Содержание и методика обучения математике в старших классах
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы содержания и методики обучения математике в старших классах социально-экономического профиля 11
1.1 Особенности процесса обучения математике в 10-11 классах
социально-экономического профиля 11
1.2 Анализ содержания школьных учебников математики для
учащихся старших классов социально-экономического профиля 18
1.3 Из опыта работы учителей математики в классах социальноэкономического профиля 24
Глава 2 Методические основы содержания и методики обучения математике в старших классах социально-экономического профиля 33
2.1 Система задач для учащихся социально-экономического профиля
при подготовке к ЕГЭ 33
2.2 Применение кейс-технологии при обучении математике учащихся
социально-экономического профиля 43
2.3 Элективный курс «Случайные величины и математическая статистика» в старших классах социально-экономического профиля .. 57
2.4 Описание проведенного педагогического эксперимента 72
Заключение 79
Список используемой литературы и используемых источников 80
Глава 1 Теоретические основы содержания и методики обучения математике в старших классах социально-экономического профиля 11
1.1 Особенности процесса обучения математике в 10-11 классах
социально-экономического профиля 11
1.2 Анализ содержания школьных учебников математики для
учащихся старших классов социально-экономического профиля 18
1.3 Из опыта работы учителей математики в классах социальноэкономического профиля 24
Глава 2 Методические основы содержания и методики обучения математике в старших классах социально-экономического профиля 33
2.1 Система задач для учащихся социально-экономического профиля
при подготовке к ЕГЭ 33
2.2 Применение кейс-технологии при обучении математике учащихся
социально-экономического профиля 43
2.3 Элективный курс «Случайные величины и математическая статистика» в старших классах социально-экономического профиля .. 57
2.4 Описание проведенного педагогического эксперимента 72
Заключение 79
Список используемой литературы и используемых источников 80
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Российской Федерации (ФГОС РФ) «изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить формирование представлений о математике как о компоненте общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления» [66].
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования определяет профильное обучения как «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [24, с. 6]. Оно направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников...
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования определяет профильное обучения как «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [24, с. 6]. Оно направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников...
Основные выводы и полученные результаты проведенного исследования:
- в исследовании определены содержательные и методические
особенности обучения математике учащихся 10-11 классов социальноэкономического профиля; выполнен анализ содержания школьных учебников алгебры и начал математического анализа 10-11 классов следующих авторов: А.Г. Мордковича; Ш.А. Алимова; С.М.
Никольского, а также учебников геометрии: Л.С. Атанасяна; А.В. Погорелова; Е.В. Потоскуева;
- проанализирован опыт работы учителей в классах социально
экономического профиля: Л.А. Доброхотовой, И.В. Железняковой, Е.М. Фоломеевой, О.М. Шараповой, Н.Н. Тимошенко. Рассмотрены статьи по теме исследования следующих авторов: Т.А. Алмазовой и Н.И.
Старикиной, Ворошиловой Л.П.;
- разработана классификация задач с экономическим содержанием в рамках профильного обучения, выделены восемь типов задач, приведено их описание и решение;
- разработана практическая реализация кейс-технологии обучения математике на примере темы «Элементы комбинаторики», представлена система кейс-задач социально-экономической направленности в рамках данной технологии; разработан элективный курс «Случайные величины и математическая статистика» для классов социально-экономического профиля;
- проведен педагогический эксперимент в 11 классе ГБОУ «СОШ с. Екатериновка муниципального района Приволжский Самарской области» и описаны его результаты.
- в исследовании определены содержательные и методические
особенности обучения математике учащихся 10-11 классов социальноэкономического профиля; выполнен анализ содержания школьных учебников алгебры и начал математического анализа 10-11 классов следующих авторов: А.Г. Мордковича; Ш.А. Алимова; С.М.
Никольского, а также учебников геометрии: Л.С. Атанасяна; А.В. Погорелова; Е.В. Потоскуева;
- проанализирован опыт работы учителей в классах социально
экономического профиля: Л.А. Доброхотовой, И.В. Железняковой, Е.М. Фоломеевой, О.М. Шараповой, Н.Н. Тимошенко. Рассмотрены статьи по теме исследования следующих авторов: Т.А. Алмазовой и Н.И.
Старикиной, Ворошиловой Л.П.;
- разработана классификация задач с экономическим содержанием в рамках профильного обучения, выделены восемь типов задач, приведено их описание и решение;
- разработана практическая реализация кейс-технологии обучения математике на примере темы «Элементы комбинаторики», представлена система кейс-задач социально-экономической направленности в рамках данной технологии; разработан элективный курс «Случайные величины и математическая статистика» для классов социально-экономического профиля;
- проведен педагогический эксперимент в 11 классе ГБОУ «СОШ с. Екатериновка муниципального района Приволжский Самарской области» и описаны его результаты.
Подобные работы
- СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ НА ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2013 - Индивидуализация и дифференциация математической подготовки учащихся 7 классов кадетских корпусов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Практико-ориентированные задачи как средство мотивации в обучении математике 7 - 9 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОД ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Уровневая дифференциация при обучении неравенствам в старших классах общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Методика обучения математике учащихся гуманитарных классов
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование мировоззрения учащихся при изучении геометрии в старших классах естественнонаучного профиля обучения
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018





