Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коммуникативная компетентность личности подростка

Работа №137096

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2023
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты изучения коммуникативной компетентности подростков 7
1.1 Теоретические аспекты коммуникативной компетентности:
понятие, содержание 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового
возраста 15
1.3 Особенности коммуникативной компетентности
подростков 22
Глава 2 Эмпирическое исследование коммуникативной компетентности подростков 27
2.1 Организация и методики исследования 27
2.2 Анализ и интерпретация результатов
исследования 32
2.3 Программа формирования коммуникативной компетентности
подростков 41
2.4 Рекомендации по развитию коммуникативной компетенции
подростков 46
Заключение 51
Список используемой литературы 53


Актуальность исследования обусловлена тем, что современное человеческое общество невозможно без общения. Общение в данном случае представляет собой условие личностного и полноценного развития в рамках реализации определенных функций и процессов личности человека. Общественное организационное поведение ориентировано на формирование определенных новых связей и отношений между людьми.
Актуальность разработки вопроса о ценностях в социологии очевидна, поскольку на основе сложившихся в обществе систем ценностей, ориентаций и установок социологи могут делать суждения о состоянии конкретного общества, сложившегося исторически, о его потенциале и перспективах развития. Ценности, ценностные ориентации и их системы определяют положение и характеристики общества в целом и отдельных людей.
Общение представляет собой одно из наиболее важных условий и характеристик личностного коммуникативного развития. Именно формирование коммуникативной компетентности ориентировано на определение эффективного общения. Компетентность в рамках процесса формирования представляет собой актуальность в рамках внедрения грамотных подходов для системы формирования и развития практики образования. Коммуникативная компетентность представляет собой процесс овладения определенными средствами взаимодействия, направленные на оптимизацию процессов общения.
Коммуникативная компетентность представляет собой определенные и комплексные и многокомпонентные образования, направленные на развитие определенного подросткового возраста. В подростковом возрасте происходит формирование особенностей оценки личности и образования на основе определенной инициативности и активности. Коммуникативная компетентность подростков представляет собой важную направленность в рамках личностного развития подростков.
Основным противоречием в рамках данной тематики является необходимость формирования и развития коммуникативных навыков подростков и недостаточной разработанностью методов и форм работы в данном русле. Основной проблемой исследования является определение форм и методов развития коммуникативной компетентности подростков.
Исследованиями в области изучения коммуникативной компетентности подростков занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как И.С. Арон, А.С. Белкин, С.Л. Богомаз, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, С.И. Галяутдинов, А.В. Гришина, Т.В. Захарова, Т.В. Казакова и так далее.
Данные исследователи в своих трудах выделяли определенные особенности развития коммуникации и коммуникативной компетентности, в частности у подростков. Данные особенности оказывают определенные специфические аспекты влияния на процессы общения и активности подростков.
Нами был сформулирован понятийный аппарат.
Объект исследования: коммуникативная компетентность личности.
Предмет исследования: коммуникативная компетентность личности подростка.
Цель исследования: теоретически изучить и эмпирически выделить особенности коммуникативной компетентности подростков.
Задачи исследования:
- определить особенности поведения «коммуникация» и «коммуникативная компетентность»;
- дать психологическую характеристику подросткового возраста;
- оценить особенности коммуникативной компетентности подростков;
- провести исследование по выбранной тематике;
- разработать программу развития коммуникативной компетенции подростков.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативной компетентности подростков предполагает освоение навыков самоконтроля в общении, а также развитие навыков коммуникации через специально организованные тренинги общения для подростков.
Методы исследования: анализ литературных источников, сравнение, обобщение, опрос, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении и выявлении основополагающих характеристик понятия «компетентность» и «коммуникативная компетентность» в рамках формирования системы общения в подростковом возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования данные могут использоваться в рамках построения практических данных и методических рекомендаций, направленных на оценку системы коммуникативной компетентности подростков.
Научная новизна исследования заключается в том, что на данный момент крайне мало исследований, которые посвящены основным направлениями в рамках изучения коммуникативной компетентности подростков.
Структура исследования: данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Компетентность представляет собой круг вопросов, явлений, в которых человек обладает властью, знаниями, опытом. Коммуникативная компетентность представляет собой обобщающее коммуникативное свойство человека, которое включает коммуникативные способности, знания, навыки и способности, чувственный и социальный опыт в области делового общения.
Подростковый возраст представляет собой важный период развития личности подростка и ориентирован на формирование системы общения и коммуникации между субъектами взаимодействия. Данный период оптимальный для коммуникативного развития.
Коммуникативное развитие представляет собой важное направление в рамках развития личности подростка. Для подросткового возраста характерными являются такие особенности как формирование субъектности общения и коммуникации, а также определение особенностей тревожности и агрессивности в процессе общения.
С целью формирования представления о системе развития коммуникативных навыков у подростков, нами было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого были получены следующие результаты исследования.
У опрошенных респондентов возникают проблемы в общении, особенно со взрослыми - родителями и учителями. Неправильное построение межличностных отношений между детьми и родителями, непонимание и разочарование сильно беспокоят испытуемых. Почти все испытуемые столкнулись хоть раз с проблемой непонимания их взрослыми людьми в процессе общения. Это связано с различными причинами: возрастными, социальными, ценностными;
У большинства испытуемых отмечается средний уровень коммуникативного контроля, почти половина от общего числа (44%). Это говорит о том, что испытуемые с таким уровнем характеризуются прямотой в общении, но достаточной сдержанностью в эмоциональном выражении, а также склонностью соотносить свои реакции с поведением окружающих. Некоторые из этих испытуемых не испытывали трудностей при взаимодействии.
С целью формирования представления о способах и формах развития коммуникативной компетенции, нами была разработана программа развития данных навыков. В соответствии с социальным заказом и образовательной политикой, школы должны развивать качества толерантности, самореализации и самоопределения, выпуская конкурентоспособных учеников с современными навыками, адаптированных к меняющимся условиям жизни и способных принимать решения.
Многие психологи отмечают, что в подростковом возрасте развитие возрастных интеллектуальных достижений и рефлексов, вербальное выражение страха, формирование интерпретаций проблемного общения и связанного с ним поведения, а также укрепление психологических защит способствуют возникновению глубоко укоренившейся логофобической реакции на сам акт общения. Нами были разработаны основные рекомендации для родителей и педагогов для развития коммуникативной компетенции подростков.
Результаты исследования могут быть полезны специалистам и исследователям в рамках формирования коммуникативной компетентности подростков.



