Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы совершенствования навыка чтения младших школьников (Московский Городской Открытый Колледж)

Работа №137325

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2024
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена экспериментальная работа.
Выборка: 22 обучающихся 3 класса.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1Понятие навыка чтения и его компоненты 7
1.2Психологические и физиологические особенности младших школьников для совершенствования навыка чтения 14
1.3Педагогические условия и приёмы формирования и развития навыка чтения в начальной школе 18
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1Методы совершенствования навыка чтения у младших школьников 23
2.2Структура и этапы научного исследования 25
2.3 Содержание работы по совершенствованию навыков чтения у младших школьников 34
2.4Методические рекомендации по совершенствованию навыка чтения у младших школьников 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46

Одна из главных задач обучения в начальных классах – это научить учеников беглому, правильному, сознательному и выразительному чтению. Эта задача очень актуальна, так как само чтение имеет важную роль в образовании, воспитании и в развитии личности учащегося.
Чтение является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом культуры, свидетельством профессиональной компетенции специалиста, инструментом достижения успеха человека в жизни. Ведь если посмотреть, какие требования предъявляются к специалистам будущего, то в первую очередь в списке компетенций стоят такие, как: умение мыслить, работать с информацией, иметь грамотную речь. Все эти качества возможно сформировать только через чтение, поэтому проблема формирования навыка чтения является одной из наиболее актуальных проблем современного мира. Умение читать - главное умение любого человека. Но ребёнку мало научиться просто читать, он должен относиться к словам и текстам, как к источнику информации. Учиться он этому должен начать именно в начальной школе, так как уже основная школа предъявляет к ученикам большие требования из-за увеличения количества устных предметов.
Согласно ФГОС начального общего образования, образование служит развитию личности учащегося, его способности адаптироваться к обществу, решает задачу воспитания ответственного, активного и компетентного гражданина [40].
Условием овладения читательской деятельностью является знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, а также наличие некоторых навыков, которые не развиваются самостоятельно. Для младших школьников овладение сложными учебными навыками является важнейшей предпосылкой успешного обучения по всем предметам. В то же время чтение является одним из основных способов получения информации и одним из каналов разностороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение предоставляет большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся. Научить детей читать правильно, свободно, осознанно и ясно – одна из задач начального образования.
Трудности в процессе обучения чтению могут свидетельствовать о проблемах в развитии того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи). Недостаточное развитие навыков чтения приводит к нарушению мыслительных процессов и формирования памяти у детей. Этот тип нарушения приводит к медленной обработке информации и, как следствие, к низкому качеству обучения.
По ФГОС НОО навык чтения – это необходимое межпредметное умение. В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в литературных, учебных, научно-познавательных текстах [40].
Актуальность работы заключается в формировании навыка чтения как совокупности сложных навыков и умений, которые базируются на знаниях и развиваются в ходе изучения всех школьных предметов. Развитие комплексных навыков чтения у учащихся начальных классов, обучение правильному, осознанному, свободному и выразительному чтению является одной из главных и, несомненно, актуальных задач начального образования. На протяжении многих лет они играют важную роль в человеческом развитии и образовании. Однако, несмотря на все это, навыки чтения являются и остаются важнейшим видом интеллектуальной и речевой деятельности, полное развитие навыков чтения требует целенаправленного и систематического подхода к совершенствованию навыков от класса к классу.
Навыки чтения являются основой и источником информации для изучения других академических предметов. Развитие навыков чтения является неотъемлемой частью развития литературоведческой компетенции, потому что учащиеся проявляют себя знающими, грамотными и талантливыми, особенно при чтении литературных произведений.
Помимо всего этого, педагогу необходимо развивать у обучающихся универсальные учебные действия, в соответствии с задачами развития и обучения младших школьников. Данные задачи прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Цель исследования - рассмотреть особенности совершенствования навыка чтения у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «навык чтения» и его компоненты;
2. Описать психологические и физиологические особенности младших школьников для совершенствования навыка чтения;
3. Выделить педагогические условия и приемы формирования и развития навыка чтения в начальной школе;
4. Рассмотреть методы совершенствования навыка чтения у младших школьников;
5. Провести диагностику развития навыка чтения у младших школьников;
6. Разработать методические рекомендации по совершенствованию навыка чтения у младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования навыка чтения у младших школьников.
