Введение 3
Глава 1 Международно-правовое регулирование в области защиты прав детей 8
1.1 История развития института международно-правовой защиты
прав ребенка 8
1.2 Основные принципы международно-правовой защиты
прав ребенка 18
1.3 Имплементация международно-правовых норм о защите
прав ребенка на примере европейских стран. Конвенция о правах ребенка 22
Глава 2 Деятельность международных организаций в области защиты прав детей 38
2.1 Деятельность ООН в области защиты
прав ребенка 38
2.2 Деятельность ЮНИСЕФ по защите
прав ребенка 48
Глава 3 Международные аспекты в области защиты прав детей 57
3.1 Международно-правовая защита ребенка против
детской безнадзорности, преступности и насилия над несовершеннолетними 57
3.2 Международно-правовая защита ребенка против
экономической эксплуатации 69
3.3 Биоэтика и права ребенка 80
Заключение 90
Список используемой литературы и используемых источников 94
Цивилизованность человеческого общества издавна проявлялась в защите самых слабых его членов, к которым, как правило, относили стариков, женщин, детей. Необходимость особой правовой защиты детей признается целым рядом международно-правовых документов ввиду физической и умственной незрелости ребенка. В настоящее время координирующим центром по разработке и принятию норм международного права, касающихся интересов детей, является ООН, входящие в ее состав специализированные структуры - Комитет по правам ребенка, Детский фонд ЮНИСЕФ [62].
Актуальность темы определяется тем, что она посвящена институту защиты прав и законных интересов детей в соотношении российского и международного частного права в правотворческом и правоприменительном процессе.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Институт защиты прав и законных интересов детей претерпевает постоянные изменения, поэтому предпринята попытка выявить новые теоретические определения и предложения по совершенствованию российского и международного законодательства в сфере защиты прав и законных интересов детей.
Степень разработанности темы исследования показывает, что проблема защиты прав ребенка в настоящее время является одной из самых актуальных и востребованных тем для исследования в науке международного права. «Свидетельством этому могут служить данные ООН, ВОЗ, МОТ и ряда международных неправительственных организаций, занимающихся защитой прав ребенка. Согласно данным этих организаций, в настоящее время дети в школах как в развивающихся странах, так и в промышленноразвитых странах, все еще подвергаются психическому или физическому запугиванию, вовлечены в рабские трудовые отношения, оказываются жертвами торговли людьми. Это требует принятия государствами на национальном уровне мер имплементационного характера по обеспечению и защите прав детей, закрепленных в соответствующих универсальных и региональных соглашениях» [20, стр. 54].
Права ребенка получили закрепление в универсальных декларациях и конвенциях по правам человека: Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав и основных свобод [32]. Европейским судом по правам человека были разработаны определенные правовые стандарты, регулирующие положение детей в международном праве и, в частности, касающиеся их положения в семье.
Вместе с тем, «на сегодняшнем этапе развития Конвенция о правах ребенка 1989 г. (далее - Конвенция) и три факультативных протокола к ней: о торговле детьми и детской порнографии, об участии детей в вооруженных конфликтах 2000 г., касающегося процедуры сообщений 2011 г., являются основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы по правам человека, и образуют универсальный международный инструмент по защите прав детей, подлежащих применению ко всем детям и во всех обстоятельствах» [34, стр. 112].
«Конвенция свела воедино, в один документ, права ребенка, которые ранее можно было отыскать только путем изучения большого числа документов, относящихся к различным областям права» [20, стр. 123].
Объектом исследования выступают общественные отношения,
возникающие в связи с закреплением и реализацией конституционных прав и свобод ребенка, международно-правовой защиты прав и законных интересов детей.
Предметом исследования выступают правовые нормы, акты международного частного права, регулирующие вопросы защиты детей.
Целью исследования является сравнительный анализ
правоприменительной практики российского законодательства
и международного частного права в области защиты прав детей на примере рассмотренных Европейским судом по правам человека жалоб и вынесенных по ним постановлений.
