать. И преодолеть этот разрыв можно посредством обучения и повышения квалификации.
Исходя из новых целей образования существует необходимость в изменении отношения к педагогической работе и к организации методической работы. Уже теряет актуальность традиционная методическая работа, включающая в себя повышение профессионального уровня через знания о новых технологиях, методиках и приемах. Этого в настоящее время недостаточно. Необходим новый подход к процессу повышения квалификации педагога. Педагог нового поколения должен уметь воспитать человека с современным мышлением, который сможет во взрослой жизни реализовать себя как личность и профессионал. Воспитать такого человека может только педагог, обладающий высоким профессионализмом. Потенциал такого педагога должен включать в себя не только педагогические знания - такой педагог должен иметь особую систему ценностей и установок, способных оказать влияние на совершенствование личности обучающегося. Повышение квалификации педагога повышает его профессиональный, интеллектуальный и личностный уровень, помогает по- новому взглянуть на процессы, происходящие в мире, лояльно воспринимать происходящие изменения, быть гибким, мобильным и конкурентоспособным.
Качественный педагогический состав имеет определяющее значение для системы образования России. Уровень педагогов должен соответствовать сложности стоящих перед обществом задач. Следовательно, для формирования педагогического состава такого уровня необходима организация условий для повышения квалификации и наращивания кадрового педагогического потенциала работников сферы образования, подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.
Повышение квалификации, в общем и целом, рассматривается как «системное и целенаправленное совершенствование профессиональных знаний и навыков на основе инновационных технологий и обогащения передового профессионального опыта».
Методологическая основа бакалаврской работы состоит из общенаучных методов: статистических данных, анализа, синтеза, методов сравнительного анализа.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает ГБОУ средняя общеобразовательная школа с.Жигули, основным видом деятельности которой является образование основное общее, код по ОКВЭД - 85.13.
Предмет исследования - управленческие и организационноэкономические отношения, влияющие на процесс повышения квалификации персонала.
Цель исследования - разработка мероприятий по оптимизации системы повышения квалификации персонала в ГБОУ средней общеобразовательной школы с.Жигули.
Современный педагог сегодня находится в жестких рамках мобильного и постоянно изменяющегося времени. К процессу образования предъявляются все более новые и разноплановые требования. В современных условиях значительно повышаются требования к качеству профессиональной подготовки педагогических кадров. Выяснено, что многие научно - исследовательские базы занимаются созданием платформ для подготовки квалифицированных кадров. Установлено, что вопросы повышения квалификации персонала в РФ регулируются Трудовым кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Также на законодательном уровне
утверждены профессиональные стандарты, согласно которым определяется соответствие работника тем квалификационным требованиям, которые установлены к должности.
В исследовании рассмотрены цели и виды повышения квалификации педагогов. Определено, что на основании части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» педагогические работники должны повышать квалификацию не реже чем один раз в три года - это одновременно является и правом, и обязанностью педагога.
Исследование проведено на примере ГБОУ средней общеобразовательной школы с. Жигули. Учреждение создано в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 12.10.2011 № 576. Предметом деятельности Учреждения является реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования. Организационная структура в ГБОУ средней общеобразовательной школы с. Жигули линейно-функциональная. Общее собрание работников является постоянно действующим органом. Педагогический совет Учреждения является постоянно действующим коллегиальным органом, объединяющим педагогических работников. Доходы ГБОУ средней общеобразовательной школы с. Жигули увеличиваются с каждым годом - в 2021 на 14,6%, а в 2022 - на 17,9%. Это связано с финансированием из бюджета, так как увеличивается контингент обучающихся. В 2021 году идет увеличение количества работников до 31, что на 6,9% больше чем в 2020 и в 2022 году количество увеличивается до 35 человек, что на 12,9% больше, чем в 2021 году. Фонд оплаты труда в 2021 году увеличивается на 18,3%, что связано с увеличением количества работников, а также в связи с повышением заработной платы, а в 2022 году на 27,5%. Анализ персонала по возрасту показывает, что преобладающее количество работников имеют возраст от 41 до 50 лет. Разработаны локальные нормативные акты, регулирующие процесс адаптации персонала - Положение о наставничестве. Порядок и условия выплаты заработной платы, порядок установления обязательных доплат и надбавок работникам в ГБОУ средней общеобразовательной школы
с. Жигули отражен в Положении об оплате труда. Также разработано и действует Положение о материальном стимулировании работников.