Предмет исследования - процесс совершенствования навыка чтения у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды отечественных педагогов: Т.В. Ахутина, М.В. Ермолаева, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, Р.А. Ткачева, Н.И. Жинкин, С.С. Мухина, М.Е. Хватцев, Т.А. Фотекова, Л.С. Цветкова. Ученые-методисты занимались разработками основных этапов формирования навыка чтения, структурными элементами, речевыми механизмами чтения, на основе связи чтения с другими психическими процессами и их развитием.
Гипотеза исследования: развитие навыков чтения у младших школьников будет осуществляться эффективно, если на уроке будут использованы различные методы и приемы развития навыков чтения:
- игровые упражнения, направленные на повышение мотивации к чтению и уроку, а также на развитие техники чтения;
- речевые разминки, направленные на развитие выразительности чтения;
- методы продуктивного чтения на уроках литературного чтения.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этап), тестирование, педагогическое проектирование.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов, родителями, педагогами дополнительного образования для формирования беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения у младших школьников.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Андреев О.А. Учимся читать быстро. М.: «Университетское», 2012. 192 с.
2. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтению // «Пачатковая школа». 2014. №10. С. 36-38.
3. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтению // «Пачатковая школа». 2014. №10. С. 36-38.
4. Бунеев Р.Н. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 кл. в 2ч. ФГОС / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. М.: БАЛАСС, 2012. 160 с.
5. Бурдыко Н.А. Совершенствование чтения младших школьников// Пачатковае навучанне.-2003.-№ 2.
6. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. М.: Либроком, 2010. 360 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Издательство АПН РСФСР, 1991. 476 с.
8. Гальперин И.Я. Умственные действия как основа формирования мысли // Вопросы психологии. 2015. №1. С. 5-8.
9. Горбушина Л.А. Обучение выразит. чтению младших школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. 160 с.
10. Джежелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников // «Начальная школа». 2011. №1. С. 33-38. 1
11. Доблаев Л.П. Анализ и понимание текста. Методическое пособие. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1987. 69 с.
12. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М.: Изд-во Академии пед.наук РСФСР, 1953. 264 с.
13. Ефросинина Л.А. О литературном чтении в четырехлетней начальной школе // «Начальная школа». 2014. №4. С. 11-16.
14. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». Книга для учителя. М: Просвещение, 2012. 32 с.
15. Канцева М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике начального обучения. Оренбург. Изд. ООИУУ, 2013. 198 с.
16. Козырева А.С. Виды работ над текстом на уроках чтения / А.С. Козырева, В.И. Яковлева // «Начальная школа». 2010. № 3. С. 67-75.
17. Колганова Н.Е. Формирование читательских умений и навыков: работа с книгой // «Начальная школа». 2013. № 11. С. 38-42.
18. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А.Н Корнев. – СПб: МиМ, 1997.
19. Кузнецова Е.П. Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам чтения / Е.П. Кузнецова, А.М. Кошелева. Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. С. 81-83.
20. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Р.И. Лалаева. - М.: Просвещение, 1983. – 136 с.
21. Ланин. Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум для студентов высших педагогических уч. заведений. М.: Эксмо, 2007. 512 с.
22. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2009. 423 с.
23. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и пед. психологии. М.: Издательство МПСИ, 2004. 535 с.
24. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Московского университета, 1981. 584 с.
25. Леонтьева М.Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования // «Начальная школа». 2014. №4. С. 5-11.
26. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: «Знание», 2010. 96 с.
27. Лурия А.Р. Язык и сознание, под ред. Е. Д. Хомской. М.: МГУ, 1979. 319 с.
28. Львов М.Р. Школа творческого мышления: Учеб. пособие по рус. яз. для обучения в нач. кл. Москва: Дидакт, 1993. 288 с.
29. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская; под ред. М.Р. Львова. М.: 2012. 464 с.
30. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: «Просвещение», 2015. 224 с.
31. Методика обучения литературе в нач. школе: учебник для студентов высшей учебных заведений под ред. М.П. Воюшиной. М.: Издательский центр «Акадения», 2010. 288 с.
32. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 2009. 246 с.
33. Мосунова Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания худ. текстов. дис…д-ра психолог. наук. : 19.00.07 / Л.А. Мосунова; Москва, 2006. 291 с.
34. Мосунова Л.А. Структура м психологические условия развития смыслового понимания худ. текстов. дис…д-ра психолог. наук. : 19.00.07 / Л.А. Мосунова; Москва, 2006. 291 с.
35. Никитина. Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. 2011. №5. С. 99-101.