...
Деятельность ООН всегда была направлена на защиту детей и подростков. В этой связи были приняты многочисленные международные документы, Конвенции, нормы которых обязывали государства, правительственные организации, национальные организации всех форм собственности принять исчерпывающие меры по защите детей от всех форм насилия, экономической эксплуатации, жестокого обращения, от любой деятельности, которая напрямую или косвенно могла оказать неблагоприятное воздействие на психическое или физическое здоровье несовершеннолетних.
В рамках осуществления трудовой деятельности работодателям важно учитывать незрелый возраст подростков и их психоэмоциональное развитие.
В качестве необходимых условия осуществления подростками трудовой деятельности установление минимального возраста, определение продолжительности рабочего дня, рассмотрение условий труда, установление мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение работодателями законодательства по условиям труда несовершеннолетних является первостепенной необходимостью.
Международные Конвенции ООН, регламентирующие вопросы детского труда, в своих положениях не стремились полностью исключить возможность детского труда, но предусматривали защиту от экономической и трудовой эксплуатации подростков.
Вопрос защиты прав и законных интересов детей не всегда были в приоритете национальных законодательств, но вместе с тем одновременно всегда присутствовало стремление иметь равные права и свободы, необходимость поиска общих идеалов, развитие политической и правовой мысли.
В настоящей выпускной квалификационной работе была сделана попытка проанализировать положения Европейского суда по правам человека во взаимосвязи с российским законодательством, выносимым по различным категориям дел: жестокое обращение с детьми, усыновление, отмены усыновления, торговля людьми, проведение операций по задержанию в присутствии детей, высказаны предложения по улучшению российского законодательства в части защиты прав и законных интересов одной из самых уязвимых социальных групп - детей.
Все это стало бы невозможно без разработки универсальных норм о защите прав ребенка. В первые годы деятельности ООН проведены многочисленные мероприятия по созданию правовой базы в области защиты прав и свобод человека, в частности детей.
Так, первым и основным документом была разработана Общая декларация прав человека, которая была принята в 1948 году. Декларация содержит положения по основным правам человека в независимости от его возраста. В статье 25 особое внимание уделено положениям особой защиты материнства и детства, требованиям к образованию (статья 26). Международная организация труда в своих документах также содержит положения об ограничении эксплуатации детского труда [29, стр. 211-213].
В рамках деятельности ООН были приняты международные документы, регламентирующие различные вопросы защиты прав и законных интересов детей. К основным документам относится Конвенция о правах ребенка, принятая в 1989 году и регламентирующая основные представления современного общества и человечества о роли и месте ребенка в обществе [31].
Для реализации положений Конвенции о правах ребенка был создан Комитет по правам ребенка, который аккумулирует информацию по выполнению странами-участниками положений Конвенции о правах ребенка.
Ребенком в мировом сообществе признается человек, не достигший возраста 18 лет, или если по каким-то иным основаниям он не достигает совершеннолетия ранее. Права детей равны. Никто не может подвергаться дискриминации по расовому признаку, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Декларация о правах ребенка провозглашает наличие равных прав детей в области воспитания, образования, обеспечения физического и духовного развития.
Поскольку дети относятся к наиболее уязвимой группе населения, ввиду их психоэмоциональной и физической незрелости, государствам необходимо предпринять комплекс мер по охране
и заботе, надлежащей правовой защите до и после их рождения. В защиты своих прав и законных интересов нуждаются несовершеннолетние при совершении преступления или правонарушения, при осуждении за совершение преступления, при назначении и отбытии ими наказания [65].
Дети являются субъектами гражданских и политических прав. Международными нормами они рассматриваются наравне со взрослыми. Данный аспект заключается в необходимости руководить и направлять ребенка для того, чтобы он мог осуществлять свои права и свободы. Такие действия необходимы совершать согласно возможностям развития ребенка.
Международным правом, национальным правом государств дети наделяются исключительно своими «детскими» гражданскими правами: на регистрацию рождения, имя, приобретение гражданства с момента рождения, признание права ребенка на сохранение своей индивидуальности.
