Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерные особенности профессионального самоопределения современных подростков (Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет)

Работа №137117

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2023
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 подростков мужского и женского пола в возрасте от 12 до 14 лет
Есть приложения.

Введение 3
1. Теоретические основы исследования гендерных особенностей профессионального самоопределения современных подростков 7
1.1. Теоретические подходы к исследованию профессионального самоопределения 7
1.2. Проблема гендерного и профессионального самоопределения как важнейшие задачи развития подросткового возраста 14
1.3. Обзор научных исследований по проблеме гендерных особенностей профессионального самоопределения у современных подростков 22
Выводы по главе 1 26
2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей профессионального самоопределения современных подростков 28
2.1. Организация и планирование эмпирического исследования 28
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 30
2.3. Рекомендации по результатам проведенного эмпирического исследования 38
Выводы по главе 2 41
Заключение 42
Список литературы 45
Приложение 1 51
Приложение 2 67

Актуальность исследования. Изменения социальной и общественной жизни, происходящие политические и экономические трансформации общества существенным образом сказываются на трудовой деятельности в самом широком смысле. Усложнение системы экономических отношений, усложнение процесса производства, а также усложнение его обусловило появление множества отдельных профессий, тогда как информирование молодежи о происходящих изменениях зачастую не успевает за происходящими изменения. Ситуация осложняется также экономической нестабильностью, выраженными проблемами в отдельных сферах профессиональной деятельности.
Проблема профессионального самоопределения имеет определяющее значение в различных научных подходах и концепциях. Профессиональное самоопределение с одной стороны можно рассматривать как сложный и многоэтапный процесс. В самом общем виде, его можно представить как серию задач, которые ставятся обществом и от решения которых зависит эффективность процесса самоопределения (Кон И.С., Климов Е.А., и др.). Также профессиональное самоопределение как процесс принятия решений. Результатом принятия решений выступает нахождение баланса между предпочтениями, склонностями и потребностями в системе разделения труда (Голланд Дж., Ильин B.C., Кондаков И.М., Хомутова О.И. и др.). Также процесс профессионального самоопределения можно рассматривать как процесс формирования индивидуального стиля жизни человека (Пряжников Н.С., Хейвигхерст Р., Сьюпер Д. и др.). Имеющиеся в психологии данные позволяют говорить о комплексности содержания феномена профессионального самоопределения. Вместе с тем, несмотря на наличие множества отдельных исследований в данной области, многие вопросы не могут считаться исследованными в достаточной мере. Одним из таких вопросов может рассматриваться вопрос гендерных особенностей профессионального самоопределения.
Проблема осложняется также тем, что современная действительность, существующие изменения в социальном функционировании, развитие технологий, обуславливает уменьшение роли традиционно «мужских» и «женских» профессий. Жесткое распределение ролей все больше уходит на второй план, тогда как спутанность гендерных ролей все чаще обуславливает возникновение трудностей в профессиональном выборе, что может стать в перспективе фактором дезадаптации.
Нами было проведено исследование, целью которого стало изучение профессионального самоопределения современных подростков с учетом гендерной роли.
Объект исследования – профессиональное самоопределение подростков.
Предмет исследования – гендерные особенности профессионального самоопределения современных подростков.
Гипотеза: предполагается, что выраженность и соотношение параметров профессионального типа у юношей и девушек проявляются по-разному. У юношей лидирующую позицию занимает «предпринимательский» профессиональный тип, а у девушек наиболее выражен «социальный» профессиональный тип.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научные представления о профессиональном самоопределении.
2. Охарактеризовать проблему гендерного и профессионального самоопределения как важнейших задач развития подросткового возраста.
3. Выполнить обзор научных исследований по проблеме гендерных особенностей профессионального самоопределения у современных подростков.
4. Разработать программу пилотажного исследования особенностей профессионального самоопределения современных подростков.
5. Выполнить пилотажное исследование гендерных особенностей профессионального самоопределения современных подростков.
6. Проанализировать полученные результаты, разработать рекомендации по результатам проделанной работы.
Теоретико-методологической основой работы явились основополагающие исследования отечественных психологов, предполагающие рассмотрение структурного, функционального, генетического аспектов изучаемой проблемы в их взаимосвязи: исследования профессионального самоопределения (Е.А. Климов, И.С. Кон, А.К. Маркова, Пряжников Н.С., М.В. Разумова и др.); комплексный подход к исследованию особенностей развития в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования:
1. Метод анализа научных источников по теме исследования.