1. Арон И.С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития. Конфликтология. 2013. Т. 2. С. 168-175.
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики М. : Академия,
2015. 258 с.
3. Богомаз С.Л. Коммуникативная компетентность учащихся младшего подросткового возраста как условие развития личности. Право. Экономика. Психология. 2018. № 3 (11). С. 73-79.
4. Бодалев А.А. Психология общения: избранные психологические труды. М. : Академия, 2014. 289 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. : Педагогика, 2016. 356 с.
6. Буслаева Е.Н. Особенности развития личности современных подростков. Европейские исследования. 2015. № 10. С. 107-112.
7. Васильева Е.В. Компьютерная зависимость подростка как социально-педагогическая проблема. Гаудеамус. 2016. № 2. С. 32-39.
8. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Академия, 2018. 289 с.
9. Возрастная и педагогическая психология; под ред. М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик. М. : Академия, 2014. 278 с.
10. Галяутдинов С.И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными. Вестник Башкирского ун-та. 2013. № 1. С. 232-235.
11. Гришина А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. Нижний Новгород: НГПУ, 2011. 19 с.
12. Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13. М. : МГПУ, 2003. 20 с.
13. Ениколопов С.Н. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри. Психологический журнал. 2007. № 1. С. 115-124.
14. Захарова Т.В. Исследование развития коммуникативной
компетентности в младшем подростковом возрасте в условиях реализации ФГОС НОО. Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 6-1.
С.51-59.
15. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы СПб. : Питер, 2011. 352 с.
...
54 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