Особенности развития и регулирование инновационного потенциала предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации (на примере Самарской области)
Введение 3
1 Теоретические аспекты регулирования инновационного потенциала
предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации 10
1.1 Сущность понятий «инновации», «инновационный потенциал
предприятия» и «субъект малого и среднего бизнеса» 10
1.2 Регулирование инновационного потенциала субъектов малого и
среднего бизнеса в России на государственном уровне 19
1.3 Показатели оценки инновационного потенциала субъектов
предпринимательской деятельности 29
2 Анализ инновационного потенциала предприятий малого и среднего бизнеса
Самарской области 37
2.1 Общая характеристика экономики региона 37
2.2 Оценка в целом инновационного потенциала региона 42
2.3 Анализ инновационного потенциала субъектов малого и среднего
бизнеса Самарской области 48
3 Совершенствование регулирования и развития инновационного потенциала
предприятий малого и среднего бизнеса в Самарской области 56
3.1 Проблемы и недостатки существующих мер поддержки и развития
инновационного потенциала 56
3.2 Рекомендации по улучшению регулирования и развития
инновационного потенциала субъектов МСП 62
3.3 Оценка социально-экономической эффективности предложений по
совершенствованию инновационного потенциала 68
Заключение 76
Список используемой литературы 81
Приложение А Подходы ученых к инновационному потенциалу 90
Приложение Б Динамика численности работников МСП 92
Актуальность темы исследования обусловлена первостепенно важной ролью уделения особого внимания такому важному направлению развития российских регионов, как инновации. Инновации являются толчком, важнейшим направлением развития современного цивилизованного общества, поэтому их ни в коем случае нельзя игнорировать, а, наоборот, нужно уделять им особое внимание, как важному направлению повышения конкурентоспособности государства и отдельно взятых регионов страны в частности.
Как правило, под инновациями понимается нечто совершенно новое или измененное настолько, что имеет свои отличительные неповторимые особенности или новизну. Инновациями могут считаться совершенно новые товары, услуги, технологии или разработки [63, с. 12]. В свою очередь, говоря о деятельности, связанной с инновациями, или, что то же самое, об инновационной деятельности, следует иметь виду работу по созданию и разработке инноваций, по внедрению инноваций в жизнедеятельность человека и тому подобное [10, с. 123].
Инновации и инновационная деятельность сводятся к понятию инновационного потенциала, под которым общепринято понимать способность субъекта к инновационной активности. В частности, это может быть способность предприятия, отдельно взятого человека или субъекта РФ к созданию инноваций, а также вся его активность в области инновационной деятельность, то есть инновационный потенциал является тем инструментом, который демонстрирует всю имеющуюся базу инновационного развития, включая также и способность к такому развитию [52, с. 35].
Основываюсь на выбранной теме работы, инновационный потенциал в рамках проводимого исследования будет рассматриваться только в рамках деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в рамках развития инновационного потенциала на уровне региона.
Говоря об инновационном потенциале субъектов бизнеса нельзя ни обратить внимание на то, что инновации в бизнесе всегда выступают конкурентным преимуществом. Инновации, являясь чем-то новым и неповторимым способны выделить субъект бизнеса среди конкурентов, поэтому так важно развивать инновационную активность в предпринимательской среде.
Говоря об инновационном потенциале субъектов РФ (регионов), речь также может идти о повышении конкурентоспособности того или иного региона. При этом, наличие инновационного потенциала будет привлекать в регион инвесторов, будет способствовать росту социально-экономического развития региона, что также важно ми еще более актуализирует проблематику изучения инновационного потенциала на региональном уровне.
Из всего вышесказанного представляется, что регулирование инновационного потенциала предприятий должно осуществляться на государственном уровне, поскольку это важный для государства институт.
К сожалению, обращает на себя внимание тот факт, что в последние годы число предприятий и организаций РФ, занятых инновационной деятельностью, имеет отрицательную динамику. Согласно официальным статистическим данным Росстат, снижение с 1992 года по 2020 год составило 13,50 % с 4555 ед. до 3940 ед. предприятий [58]. Данная тенденция самым негативным образом отразилась на численности занятых в данной категории предприятий (снижение с 1992 года по 2020 год составило 55,61 0% с 1533 тыс. чел. до 682 тыс. чел. [58]). Не менее хуже ситуация обстоит с числом субъектов малого и среднего бизнеса, занятых в инновациях, удельный вес которых по данным Росстата на сегодняшний день (на начало 2021 года) составляет всего 5,90 % [66].
При этом, в зарубежных странах (США, Китай, Европа и др.) уделяется особое внимание именно инновационному потенциалу субъектов малого бизнеса, поскольку он во многом определяет внутренний валовый продукт, влияет на рабочие места, заработную плату, инвестиционную привлекательность того или иного государства и прочее [12].
В глобальном инновационном индексе мира, Россия по итогам 2020 года заняла 47-ое место. К слабым сторонам, оказывающим негативное влияние на эффективность инновационной деятельности в России, относятся: низкая энергоэффективность, низкая доступность микрофинансирования субъектов малого среднего бизнеса (далее - МСП), недостаточный уровень регулирования и государственной поддержки инноваций и другое [6]....
Таким образом, по результатам проведенного исследования, разработаны рекомендации по совершенствованию регулирования и развития инновационного потенциала предприятий малого и среднего бизнеса в Самарской области.
