Повышение эффективности функционирования промышленного предприятия на основе управления задолженностью (факторинга)
|
Доставка из РГБ
Введение……………………………………………………………………….............................3
Глава 1. Управление задолженностью предприятий как способ ускорения оборачиваемости основных и оборотных фондов.
1.1. Влияние оборотных фондов на функционирование промышленных предприятий. ………………………………………………………………….…14
1.2. Управление дебиторской задолженностью на промышленных предприятиях. ..………………………………………….... ……………………………………...24
Глава 2. Теоретические аспекты факторинга и реализация факторинговых операций.
2.1. История и предпосылки возникновения факторинговых операций………………………………………………………………………………41
2.2. Содержание, формы и функции факторинга ..………………………………... .49
2.3. Законодательное регулирование факторинговых операции в России…………………………………………………… …………………….... 78
Глава 3. Рынок факторинговых услуг в современной России.
3.1. Российский рынок факторинга на докризисном этапе ………………………..94
3.2. Антикризисный потенциал факторинга …………...……………………….....120
3.3. Общая информация о деятельности Банка «Национальная Факторинговая Компания» (ЗАО)……………………….…………………………………………..137
Глава 4. Эффективность использования факторинга в промышленности.
4.1. Условия и критерии оптимального использования факторинга промышленными предприятиями……………………...……………………...…...145
4.2. Механизм применения факторинга на промышленном предприятии (на примере ООО «Литейно-Прессового Завода «Сегал»)………………………...…150
4.2.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЛПЗ «Сегал».. .…150
4.2.2. Оценка и способы повышения эффективности использования факторинга на ООО «ЛПЗ «Сегал»……………………………………………………………..…..165
Заключение……………………………………………………………………………...……..182
Список используемой литературы ………………………………………………………..…193
Введение……………………………………………………………………….............................3
Глава 1. Управление задолженностью предприятий как способ ускорения оборачиваемости основных и оборотных фондов.
1.1. Влияние оборотных фондов на функционирование промышленных предприятий. ………………………………………………………………….…14
1.2. Управление дебиторской задолженностью на промышленных предприятиях. ..………………………………………….... ……………………………………...24
Глава 2. Теоретические аспекты факторинга и реализация факторинговых операций.
2.1. История и предпосылки возникновения факторинговых операций………………………………………………………………………………41
2.2. Содержание, формы и функции факторинга ..………………………………... .49
2.3. Законодательное регулирование факторинговых операции в России…………………………………………………… …………………….... 78
Глава 3. Рынок факторинговых услуг в современной России.
3.1. Российский рынок факторинга на докризисном этапе ………………………..94
3.2. Антикризисный потенциал факторинга …………...……………………….....120
3.3. Общая информация о деятельности Банка «Национальная Факторинговая Компания» (ЗАО)……………………….…………………………………………..137
Глава 4. Эффективность использования факторинга в промышленности.
4.1. Условия и критерии оптимального использования факторинга промышленными предприятиями……………………...……………………...…...145
4.2. Механизм применения факторинга на промышленном предприятии (на примере ООО «Литейно-Прессового Завода «Сегал»)………………………...…150
4.2.1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЛПЗ «Сегал».. .…150
4.2.2. Оценка и способы повышения эффективности использования факторинга на ООО «ЛПЗ «Сегал»……………………………………………………………..…..165
Заключение……………………………………………………………………………...……..182
Список используемой литературы ………………………………………………………..…193
Дебиторская задолженность представляет собой важную часть активов промышленных предприятий. Для многих предприятий предоставление коммерческого кредита по поставкам промышленной продукции является неотъемлемым условием осуществления деятельности, важным конкурентным преимуществом, инструментом роста продаж, следовательно, и наращивания объемов производства.
Являясь частью оборотных средств, а именно, частью фондов обращения, дебиторская задолженность резко сокращает оборачиваемость производственных фондов предприятий и тем самым уменьшает доход предприятия. Эффективное управление дебиторской задолженностью является важным фактором повышения общей эффективности деятельности предприятия, его доходности и финансовой устойчивости.
В системе управления дебиторской задолженностью, существуют различные способы ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности: разработка системы скидок для потребителей поставляемой продукции, учёт векселей, краткосрочное банковское кредитование, факторинг. У многих промышленных предприятий не всегда есть возможность управлять дебиторской задолженностью с помощью внедрения системы скидок и учёта векселей. В таких ситуациях факторинг может стать эффективным инструментом управления дебиторской задолженностью, а значит, инструментом роста продаж и доходности.