2. Методы практического психодиагностического исследования (методы опроса и тестирования).
3. Статистические методы анализа результатов исследования.
Методики исследования:
1. «Профориентационная личностная методика» Л. Йовайши (модификация М.Ю. Колосницыной, 2014) – для диагностики структуры интересов, профессиональных склонностей личности.
2. Тест Д. Холланда – с целью оценки профессионального личностного типа и для определения социальной направленности личности.
3. Методика Куна «Кто я?».
Выборка исследования: 20 подростков в возрасте от 12 до 14 лет, из которых 10– мужского пола, 10 – женского пола.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных в исследовании данных в рамках деятельности психологического сопровождения процесса профессиональной ориентации и профессионального развития у лиц подросткового возраста с учетом гендерных особенностей.
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, а также приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В понятии «профессиональное самоопределение» отражается не только определение человеком собственного мира в мире профессиональной деятельности, но также и нахождение человеком личностного смысла в осуществляемой деятельности. В качестве основы профессионального самоопределения можно рассматривать естественное стремление человека к самостоятельности, самостоятельному выбору собственного жизненного пути, а с другой стороны – ориентацию на социальные требования и ориентиры. Профессиональное самоопределение как таковое отражает личностные и процессуальные характеристики выбора, овладение определенной профессиональной деятельностью, связанные с формированием жизненных перспектив, а также результат профессионального становления личности. Профессиональное самоопределение охватывает жизненный путь человека, в процессе которого личность синтезирует новые смыслы относительно собственного места в сфере профессиональной деятельности.
Подростковый возраст является достаточно сложным и значимым жизненным периодом. В данном возрасте интегрируют психофизиологические новообразования растущей личности как индивида и формируются основы предстоящей, самостоятельной жизнедеятельности. Подросток является субъектом учебной деятельности, деятельности общения. Социальная ситуация в данном периоде жизни также существенным образом изменяется, возникают возможности для освоения принципиально новых для учащихся социальных ролей и вариантов активности.
В ходе анализа научных источников по проблеме гендерных особенностей профессионального самоопределения было определено, что существуют особенности профессионального выбора как в аспекте пола, так и гендерной идентичности. В ходе анализа научных источников было установлено, что для лиц с фемининным типом гендерной идентичности характерным является ориентированность на профессии социономического типа (профессии «человек – человек»), а также карьерные ориентации, связанные с управлением другими людьми. Для лиц с маскулинным типом гендерной идентичности характерна направленность на профессии практического плана, предполагающих работу с абстрактными величинами, а также с обслуживанием и управлением техникой. Определено, что данная область имеет большую практическую и теоретическую значимость.
Для определения гендерных особенностей профессионального самоопределения современных подростков было спланировано и осуществлено эмпирическое исследование. В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. Подростки мужского пола в целом более ориентированы на профессии, связанные с бизнесом, с технической деятельность, с военной службой, а также с компьютерами. Для подростков женского пола характерным является большая ориентированность на профессии, связанные с взаимодействием с людьми, а также с творческой деятельностью.
2. У участников исследования мужского пола характерным является ориентированности на профессии предприимчивого типа по сравнению с участниками женского пола, тогда как для участников женского пола характерным является ориентированность на профессии социальные и артистические профессии.
3. Результаты диагностики позволили сделать вывод о том, что подростки женского пола в большей степени ориентированы на выделение в структуре своей идентичности социального аспекта, собственного облика, а также рефлексивности. Для подростков мужского пола характерным является большая ориентированность на выделение себя как субъекта, акцентирующего внимание на том, что он может осуществить и что может сделать.
Проведенное исследование позволяет подтвердить гипотезу исследования, то есть выраженность и соотношение параметров профессионального типа у юношей и девушек проявляются по-разному. У юношей лидирующую позицию занимает «предпринимательский» профессиональный тип, а у девушек наиболее выражен «социальный» профессиональный тип.
Перспективами дальнейших исследования выступает работа по исследованию гендерных особенностей профессионального самоопределения у учащихся старших классов, у студентов. Немаловажное значение имеет также работа, направленная на изучение детерминант и факторов профессионального самоопределения, а также деятельность, направленная на психологическое сопровождение процесса профессионального самоопределения у подростков.



1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2012. – 491 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М., 1991 -280 с.
