Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности производства по делам в отношении несовершеннолетних

Работа №137083

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы46
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Правовые основы производства по делам в отношении несовершеннолетних 7
1.1 Процессуальное положение несовершеннолетнего в качестве
обвиняемого и подозреваемого 7
1.2 Статус участников по делам в отношении несовершеннолетних 11
Глава 2 Производство отдельных процессуальных и следственных действий в
отношении несовершеннолетних 18
2.1 Особенности производства следственных действий в отношении
несовершеннолетних - подозреваемых и обвиняемых 18
2.2 Меры пресечения, применяемые в отношении несовершеннолетних
подозреваемых и обвиняемых 30
Глава 3 Особенности судебного разбирательства по делам в отношении несовершеннолетних 34
Заключение 40
Список используемой литературы и используемых источников 42

Актуальность исследования. В настоящее время в российском законодательстве остро стоит вопрос обеспечения законных интересов и прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации 2017-2027 гг. объявлены десятилетием детства [33].
Это обусловлено необходимостью перехода к лояльному и дружественному к интересам ребенка, правосудию. Несовершеннолетние граждане та часть общества, которая является одной из самых уязвимых мест в системе, в связи с этим возникает необходимость защиты прав и интересов этой категории граждан. Более того, в силу особенностей психического развития эта часть общества самая гибкая и способная к изменениям. Поэтому от того насколько тщательно будут соблюдать права и защиты несовершеннолетних, насколько справедливо в отношении них будет проводиться процессуальные действия, насколько справедливым и адекватным будет вынесенное решение по делу, будет зависеть то, какое отношение к системе государства сложится у них в целом, как будет развито их правосознание и смогут ли они стать достойными гражданами общества.
На данный момент существуют разветвленная система гарантий, однако, несмотря на это не все из этих гарантий могут быть результативно использованы в уголовном производстве в отношении несовершеннолетних.
Из числа, совершенных преступлений, важно и большее значение имеет преступления, которые совершили несовершеннолетние лица, именно такие преступления являются проблемой для социума и страны в целом. Подростками из года в год совершается все больше преступлений. Такая тенденция говорит о том, что посредством несовершеннолетних расширяется круг лиц для совершения противоправных деяний. Одни из причин нарастающей подростковой преступности являются трудное положение в семьях, социальная незащищенность несовершеннолетних в обществе, отсутствие должного воспитания и т.п. Данные вышесказанные факторы становятся задачами и цели по обеспечению прав и свобод несовершеннолетних граждан страны.
Уголовное производство в отношении несовершеннолетних имеет особое положение и специфику доказывания. Первостепенно, нужно сказать о том, что уголовное производства по делам несовершеннолетних является частью уголовного процесса, так как основывается на общих правилах и предписаниях, но с другой стороны - такое производство имеет особую специфику и выделяется в отдельное производство.
Уголовное законодательство РФ выделяет несовершеннолетних в качестве отдельной категории лиц. Такое значения закреплено в ч. 4 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации глава 50, регламентирующее определенный процессуальный порядок и правила обращения с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми на всех стадиях уголовного производства в отношении подростков.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с процессуальной деятельностью по делам в отношении несовершеннолетних граждан.
Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты производства в отношении подростков, а так же их особенности и специфика доказывания.
Целью бакалаврского исследования является изучение, анализ и описание особенностей производства по делам в отношении несовершеннолетних.
Исходя из целей работы, сформированы следующие задачи:
- определить процессуальные положения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых;
- раскрыть статусы участников уголовного производства;
- проанализировать специфику отдельных процессуальных следственных действий в отношении подростков;
- изучить меры пресечения, которые применяются в уголовном производстве;
- выделить особенности судебного разбирательства в отношении несовершеннолетних граждан.
Теоретической основой послужили научные публикации и учебные труды в области криминологии, социальной психологии и педагогики, уголовного права, уголовно-процессуального права. В частности, при подготовке работы использовались труды: С.А. Шейфера, А.Р. Белкина, М.С. Демкиной, М.М. Куликовой, А.А. Крайновой, В.А. Хлынова, А.Б. Судницына, А.Б. Воронова, М.А. Коноваловой, Л.И. Полтавцевой, З.М. Гаджиевой, И.С. Лапаева, М.А. Масловой, З.И. Корякиной и др.
Нормативной базой исследования стали: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, нормы других отраслей права, которые регламентируют права и свободы, законные интересы несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства.
Методологическую основу данного исследования составили современные методы познания и получения научного результата. В процессе исследования применялись общенаучные, частные и специальные методы познания: исторический, сравнительно-правовой и системный. В рамках данного исследования были также использованы диалектические и логические приемы: анализ, синтез и обобщение.
Структура бакалаврской работы включает в себя: ведение, три главы, объединяющие четыре параграфа заключение и список используемой литературы и используемых источников. В первой главе рассматриваются правовые основы производства по делам в отношении несовершеннолетних. Во второй главе - производство следственных действий в отношении несовершеннолетних. В третьей главе - особенности судебного разбирательства. В заключении подведены итоги исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По окончанию нашего бакалаврского исследования, мы можем сделать ряд выводов и предложений по особенностям уголовного производства в отношении несовершеннолетних:
Во-первых, в наше время российское законодательство по делам в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых является сложной и специфичной структурой. В целом, производство основывается на общих правилах и принципах уголовного процесса, однако, если посмотреть с другой стороны - обладает особенностями расследования и судебного разбирательства, которые базируются на общих правилах этики, морали, правил, международных нормативно-правовых актах. Особая категория лиц такие как, несовершеннолетние выделяются в отдельную главу УПК, наделяя их дополнительными гарантиями, свободами в силу их неполного дееспособного процессуального статуса.
Во-вторых, существует сложность в расследованиях, потому что , во многом, подростки и дети склонны к надумыванию, преувеличению, что ведет к искажения фактов - как следствие - затруднение в расследовании. Именно поэтому нужно выделять особое внимание к подготовке проведения следственных действий.
В-третьих, в контексте участия в уголовном процессе несовершеннолетнего одна из основных проблем заключается в неясности процессуального статуса педагога и психолога, участвующего в следственных действиях. В настоящее время в уголовно процессуальном кодексе нет статьи, которая регламентирует участие педагога и психолога в уголовном процессе, фактически нет статьи посвящённой именно этим участникам уголовно судопроизводства. Также важно отметить, что понятная и конкретная регламентация участия педагога и психолога в следственных действия в УПК также не предусмотрена. В теории и на практике это приводит к отождествлению педагога (психолога).
В-четвертых, УПК не регламентирует, какого именно педагога можно приглашать для беседы с несовершеннолетними. Получается, что преподаватель института допускается к разговору с несовершеннолетними, однако, такой преподаватель не имеет опыта общения с подростками, значит, не владеет знаниями понимания поведения подростка с точки зрения педагогического работника, к примеру, который работает в школе, непосредственно- с детьми малолетнего возраста и детьми с 12-17 лет.
В-пятых, так же, как и педагога, не регулируется статус психолога. Сама по себе психология имеет очень много разветвлений, поэтому в ситуация, где требуется работа с несовершеннолетними нужен конкретный психолог для учета особенностей психики несовершеннолетнего. Такой психолог имеет определенный набор навыков и знаний, который помогает выстроить более эффективную коммуникацию с несовершеннолетним, а также нивелировать психотравмирующие ситуации. Сознание малолетних и детей подростков в этом возрасте характеризуется не устойчивой психикой, также в этом возрасте они имеют повышенную внушаемость, возбудимость.
В-пятых, учитывая неполную процессуальную дееспособность несовершеннолетнего, целесообразно пересмотреть перечень лиц, правомочных представлять интересы несовершеннолетнего, к примеру предоставить право в выборе или же дополнить статью «иные близкие родственники, которые занимаются воспитание несовершеннолетнего».
На наш взгляд, повышение преступности среди несовершеннолетних является все же недостатком воспитания в семье, а не тяга к противоправным деяниям. Трудная обстановка в семьях сказывается на детях, которые в этом не виноваты, в связи с чем - логичнее помогать преодолевать детям суровые реалии жизни. Мы считаем, что именно на это должно быть направлено уголовное производство Российской Федерации.