В результате проведенного анализа выявлена следующая проблема: по повышению квалификации и обучению не разработаны локальные нормативные акты, не составляется план обучения, индивидуальные планы повышения квалификации работников, процесс повышения квалификации не выстроен и происходит только по решению самих работников.
Для устранения данной проблемы необходимо разработать нормативную документацию, разработать и утвердить планы и графики повышения квалификации, определить направления повышения квалификации и направлять в соответствии с данными планами-графиками работников на повышение квалификации. Необходимо:
• систематизировать процесс повышения квалификации;
• развить профессиональные компетенции педагогов;
• научить педагогов применять инновационные средства;
• обновить структуру педагогической работы;
• знакомить педагогов с новыми методиками и формами обучения;
• развивать навыки моделирования у педагогов.
...
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. [Электронный учебник]. - Режим доступа: Электронная библиотека МГППУ : Айсмонтас. Педагогическая психология (psychlib.ru) - Дата доступа: 03.04.2023.
2. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом. - М: Банки и биржи, 2018.
3. Белая К.Ю. Современные модели и формы методической работы
Рекомендации по организации методической работы в образовательной организации // URL: https://ipk.68edu.ru/images/stories/2020/MR_
Sovrem_metod_metod_work.pdf?ysclid=lfywl3ob8a338274384
4. Борисова Ольга Николаевна, Сизинцева Наталия Алексеевна
Специфика организации процесса повышения квалификации работников предприятия // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: психолого-педагогические науки. 2018. №1 (37).
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-organizatsii-protsessa- povysheniya-kvalifikatsii-rabotnikov-predpriyatiya (дата обращения: 01.04.2023).
5. Горелов, Н. А. Управление человеческими ресурсами: современный подход: учебник и практикум для вузов / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Мельников: под редакцией Н. А. Горелова. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 270 с.
6. Даутова Г.Р. // «Самообразование педагога - важнейший способ его профессионализма». URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-samoobrazovanie- pedagoga-vazhnejshij-sposob-ego-professionalizma- 6531781.html?ysclid=lfyw76arki267267588 (дата обращения: 01.04.2023)
7. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования «Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ» от 26 августа 2010 г. N 761н
8. Емельянова О.Н. // «Повышение квалификации учителя как условие повышения качества образования». URL: https://infourok.ru/statya-povishenie- kvalifikacii-uchitelya-kak-uslovie-povisheniya-kachestva-obrazovaniya- 872843.html?ysclid=lfxqpibk16742828
9. Иванова Н.В. Творческая мастерская как форма организации
продуктивной деятельности дошкольников. Статья: Образовательная
социальная сеть (nsportal.ru) Опубликовано 14.03.2020
10. Кибанов А. Я., Ивановская Л. В. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. Учебно-практическое пособие. - М.: Проспект. 2020. 64 с.
11. Кибанов А.Я., Чуланова О.Л., Митрофанова Е.А., Коновалова В.Г. Монография. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом. М.: ИНФРА-М, 2020. 156 с.
12. Киселева С.П. Взаимопосещения учебных занятий как форма
педагогической рефлексии: цели, содержание, методические и
организационные аспекты // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2
13. Коллективные просмотры педагогического процесса (sakha.gov.ru)
14. Кречетова Н.В., Беляева Н.Н., Любина Т.В. Аукцион педагогических
идей как форма внутрифирменного обучения педагогов // Образование. Карьера. Общество. 2019. №3 (62). URL:
https: //cyberleninka. ru/article/n/auktsion-pedagogicheskih-idey-kak-forma- vnutrifirmennogo-obucheniya-pedagogov (дата обращения: 02.04.2023).
15. Курманова Гульнара Жанадельевна Смотр-конкурс как форма методической работы в дошкольной образовательной организации Статья: Образовательная социальная сеть (nsportal.ru) Опубликовано 16.08.2022
... всего 32 источника