Правила обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу ЕАЭС (Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности, Московский Университет им. Витте)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЛОЖЕНИЯ ТОВАРОВ ПОШЛИНАМИ ПРИ ИХ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС 5
1.1. Понятия обложения товаров пошлинами в ЕАЭС 5
1.2 Методические подходы к оценке таможенного регулирования 8
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ ТОВАРОВ ПОШЛИНАМИ ПРИ ИХ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС 15
2.1. Анализ особенностей таможенного оформления отдельных видов товаров 15
2.2. Недостатки таможенного регулирования обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу ЕАЭС 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Актуальность темы исследования. Одним из основных инструментов таможенного регулирования являются таможенные пошлины, с помощью которых государство может оказывать влияние на внешнеторговый оборот товаров.
В условиях высокой неопределенности глобальной экономической конъюнктуры, обострения протекционистских мер и санкционного давления на Россию особую значимость приобретает поиск оптимального баланса открытости экономик ЕАЭС для беспрепятственной торговли с одной стороны, и защиты интересов национальных производителей и стимулирования промышленной кооперации внутри Союза - с другой. Центральным рычагом такой политики выступает налогово-тарифное регулирование импорта и экспорта товаров на внешних границах ЕАЭС.
Вместе с тем в настоящее время отмечается недостаточная степень гармонизации подходов к установлению ставок ввозных таможенных пошлин в рамках Союза, различия в льготах и освобождениях для отдельных категорий участников ВЭД.
Кроме того, в условиях цифровизации экономик стран ЕАЭС все более актуальной становится задача создания систем автоматизированного контроля корректности применения ставок ввозных таможенных пошлин при декларировании товаров на основе технологий искусственного интеллекта. Это также требует дополнительных междисциплинарных исследований в области формализации правил обложения импортируемых товаров для возможной дальнейшей компьютерной обработки и систематизации данной предметной области.
Таким образом, комплексное исследование проблематики правового регулирования обложения таможенными пошлинами ввозимых на территорию ЕАЭС товаров на основе системного подхода с учетом текущих задач интеграционного развития, импортозамещения и цифровой трансформации представляется крайне актуальным. Результаты подобного рода исследований будут иметь важное научно-практическое значение для выработки скоординированной наднациональной таможенно-тарифной политики ЕАЭС, отвечающей современным геоэкономическим реалиям и угрозам.
Объектом исследования являются правила обложения товаров таможенными пошлинами в ЕАЭС.
Предмет исследования - нормативно-правовые акты, регулирующие порядок обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу ЕАЭС.
Целью данной курсовой работы является исследование правил обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу ЕАЭС.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
рассмотреть нормативно-правовую базу обложения товаров таможенными пошлинами в ЕАЭС;
изучить виды ставок таможенных пошлин;
проанализировать порядок исчисления таможенных пошлин;
раскрыть особенности применения таможенных пошлин в отношении отдельных категорий товаров.
В качестве теоретической базы исследования используются труды ведущих ученых-юристов в области таможенного права.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов для совершенствования правоприменительной практики в сфере взимания таможенных пошлин в ЕАЭС.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Проведенное в рамках данной курсовой работы исследование позволяет сделать следующие выводы.
Таможенное регулирование играет ключевую роль в обеспечении экономических интересов государства и создании благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности. Основным инструментом таможенного регулирования являются таможенные пошлины, позволяющие государству оказывать влияние на товарные потоки через границу.
В условиях формирования Евразийского экономического союза ключевым направлением развития таможенного регулирования становится гармонизация подходов к применению таможенных пошлин в государствах-членах ЕАЭС. Это необходимо для создания единого экономического пространства, устранения барьеров во взаимной торговле и обеспечения равных условий для экономических операторов стран Союза.
Исследование нормативно-правовой базы показало, что в ЕАЭС действует единый механизм обложения товаров таможенными пошлинами. Он базируется на принципах единого таможенного тарифа, недискриминации и законности. Для государств-членов ЕАЭС устанавливаются различные тарифные льготы, стимулирующие торговлю внутри Союза.
Анализ структуры таможенных пошлин в ЕАЭС показал преобладание адвалорных ставок, взимаемых в процентах от таможенной стоимости товаров. Также применяются специфические, комбинированные, сезонные и временные ставки таможенных пошлин. Их дифференциация направлена на решение задач экономической политики государств-членов ЕАЭС.
Порядок исчисления таможенных пошлин в ЕАЭС предполагает определение таможенной стоимости товаров, выбор вида ставки пошлины, расчет суммы пошлины исходя из ставки и стоимостных или количественных характеристик товаров. Существуют особенности обложения для отдельных категорий товаров.
Для совершенствования таможенного регулирования в ЕАЭС необходимо: расширить штат таможенных органов, повысить качество таможенных услуг, унифицировать информационные системы таможенного администрирования, углубить координацию внешнеторговой политики стран-членов ЕАЭС.
Таким образом, проведенное исследование показало результативность действующей системы таможенного регулирования в ЕАЭС и выявило направления ее дальнейшего совершенствования с целью повышения эффективности функционирования единого экономического пространства Союза. Полученные в работе результаты могут быть использованы для улучшения правоприменительной практики в области таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе.