Введение…………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Базовые основы государственного управления в сфере науки……… 6
1.1 Оновные понятия государственного управления в сфере науки………….. 6
1.2 Органы государственного управления сферой науки……………………… 7
1.3 Приоритетные направления в сфере управления наукой в Российской Федерации…8
Глава 2. Механизм реализации системы государственного управления в сфере науки в Тульской области……………………………………………….. 13
2.1 Базовые основы государственного управления в сфере науки в Тульской области……13
2.2 Меры реализации политики поддержки науки в Тульской области…….. 16
2.3 Показатели финансирования научных проектов в Тульской области…... 19
Глава 3. Перспективы развития и совершенствование системы государственного управления в сфере науки в Тульской области…………... 23
3.1 Основные направления совершенствования государственного управления в сфере науки в Тульской области……………………………………………. 23
3.2 Перспективы использования цифровизации для развития научных достижений на территории Тульской области……………………………….. 25
Заключение………………………………………………………………………. 29
Список используемой литературы…30
Актуальность исследования. Ввиду роста интереса к научно-технической деятельности в Тульской области и увеличении государственной поддержки в этой сфере наблюдается прирост финансирования и прирост числа соискателей государственной поддержки, что свидетельствует о значительном потенциале и развитии научно-технического сектора в регионе.
Эффективное использование бюджетных средств для финансирования научно-технических проектов важно для развития инноваций и решения региональных проблем. Привлечение инвестиций и использование результатов предыдущих исследований позволяют увеличить эффективность и конкурентоспособность проводимых проектов.
Такие усилия по развитию научно-технической сферы способствуют росту экономики региона, созданию новых рабочих мест, развитию инноваций и повышению качества жизни жителей Тульской области.
Эффективная поддержка научно-технической и инновационной деятельности играет ключевую роль в развитии региона, и Тульская область является примером активной работы в этом направлении. Увеличение финансирования научно-технической сферы и рост числа участников конкурсов на государственную поддержку свидетельствуют о растущем интересе к научной работе и инновациям.
Финансирование научных проектов из бюджета области и предоставление грантов способствует развитию новых технологий, созданию инновационной продукции и решению актуальных проблем региона. Важно отметить, что поддерживаются не только сами исследования, но и их практическое применение через передачу научно-технической продукции предприятиям и организациям области.
Кроме того, организация конкурсов грантов губернатора Тульской области способствует стимулированию научно-исследовательской деятельности и привлечению внимания к научным и техническим проектам. Это создает благоприятные условия для развития научного сообщества и инновационной среды в регионе.
Такие меры по поддержке научно-технической деятельности не только способствуют росту экономики Тульской области, но и обеспечивают ее конкурентоспособность и устойчивое развитие в долгосрочной перспективе.
Цель работы - исследовать систему государственного управления в сфере науки на примере Тульской области.
Объект исследования - Тульская область.
Предмет исследования - механизм государственного управления в сфере науки на примере Тульской области.
Обозначенная цель, предмет и объект исследования предполагают решение следующих задач:
- раскрыть основные понятия государственного управления в сфере науки в Российской Федерации;
- исследовать органы государственного управления сферой науки;
- выделить приоритетные направления в сфере управления наукой в Российской Федерации;
-определить меры реализации политики поддержки науки в Тульской области;
- изучить показатели финансирования научных проектов в Тульской области.
- определить перспективы развития и совершенствование системы государственного управления в сфере науки в Тульской области
Методологической основой для исследования послужили работы о вопросах управления в сфере науки в регионах Акбердина В.В., Смирнова О.П. Коростылев В. Е. и другие.
В целях стимулирования и государственной поддержки научно технической деятельности, повышения социального статуса научных работников и престижности их труда принят Закон «Об учреждении премий Тульской области в сфере науки и техники», сумма финансирования которого составляет 120 тыс. рублей ежегодно.
Работа по пропаганде научно-технических достижений в Тульской области имеет стратегическое значение для стимулирования инновационной активности и развития региональной экономики. Ежегодное составление Каталога инновационных проектов предприятий и их реклама на различных мероприятиях в регионах Российской Федерации способствуют привлечению внимания к инновациям, разрабатываемым в регионе, и их успешной реализации.
Выделение до 5% средств бюджета Тульской области на создание и функционирование инфраструктуры для научно-технической и инновационной деятельности является важным шагом для обеспечения условий развития новых технологий и исследований. Поддержка создания или поддержки элементов инфраструктуры на базе уже существующих учебных заведений, библиотек и общественных организаций позволяет эффективно использовать ресурсы и снизить расходы на этот процесс.