1. Арсеньев В.Д. Использование специальных знаний при установлении фактических обстоятельств уголовного дела / В.Д. Арсеньев, В.Г. Заблоцкий. - Красноярск : Красноярский государственный университет, 1986. 152 с.
2. Багаутдинов Ф. Ювенальная юстиция начинается с предварительного следствия // Российская юстиция. М. : Юрид. лит., 2002, № 9. С. 43-45.
3. Демкина М.С. Некоторые проблемы участия педагога (психолога) при производстве следственных действий // Академия права и экономики. 2018. № 1. С. 31-36.
4. Донченко Е.С. Особенности правового статуса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого в ходе предварительного следствия // Правовой статус несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве Российской Федерации: Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Красноярск, 10 декабря 2021 года. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2022. С. 20-23.
5. ЗонаЗакона.Яи // URL:
https://www.zonazakona.ru/law/comments/art/22120/ (дата обращения: 17.04.2023 г.).
6. Каравай К. Проблемы допроса несовершеннолетних // Роль права в формировании гражданского общества в Российской Федерации. 2013. С. 87-91.
7. Комаров В.К. Психологические и тактические особенности расследования преступлений несовершеннолетних : диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.00 / В.К. Комаров. - Свердловск, 1972. 286 с.
8. Коновалова М.А. Некоторые актуальные вопросы избрания и применения меры пресечения в виде присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым // Социально-политические науки. 2018. № 3. С. 168-172.
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Текст Конституции,
включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г.
10. Крайнова А.А. Особенности допроса несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2019. № 4(24). С. 38-40.
11. Кривошеев Д.А. Проблемы обеспечения достоверности показаний несовершеннолетних свидетелей, потерпевших // Политика, государство и право. 2016. № 5(53). С. 7-9.
12. Крылова И.А. Особенности судебного разбирательства уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Юридический факт. 2018. № 30. С. 3-6.
13. Кузьмина О.Л. Процессуальная форма судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. Калининград, 2005. 228 с.
14. Куликова М.М. Участие родителей несовершеннолетних в качестве законных представителей в уголовном процессе // Судья. 2015. № 7(55). С. 47-51.
15. Лапаев И.С. Правовые основы допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых / И.С. Лапаев, М.А. Маслова // Наука. Общество. Государство. 2020. Т. 8, № 4(32). С. 92-98.
...
Всего источников 37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