Развитие системы общественного разделения труда в современной рыночной экономике привело к выделению универсального и системного инструмента управления задолженностью предприятий – факторинга. Он возник относительно недавно. Тем не менее практика применения его промышленными предприятиями России имеет тенденцию к все большему распространению.
Факторинговые операции являются одним из методов комплексного финансового обеспечения и регулирования денежного оборота промышленных предприятий. История становления факторинга в Западной Европе относится к 50-60гг. ХХ века. В этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим покупателям. В 60-х годах на мировом рынке появился переизбыток товаров в сравнение с платежным спросом, что породило на свет фразу «покупатель всегда прав», т.е. стал формироваться устойчивый рынок покупателя. Предприятия оказались вынуждены идти на создание все более льготных условий продаж, среди которых прочные позиции занимает товарный кредит. Придя на смену оплате товаров по факту поставки, он стал одним из главных видов правоотношений между производителем и потребителем.
Однако долгое время доминировали документарные формы погашения товарного кредита. Дебитор оформлял свой долг, выписывая продавцу вексель, либо применялась аккредитивная форма расчетов. Естественно, это было не очень удобно для покупателя. Ведь в таком случае он должен был погасить товарный кредит точно в срок независимо от возможных финансовых трудностей. На устойчивом рынке покупателя дебиторы имели возможность диктовать свои условия. Стараясь сохранить завоеванные рынки сбыта, производители были вынуждены согласиться с изменением порядка расчетов за поставляемую продукцию. Однако переход к расчетам по открытому счету, пришедший на место векселя и аккредитива, вызвал резкое падение платежной дисциплины покупателей практически во всем мире. Это привело к значительному росту риска потери ликвидности для продавца, справиться с которым могли только крупные предприятия, имевшие большое количество различных покупателей.
Для того чтобы поддержать предприятия в такой ситуации, возник факторинг, ставший прежде всего средством финансового обеспечения деятельности производителя продукции на время вынужденного отвлечения оборотных средств на сроки товарных кредитов по поставкам продукции. Финансирование предприятий сразу после отгрузки товара в размере до 90% от суммы поставки позволяло производителям предоставлять своим партнерам значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности. Рос спрос на продукцию таких предприятий, росли продажи, одновременно с продажами росло финансирование поставщиков и рост объемов выпуска продукции. Таким образом, факторинг явился средством, способствующим росту новых предприятий и упрочению связей между поставщиками и покупателями.
Наметившиеся за последние годы позитивные перемены в практической деятельности на отечественном рынке факторинга пока еще не
........
Являясь частью оборотных средств, а именно, частью фондов обращения, дебиторская задолженность резко сокращает оборачиваемость производственных фондов предприятий и тем самым уменьшает доход предприятия. Эффективное управление дебиторской задолженностью является важным фактором повышения общей эффективности деятельности предприятия, его доходности и финансовой устойчивости.
В системе управления дебиторской задолженностью, существуют различные способы ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности: разработка системы скидок для потребителей поставляемой продукции, учёт векселей, краткосрочное банковское кредитование, факторинг. У многих промышленных предприятий не всегда есть возможность управлять дебиторской задолженностью с помощью внедрения системы скидок и учёта векселей. В таких ситуациях факторинг может стать эффективным инструментом управления дебиторской задолженностью, а значит, инструментом роста продаж и доходности.
Развитие системы общественного разделения труда в современной рыночной экономике привело к выделению универсального и системного инструмента управления задолженностью предприятий – факторинга. Он возник относительно недавно. Тем не менее практика применения его промышленными предприятиями России имеет тенденцию к все большему распространению.
Факторинговые операции являются одним из методов комплексного финансового обеспечения и регулирования денежного оборота промышленных предприятий. История становления факторинга в Западной Европе относится к 50-60гг. ХХ века. В этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим покупателям. В 60-х годах на мировом рынке появился переизбыток товаров в сравнение с платежным спросом, что породило на свет фразу «покупатель всегда прав», т.е. стал формироваться устойчивый рынок покупателя. Предприятия оказались вынуждены идти на создание все более льготных условий продаж, среди которых прочные позиции занимает товарный кредит. Придя на смену оплате товаров по факту поставки, он стал одним из главных видов правоотношений между производителем и потребителем.