Дальнейшее развитие инфраструктуры для научно-технической и инновационной деятельности остается приоритетным направлением в деятельности администрации области. Это позволит создать более благоприятные условия для инновационного роста и укрепления позиций Тульской области в области научных исследований и технологического прогресса.
По итогам выполнения курсовой работы можно сделать выводы.
Приоритетные направления государственного регулирования научных достижений в Тульской области должны включать в себя разработку конкретных стратегий и программ исследований и разработок в этих областях. Также важно проводить регулярную оценку и анализ результатов, чтобы корректировать приоритеты в соответствии с изменяющимися вызовами и потребностями общества.
Важна кардинальная перестройка системы государственного стратегического прогнозирования: в рамках этой задачи необходимо также обеспечить сбалансированное участие различных заинтересованных сторон, включая научные организации, бизнес-сообщество и гражданское общество, в процессе определения приоритетных направлений и разработки стратегий и программ исследований.
Концентрация ресурсов: Для эффективной концентрации ресурсов необходимо разработать механизмы финансирования и организационной поддержки, которые бы обеспечили прозрачность, эффективность и справедливость в распределении средств научным проектам.
Лидерство на уровне страны: необходимо также активно развивать международное научное сотрудничество и обмен опытом с ведущими зарубежными научными центрами и организациями.
Поддержка инноваций и коммерциализации результатов: Одной из ключевых задач также должна быть поддержка инновационной деятельности и коммерциализации результатов научных исследований, чтобы обеспечить их перевод в реальные технологии и продукты, способные конкурировать на мировом рынке.
Кроме того, важно обеспечить эффективное управление и координацию всех этапов реализации данных задач с учетом специфики российской научно-технической среды и потребностей общества.
1. Акбердина В.В., Смирнова О.П. Экономическая угрозы безопасность региона: оценка которого и перспективы // Региональная экономика: приводит теория pageref и практика. 2018. №8 (455). URL: проводят https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-regiona-otsenka-i-perspektivy (дата наследия обращения: 13.02.2024)
2. Постановление Правительства Тульской области от 31.03.2021 № 144 «Об автономной некоммерческой организации «Научно-образовательный центр мирового уровня «ТулаТЕХ»
3. Казанцева Н.В. Особенности стратегического управления научным секторов в регионах // современные технологии в мировом научном пространстве. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях. 2020. С. 201-204.
4. Корнеев Н.В. Технологии государственного управления: Учебник для студ. учреждений высш. образования / Н.В. Корнеев, Ю.В. Корнеева.– М.: Академия, 2021. – 288 с.
5. Кравченко А.В., Лосева К.А. Влияние среды на выбор стратегии предприятия // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (44). С. 113-119.
6. Лайко М.Ю., Кошелева А.И., Евтегнеева Д.К. Международный опыт и российская практика эффективного финансирования НИОКР// Региональная экономика и управление. 2021. № 4. С. 2-18.
7. Ленюк К.М., Мудревский А.Ю. Конкурентоспособность предприятий научной сферы // Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона Материалы международной научно-практической конференции Академии МУБиНТ. 2020. С. 86-89.
8. Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки: учебное пособие/ Алексеев Н.Н. Москва: Зерцало, 2020.
9. Алексеева Т.А. Политическая наука перед вызовами глобального и регионального развития: научное издание (Серия «Российская политическая наука. Истоки и перспективы») / Т.А. Алексеева [и др.]. Москва: Аспект Пресс, 2021. С. 12
10. Бабун Р.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / Р.В. Бабун. М.: КноРус, 2022.
11. Танкиева Т. А., Пономарева М. В., Королев А. В. Проблемы и песпективы развитя имиджа территории //Сервис plus. – 2018. – Т. 12. – №. 2;
12. Тяглов именно С.Г. Национальная экономика. Система потенциалов. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. — Электрон. текстовые данные.— Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 367 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71157.html
13. Официальный сайт национальных проектов РФ. Режим доступа
https://национальныепроекты.рф/news/v-tulskoy-oblasti-opredelili-pobediteley-grantov-v-sfere-nauki-i-tekhniki
14. Новостной сайт Тулы.Режим доступа https://tulapressa.ru/2023/11/tulskaya-oblast-predstavila-opyt-realizacii-gosprogrammy-v-sfere-nauki-na-zasedanii-gossoveta/
15. Новостной сайт Тулы. Режим доступа https://newstula.ru/fn_1085372.html