36. Одегова В.Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения. 2014. №2. С. 40-45.
37. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М.: Просвещение, 2003. 198 с.
38. Педагогика: педагогические теории, системы технологии. 4-е изд., испр. М.: Академия, 2013. С. 245-262.
39. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 7 томах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. Т. 5. 591 с.
40. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование. 27 с.
41. Цветкова, Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. - М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.



1. Андреев О.А. Учимся читать быстро. М.: «Университетское», 2012. 192 с.
2. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтению // «Пачатковая школа». 2014. №10. С. 36-38.
3. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтению // «Пачатковая школа». 2014. №10. С. 36-38.
4. Бунеев Р.Н. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 кл. в 2ч. ФГОС / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. М.: БАЛАСС, 2012. 160 с.
5. Бурдыко Н.А. Совершенствование чтения младших школьников// Пачатковае навучанне.-2003.-№ 2.
6. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. М.: Либроком, 2010. 360 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Издательство АПН РСФСР, 1991. 476 с.
8. Гальперин И.Я. Умственные действия как основа формирования мысли // Вопросы психологии. 2015. №1. С. 5-8.
9. Горбушина Л.А. Обучение выразит. чтению младших школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. 160 с.
10. Джежелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников // «Начальная школа». 2011. №1. С. 33-38. 1
11. Доблаев Л.П. Анализ и понимание текста. Методическое пособие. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1987. 69 с.
12. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М.: Изд-во Академии пед.наук РСФСР, 1953. 264 с.
13. Ефросинина Л.А. О литературном чтении в четырехлетней начальной школе // «Начальная школа». 2014. №4. С. 11-16.
14. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». Книга для учителя. М: Просвещение, 2012. 32 с.
15. Канцева М.Н. Развитие младших школьников в теории и практике начального обучения. Оренбург. Изд. ООИУУ, 2013. 198 с.
16. Козырева А.С. Виды работ над текстом на уроках чтения / А.С. Козырева, В.И. Яковлева // «Начальная школа». 2010. № 3. С. 67-75.
17. Колганова Н.Е. Формирование читательских умений и навыков: работа с книгой // «Начальная школа». 2013. № 11. С. 38-42.
18. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие / А.Н Корнев. – СПб: МиМ, 1997.
19. Кузнецова Е.П. Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам чтения / Е.П. Кузнецова, А.М. Кошелева. Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. С. 81-83.
20. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Р.И. Лалаева. - М.: Просвещение, 1983. – 136 с.
21. Ланин. Б.А. Методика преподавания литературы: Учебная хрестоматия-практикум для студентов высших педагогических уч. заведений. М.: Эксмо, 2007. 512 с.
22. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2009. 423 с.
23. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и пед. психологии. М.: Издательство МПСИ, 2004. 535 с.
24. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Московского университета, 1981. 584 с.
25. Леонтьева М.Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования // «Начальная школа». 2014. №4. С. 5-11.
26. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: «Знание», 2010. 96 с.
27. Лурия А.Р. Язык и сознание, под ред. Е. Д. Хомской. М.: МГУ, 1979. 319 с.
28. Львов М.Р. Школа творческого мышления: Учеб. пособие по рус. яз. для обучения в нач. кл. Москва: Дидакт, 1993. 288 с.
29. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская; под ред. М.Р. Львова. М.: 2012. 464 с.
30. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: «Просвещение», 2015. 224 с.
31. Методика обучения литературе в нач. школе: учебник для студентов высшей учебных заведений под ред. М.П. Воюшиной. М.: Издательский центр «Акадения», 2010. 288 с.
32. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 2009. 246 с.
33. Мосунова Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания худ. текстов. дис…д-ра психолог. наук. : 19.00.07 / Л.А. Мосунова; Москва, 2006. 291 с.
34. Мосунова Л.А. Структура м психологические условия развития смыслового понимания худ. текстов. дис…д-ра психолог. наук. : 19.00.07 / Л.А. Мосунова; Москва, 2006. 291 с.
35. Никитина. Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. 2011. №5. С. 99-101.
36. Одегова В.Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения. 2014. №2. С. 40-45.
37. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М.: Просвещение, 2003. 198 с.
38. Педагогика: педагогические теории, системы технологии. 4-е изд., испр. М.: Академия, 2013. С. 245-262.
39. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 7 томах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. Т. 5. 591 с.
40. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование. 27 с.
41. Цветкова, Л.С. Нейропсихологие счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. - М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