3. Аверин, В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. Издательство Михайлова В.А. СПб, 2008. – 368 с
4. Аверьянова, С. Ю. Ключевые компетенции как факторы и результаты профессионального самоопределения старшеклассников / С. Ю. Аверьянова // Научный диалог. – 2013. – № 8(20). – С. 120-130.
5. Ананьина, Е. В. Педагогическое содействие становлению готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению / Е. В. Ананьина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2007. – № 6(78). – С. 124-126
6. Арон, И. С. Субъектность личности как основа психологической готовности к профессиональному самоопределению / И. С. Арон // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013. – № 1-2(46). – С. 121-124.
7. Барышникова, Е. В. Гендерный аспект в исследовании профессиональных интересов у младших подростков / Е. В. Барышникова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 3(24). – С. 147-150
8. Бендас, Т.В. Гендерные исследования лидерства / Т.В. Бендас // Вопросы психологии. – 2000. – №1. – С. 87–95.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. -СПб.: Питер, 2008. - 411 с.
10. Бондаренко, Н. В. Гендерные отличия профессионального самоопределения старшеклассников / Н. В. Бондаренко // Интериал. – 2019. – № 3(7). – С. 163-166
11. Буров, К. С. Профессиональное самоопределение как научное понятие / К. С. Буров // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2017. – Т. 9. – № 4. – С. 57-67.
12. Буянова, Г. В. Соотношение понятий «профессиональное самоопределение» и «профессиональная направленность» / Г. В. Буянова // Вестник современных исследований. – 2018. – № 10.1(25). – С. 56-58.
13. Виданова, Ю. И. Гендерные аспекты профессионального самоопределения подростков / Ю. И. Виданова // Научные исследования: от теории к практике. – 2015. – Т. 1. – № 4(5). – С. 233-234.
14. Воропай, Е. В. Гендерные различия при профессиональном самоопределении подростков / Е. В. Воропай, Л. Н. Ожигова, П. Ю. Удачина // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-2. – С. 375-380
15. Гаврилова, К. А. Сущность понятия профессиональное самоопредление подростка: анализ основных научных подходов / К. А. Гаврилова, В. И. Кириллова // Научные горизонты. – 2019. – № 4(20). – С. 25-32.
16. Гашимова, С. С. Сущность и содержание понятия «профессиональное самоопределение» / С. С. Гашимова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 14. – С. 45-49.
17. Григорьева, Т. А. Нравственно-правовое самоопределение будущего специалиста таможенного дела: сущность, структура и содержание / Т. А. Григорьева, В. Н. Кормакова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 4(25). – С. 235-238.
18. Дубровина, Л. А. Ценностные ориентации подростков и старшеклассников / Л. А. Дубровина, Е. В. Кошутина, А. С. Константинова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – № 10. – С. 19-22.
19. Дятлова, В. Е. Взаимосвязь акцентупций характера и профессионального самоопределения личности подростка / В. Е. Дятлова // Аллея науки. – 2018. – Т. 1. – № 11(27). – С. 426-430.
20. Железная, А. Б. Гендерные особенности выбора карьерных ориентаций у школьников / А. Б. Железная, Г. Л. Железный // American Scientific Journal. – 2021. – № 47(47). – С. 35-40.
21. Журавлев, А. Л. Психология личности как открытой и развивающейся системы (к юбилею Л.И. Анцыферовой) / А. Л. Журавлев, Н. Е. Харламенкова // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30. – № 6. – С. 30-39.
22. Ионов, А. В. Допрофессиональное самоопределение учащихся средней школы / А. В. Ионов // Человек и образование. – 2009. – № 4(21). – С. 157-160.
23. Каткова, А. В. Анализ особенностей профессионального самоопределения аддиктивных подростков в зависимости от гендерных различий / А. В. Каткова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2010. – № 4. – С. 162-167.
24. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. – М.: Изд-во МГУ, 1988. –199 с.
25. Князев, В. Н. К определению понятия «профессиональное самоопределение» / В. Н. Князев, Е. А. Любимова // Вестник НОУ ОНУТЦ ОАО Газпром. – 2012. – № 11. – С. 37-40
26. Коваль, В.И. Профессиональное самоопределение / В.И. Коваль, Т.А. Родионова //Энциклопедия профессионального образования: В 3 т../Под ред. С.Я.Батышева.-М.,АПО,1999.-Т.2.-С.419-420.
27. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание [Электронный ресурс] / И.С. Кон. URL: https://psylib.org.ua/books/konis01/index.htm
28. Кон, И.С. Психология ранней юности [Электронный ресурс] / И.С. Кон. URL: https://static.iea.ras.ru/books/Kon_psihologiya_yunosti.pdf
29. Кормакова, В. Н. Проектирование жизненных стратегий как фактор профессионально-личностного становления учащейся молодежи / В. Н. Кормакова // Образование и общество. – 2018. – № 5(112). – С. 99-103.
30. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – М., 2018., – 914 с.
31. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 308 с.
32. Мещерякова, И. Н. Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте / И. Н. Мещерякова, Е. Г. Демец // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-4. – С. 329-332.
33. Мокроусова, Т. А. Профессиональное самоопределение студента в контексте формирования субъектной позиции / Т. А. Мокроусова // Символ науки: международный научный журнал. – 2015. – № 12-2. – С. 171-174.
34. Мякишева, В. Н. Профессиональное самоопределение младших школьников как психолого-педагогическая проблема / В. Н. Мякишева // Вестник научных конференций. – 2020. – № 1-3(53). – С. 102-105.
35. Науменко, М. В. Гендерная социализация подростков и детерминанты профессиональной самоидентификации / М. В. Науменко // Современные научные исследования. – 2011. – № 1(1). – С. 7.
36. Николаева, Ю. Е. Гендерные характеристики профессионального самоопределения личности в старшем подростковом возрасте / Ю. Е. Николаева // Научный потенциал. – 2016. – № 1(21). – С. 81-82.
37. Плужникова, Н. И. Психологические подходы к определению вынужденного выбора профессии / Н. И. Плужникова // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2015. – Т. 14. – № 2(129). – С. 26-35.
38. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников. М.: «Академия», 2007. 348 с
39. Пряжников, Н. С. Статусы «акме» в карьерном самоопределении: приглашение к дискуссии / Н. С. Пряжников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2017. – Т. 6. – № 3. – С. 214-220.
40. Пудова, Е. А. Особенности выбора профессии учениками с разной гендерной ориентацией / Е. А. Пудова // Инновационная наука. – 2019. – № 11. – С. 172-174.
41. Разумова, М. В. К вопросу о понятии «профессиональное самоопределение» / М. В. Разумова // Профессиональное образование и общество. – 2016. – № 1(17). – С. 14-20.
42. Романова, В. И. Сущность и содержание осмысленного профессионального самоопределения / В. И. Романова // Аллея науки. – 2017. – Т. 2. – № 12. – С. 579-582.
43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -М., 2019. -722 с.
44. Сафин, В.Ф. Психологический аспект самоопределения личности / В.Ф, Сафин, Г.П. Ников //Психол. журн. 1984. № 4. С. 65-73.
45. Сложеникина, Т. П. Субъектность государственных гражданских служащих в процессе профессиональной деятельности / Т. П. Сложеникина // Вестник научных конференций. – 2019. – № 6-2(46). – С. 112-115.
46. Сотсков, Ф. Н. Профессиональное самоопределение. Понятие, генезис, проблемы / Ф. Н. Сотсков // Вестник Академии управления и производства. – 2021. – № 2-3. – С. 122-134.
47. Степанова, А. В. Критическое мышление как основа профессионального самоопределения личности / А. В. Степанова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2021. – Т. 10. – № 1-1. – С. 123-128.
48. Уэст, К. Создание гендера / К. Уэст, Д. Зиммерман // Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований»; под ред. О.А Ворониной. – М.: МЦГИ–МВШСЭН–МФФ, 2001. – С. 76–84.
49. Фирсов, М.В. Теория социальной работы [Электроннй ресурс] / М.В. ФИрсов, Е.Г. Студенова. URL: https://www.studmed.ru/view/firsov-mv-studenova-eg-teoriya-socialnoy-raboty_e2639714162.html?page=8
50. Юдина, Ю. Г. Развитие рефлексии как механизма профессионального самоопределения студентов в рамках практики / Ю. Г. Юдина, А. М. Белова, С. И. Дрейцер // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2020. – № 1(51). – С. 130-140.
51. Юртаева, Е. Р. Профессиональное самоопределение подростков / Е. Р. Юртаева // Столица науки. – 2020. – № 6(23). – С. 494-498.
52. Rubin, G. The Traffic in Women: Notes on the Political Economy of sex [Электроннй ресурс]/ G. Rubinю URL: https://philarchive.org/archive/RUBTTI

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