Однако долгое время доминировали документарные формы погашения товарного кредита. Дебитор оформлял свой долг, выписывая продавцу вексель, либо применялась аккредитивная форма расчетов. Естественно, это было не очень удобно для покупателя. Ведь в таком случае он должен был погасить товарный кредит точно в срок независимо от возможных финансовых трудностей. На устойчивом рынке покупателя дебиторы имели возможность диктовать свои условия. Стараясь сохранить завоеванные рынки сбыта, производители были вынуждены согласиться с изменением порядка расчетов за поставляемую продукцию. Однако переход к расчетам по открытому счету, пришедший на место векселя и аккредитива, вызвал резкое падение платежной дисциплины покупателей практически во всем мире. Это привело к значительному росту риска потери ликвидности для продавца, справиться с которым могли только крупные предприятия, имевшие большое количество различных покупателей.
Для того чтобы поддержать предприятия в такой ситуации, возник факторинг, ставший прежде всего средством финансового обеспечения деятельности производителя продукции на время вынужденного отвлечения оборотных средств на сроки товарных кредитов по поставкам продукции. Финансирование предприятий сразу после отгрузки товара в размере до 90% от суммы поставки позволяло производителям предоставлять своим партнерам значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности. Рос спрос на продукцию таких предприятий, росли продажи, одновременно с продажами росло финансирование поставщиков и рост объемов выпуска продукции. Таким образом, факторинг явился средством, способствующим росту новых предприятий и упрочению связей между поставщиками и покупателями.
Наметившиеся за последние годы позитивные перемены в практической деятельности на отечественном рынке факторинга пока еще не
........
...........
Необходимо сопоставлять эффективность использования факторинга с эффективностью других инструментов управления дебиторской задолженностью: предоставлением скидок, системой штрафов, краткосрочным кредитованием, учётом векселей. Эффективность определяется соотношением результата применения того или иного инструмента и затрат.
При принятии решения по факторингу важно сопоставлять дополнительный доход от его применения с расходами и определять оптимальный лимит финансирования. Также необходимо учитывать дополнительные доходы от таких функций факторинга, как административное управление дебиторской задолженностью, страхование рисков, проведения анализа платёжеспособности дебиторов, и приводить размер и качество дебиторской задолженности в соответствие с основными требованиями факторинговых компаний.
Целесообразность и эффективность применения факторинга определяется условиями функционирования предприятий. Для предприятия, продающего денежные требования, факторинг является способом ускорения оборота денежных средств путём получения досрочной оплаты за поставленные товары. Низкая осведомлённость руководителей предприятий о сущности факторинга и методах анализа его эффективности и целесообразности, отсутствие достаточного количества научной литературы по данной теме делают задачу составления рекомендаций по применению факторинга более значимой.
Итак, предприятию следует выбрать факторинг в качестве инструмента управления дебиторской задолженности, во-первых, в случае, когда значительная доля оборотных средств заморожена в дебиторской задолженности предприятия. Во-вторых, если у предприятия отсутствует достаточное количество собственных средств для покрытия текущих финансовых потребностей. В-третьих, в том случае, если предприятие не имеет возможности применить более дешёвые инструменты управления дебиторской задолженности, такие как, комплексная кредитная политика предприятия, методы спонтанного финансирования (система скидок потребителям за сокращение сроков расчёта), краткосрочное кредитование на пополнение оборотных средств в необходимом объёме. В-четвертых, если расходы на содержание дебиторской задолженности в виде упущенной выгоды превышают расходы на факторинговое обслуживание. В-пятых, когда у предприятия есть возможность использовать полученные ресурсы с рентабельностью, превышающей ставку затрат на факторинговое обслуживание, т.е. прирост валовой прибыли должен покрывать расходы.
Во время глобального экономического кризиса, в отличие от многих других участников финансового рынка, у модели факторингового бизнеса есть определенные преимущества, которые заключаются в управлении достаточно короткими активами и привлечении долгосрочных пассивов.
В разразившемся кризисе, затронувшем всю мировую экономику, когда все национальные рынки попали в зону турбулентности, а коммерческие банки ужесточили политику кредитования, факторинг становится всё более популярным. Но у этой популярности имеются противодействия. Во-первых, Фактор должен понимать, что мотивация поставщика на факторинг не должна быть следствием отказа универсального коммерческого банка в предоставлении обычного кредита. Во-вторых, сам поставщик должен осознавать, что факторинг не является панацеей от острой нехватки краткосрочной ликвидности, что испытывают все промышленные предприятия во время кризисов.