Законодательство России предусматривает, что каждый человек с рождения обладает набором прав и свобод независимо от возраста. Конституция России также гарантирует детям их гражданские права. К сожалению, сегодня дети часто сталкиваются с несоблюдением своих конституционных прав и к причинам такого нарушения можно отнести незнание маленькими гражданами о наличии присущих им от рождения прав и свобод, которыми они могут он обладать.
В силу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации родители обладают равноправием в заботе и воспитании о детях. Самое важное правило каждого ребенка - «его право на жизнь и воспитание в семье» [33]. Родители должны воспитать в ребенке уверенность в себе, обеспечить его полноценное развитие и участие в жизни социума, создать все необходимые условия для развития гармоничной личности.
Семейные отношения по воспитанию детей, удовлетворение потребности родителей общаться с ребенком и потребности ребенка иметь возможность на духовное, физическое развитие, принцип равенства мужчины и женщины в семье, формирование ответственности за семью, воспитание детей нуждается в регламентации.
Забота родителей о ребенке заключается, в первую очередь, во внимании к потребностям и интересам ребенка, оказании содействия в решении возникающих вопросов и проблем и разнообразии его всесторонних интересов.
Каждый ребенок должен иметь возможность в физическом и духовном росте и здоровье, иметь полноценную жизнь. Ребенок вправе принимать участие в суде, имеет право на свое мнение при разрешении в судебном порядке семейных вопросов, защиту от вредной информации, от пропаганды, наносящей вред его психоэмоциональному здоровью.
Таким образом, национальные законодательства и международное право определяют уважение человеческого достоинства ребенка и его уважение в семье как одно из основных направлений, предусматривают защиту его прав и законных интересов, наделяют его не только правами, но и предусматривают механизмы их реализации.
1. Абашидзе А.Х. Международное право. Мирное разрешение споров: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А.Х.Абашидзе,
A. М. Солнцев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 221 с.
2. Абросимова Е.А. Международное частное право: учебник: в 2 т. // М.: Статут, 2019. Т. 2: Особенная часть - С. 764.
3. Алешина, А. В. Международное частное право / А.В. Алешина,
B. А. Косовская. - М.: Феникс, 2019. - 320 с.
4. Белов В.А. Международное торговое право и право ВТО в 3 кн. Книга 2. Частноунифицированное международное торговое право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2018. 426 с.
5. Богуславский М.М. Проблемы соотношения международного публичного и международного частного права / М.М. Богуславский // Молодой ученый. - 2019. - №28. - С. 709.
6. Богуславский, М. М. Международное частное право / М.М.
Богуславский. - М.: Международные отношения, 2022. - 416 с.
7. Богуславский, М. М. Международное частное право / М.М.
Богуславский. - М.: ЮРИСТЪ, 2020. - 408 с.
8. Буланов, Вадим Категория наиболее тесной связи в
международном частном праве / Вадим Буланов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2021. - 140 с.
9. Всеобщая декларация прав ребенка // Сборник документов по правам человека. 2008.
10. Всеобщая декларация прав ребенка // Сборник документов по правам человека, 2009.
11. Генеральная Ассамблея. Резолюция 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 // Международные документы по защите прав человека в социальной сфере. Хрестоматия. Санкт-Петербург, 2002. Стр. 88-102.
12. Гетьман-Павлова, И. В. Международное частное право / И.В. Гетьман-Павлова. - М.: Юрайт-Издат, 2018. - 512 с.
13. Гетьман-Павлова, И.В Международное частное право / И.В Гетьман-Павлова. - М.: Эксмо, 2021. - 431 с.
14. Гетьман-Павлова, И. В. Международное частное право: учебник для вузов / И. В. Гетьман-Павлова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 489 с.
15. Гончаров В.В., Петренко Е.Г. Права человека в международном и российском праве. Учебное пособие. Краснодар, 2020. - 117 с.
...
74 источника