Изучение сущности понятий «инновации», «инновационный потенциал предприятия» и «субъект малого и среднего бизнеса» позволило сделать следующие выводы. Во-первых, понятие «инновации» законодательно определено в положениях норм ст. 2 действующего российского федерального законодательства о науке. Проблемным моментом, в частности, по нашему мнению, является отсутствие единого подхода к регулированию господдержки инновационной активности субъектов малого и среднего бизнеса. На федеральном уровне действуют различные акты о господдержке малых и средних предприятий и развитии инноваций, что делает сложным их интерпретацию, то есть отсутствует единоначалие в такой господдержке в части применения законодательных норм по отношению к малым и средним предприятиям. В научной среде отмечается необходимость создания отдельного акта федерального уровня, который полностью был бы посвящен господдержке субъектов МСП именно в части развития их инновационной активности, с чем, по нашему мнению, следует согласиться. Для разработки данного акта целесообразно использовать Руководство Осло. Во-вторых, недостатком действующего российского законодательства является отсутствие легального определения термину «инновационный потенциал», при том, что в нормотворчестве российского законодателя везде и повсеместно встречается термин «научно-технический потенциал». Данный пробел приводит к различным трактовкам инновационного потенциала в научной среде, формированию различных подходов и взглядов на понимание сути данного термина. Для устранения данной проблемы рекомендуется положения норм ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ дополнить новым абзацем, содержащим легальное определение термину «инновационный (научно¬технический) потенциал», которое сформулировано в рамках данного исследования. В-третьих, под субъектами малого и среднего предпринимательства следует понимать официально зарегистрированные в соответствии с российским законодательством юридические лица, численность наёмных работников которых соответствует положениям норм ст. 4 ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», а размер дохода не превышает предельных значений, установленных положениями норм постановления Правительства РФ от 04.04.2016 № 265.
Исследование регулирования инновационного потенциала субъектов малого и среднего бизнеса в России на государственном уровне позволило сделать следующие выводы. Во-первых, госрегулирование инновационной активности МСП реализуется посредством: создания специальных структур; определения основных направлений государственной инновационной политики и мер по ее реализации; финансирования инновационной деятельности МСП; налоговой политики, направленной на стимулирование инновационной деятельности; посредством нормотворческой функции. Во-вторых, несмотря на все принимаемые меры госрегулирования инновационного потенциала МСП в России, как количество инновационно-ориентированных субъектов МСП, так и их инновационная активность остаются на крайне низком уровне. Среди наиболее существенных проблем в научной среде выделяются: недостаточный уровень поддержки инновационной активности российских субъектов малого бизнеса со стороны государственных органов власти; наличие большого количества бюрократических препятствий, необходимости сбора объемного количества документов для подтверждения прав предпринимателей на возможность получения со стороны государства поддержки на развитие инноваций; негативное влияние санкций на бизнес в части ограничений поставок компьютерных комплектующих, программного обеспечения и тому подобных ресурсов, которые, как правило, и являются основным фундаментом инновационного развития субъектов бизнеса; снижение госфинансирования инновационно-ориентированных субъектов МСП и другие проблемы.
Характеристика показателей оценки инновационного потенциала субъектов предпринимательской деятельности позволила сделать следующие выводы. Во-первых, в научной среде все показатели оценки инновационного потенциала МСП принято делить на следующие большие группы: финансовые показатели, кадровые, материально-технические показатели, информационные показатели, организационно-управленческие, маркетинговые показатели. Во- вторых, для проведения самой оценки целесообразно пользоваться следующими наиболее распространёнными методами: экспертный метод, количественный метод, анализ ресурсов, методика оценки финансовой устойчивости, методика расчета оценочных коэффициентов, интегрированная оценка потенциала....
1. Алексеев А.А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 259 с
2. Антонец В.А., Б.И. Бедный Инновационный менеджмент: учебник и практикум для среднего профессионального образования, 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2022.
3. Боброва О.С., Цыбуков С.И., Бобров И.А. Основы бизнеса: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018.
4. Бухгалтерия России: Бухгалтерская отчетность предприятий РФ. URL: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/ (дата обращения: 27.09.2022).
5. ВВП России по годам: 1991-2022 - 2020. URL: http://global- finances.ru/vvp-rossii-po-godam/ (дата обращения: 22.04.2022).
6. Глобальный инновационный индекс - 2020. URL:
https://issek.hse.ru/news/396120793.html (дата обращения: 01.09.2022).
7. Гоман К.И. Проблемы и направления развития инновационной деятельности в промышленности Самарской области // Вестник Самарского университета. 2019. № 1.
8. Гончаренко Л.П. Инновационный менеджмент: учебник для вузов, 2¬е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022.
9. Горловская Е.А. Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства // Аллея науки. 2020. № 1.
10. Горфинкель В.Я., Попадюк Т.Г. Инновационное
предпринимательство: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2019.
11. Губернатор Самарской области назвал 5 болевых точек региона.
URL: https://63.ru/text/politics/2021/05/18/69920873/ (дата обращения:
01.09.2022).
12. Доклад о технологиях и инновациях за 2021 год. URL: https://roscongress.org/materials/doklad-o-tekhnologiyakh-i-innovatsiyakh-za-2021 - god/ (дата обращения: 10.09.2022).
13. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://ofd.nalog.ru (дата обращения: 01.08.2022).
14. Жители мегаполисов РФ назвали главные проблемы своих городов, в Самаре - коррупция и медицина. URL: https://citytraйic.ru/2020/12/17/жители- мегаполисов-рф-назвали-главны/ (дата обращения: 15.09.2022).
15. Закон Самарской области «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области» от 09.11.2005 № 198-ГД (ред. от 16.12.2021) [Электронный ресурс]. Электронный фонд нормативно-правовой базы РФ [официальный сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/945012260 (дата обращения 20.01.2022)...75