Значение факторинга для российской экономики заключается в том, что его распространение помогает созданию четкой системы взаиморасчетов между промышленными предприятиями, что поможет предотвратить возникновение неплатежей в стране и сократить объем дебиторско-кредиторской задолженности.
Необходимо сопоставлять эффективность использования факторинга с эффективностью других инструментов управления дебиторской задолженностью: предоставлением скидок, системой штрафов, краткосрочным кредитованием, учётом векселей. Эффективность определяется соотношением результата применения того или иного инструмента и затрат.
При принятии решения по факторингу важно сопоставлять дополнительный доход от его применения с расходами и определять оптимальный лимит финансирования. Также необходимо учитывать дополнительные доходы от таких функций факторинга, как административное управление дебиторской задолженностью, страхование рисков, проведения анализа платёжеспособности дебиторов, и приводить размер и качество дебиторской задолженности в соответствие с основными требованиями факторинговых компаний.
Целесообразность и эффективность применения факторинга определяется условиями функционирования предприятий. Для предприятия, продающего денежные требования, факторинг является способом ускорения оборота денежных средств путём получения досрочной оплаты за поставленные товары. Низкая осведомлённость руководителей предприятий о сущности факторинга и методах анализа его эффективности и целесообразности, отсутствие достаточного количества научной литературы по данной теме делают задачу составления рекомендаций по применению факторинга более значимой.
Итак, предприятию следует выбрать факторинг в качестве инструмента управления дебиторской задолженности, во-первых, в случае, когда значительная доля оборотных средств заморожена в дебиторской задолженности предприятия. Во-вторых, если у предприятия отсутствует достаточное количество собственных средств для покрытия текущих финансовых потребностей. В-третьих, в том случае, если предприятие не имеет возможности применить более дешёвые инструменты управления дебиторской задолженности, такие как, комплексная кредитная политика предприятия, методы спонтанного финансирования (система скидок потребителям за сокращение сроков расчёта), краткосрочное кредитование на пополнение оборотных средств в необходимом объёме. В-четвертых, если расходы на содержание дебиторской задолженности в виде упущенной выгоды превышают расходы на факторинговое обслуживание. В-пятых, когда у предприятия есть возможность использовать полученные ресурсы с рентабельностью, превышающей ставку затрат на факторинговое обслуживание, т.е. прирост валовой прибыли должен покрывать расходы.
Во время глобального экономического кризиса, в отличие от многих других участников финансового рынка, у модели факторингового бизнеса есть определенные преимущества, которые заключаются в управлении достаточно короткими активами и привлечении долгосрочных пассивов.
В разразившемся кризисе, затронувшем всю мировую экономику, когда все национальные рынки попали в зону турбулентности, а коммерческие банки ужесточили политику кредитования, факторинг становится всё более популярным. Но у этой популярности имеются противодействия. Во-первых, Фактор должен понимать, что мотивация поставщика на факторинг не должна быть следствием отказа универсального коммерческого банка в предоставлении обычного кредита. Во-вторых, сам поставщик должен осознавать, что факторинг не является панацеей от острой нехватки краткосрочной ликвидности, что испытывают все промышленные предприятия во время кризисов.
Значение факторинга для российской экономики заключается в том, что его распространение помогает созданию четкой системы взаиморасчетов между промышленными предприятиями, что поможет предотвратить возникновение неплатежей в стране и сократить объем дебиторско-кредиторской задолженности.
Подобные работы
- Повышение эффективности производства нефтесервисного предприятия (Региональная экономика и управление, Самарский национальный исследовательский университет)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕКСТИЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «КРАМЗ-ТЕЛЕКОМ»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ФИНАНСОВАЯ ДИАГНОСТИКА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Повышение эффективности логистической системы предприятия (на примере ООО «Трейд-Сервис»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЕЛАЗ-ТРАНС»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Разработка мероприятий по эффективному использованию потенциала предприятия
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - РЕЗЕРВЫ УСКОРЕНИЯ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ
ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
(НА ПРИМЕРЕ ЗАО НПП «ТЕХНОЛОГИЯ»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017



