Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Оренбургский аграрный колледж.
Выборка: 52 студента 2-3-х курсов технических специальностей.
Есть приложения.
Текст работы имеет одинарный межстрочный интервал.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения стрессоустойчивости студентов….5
1.1. Понятия «стресса» и «стрессоустойчивости» личности в зарубежных и отечественных психологических исследованиях………………………5
1.2. Проблема изучения стресса и стрессоустойчивости в студенческом возрасте…9
Глава 2. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости студентов технических специальностей……………………………………………………...12
2.1. Диагностика уровней сформированности стрессоустойчивости у студентов технических специальностей……12
2.2 Анализ и интерпритация результатов методик Копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкман и “Оценка нервно-психического напряжения» Т. А. Немчина…….12
Заключение…………………………………………………………………...21
Список использованной литературы и источников………………………..23
Приложения………………………………………………………………25
Актуальность темы исследования. В настоящее время проблема возникновения стрессовых ситуаций, возникающих в жизни студентов, становится все более актуальной, в результате чего этот вопрос находится в центре внимания ученых, социальных педагогов, психологов, медицинских работников. Возникновение стрессовых ситуаций не только негативно сказывается на успешности студентов в учебе, на отношениях с окружающими, но и регулярное повторение стресса может негативно сказаться на здоровье студентов.
В нашем исследовании акцентировано внимание на изучении возникновения стрессов в студенческом возрасте как фактора возрастного кризиса. Большую роль в детерминации стресса играют личностные характеристики субъектов данного поведения (наряду с генетическими, социально-средовыми, ситуационными, когнитивными) правила. Острая проблема недостаточной профилактики и коррекции стрессов у студентов обусловили актуальность нашей работы.
Объект исследования: студенты технических специальностей 2-3 курса
Предмет исследования: уровень стрессоустойчивости.
Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации средств формирования стрессоустойчивости у студентов технических специальностей в период экзаменационной сессии.
В ходе исследования, опираясь на цель и предмет, была сформулирована гипотеза: уровень стрессоустойчивости студентов технических специальностей выше, чем у студентов других специальностей. При этом студенты технических специальностей предрасположены к планирование решений: так как это является одним из важных качеств в их будущей профессии.
Задачи исследования:
- определить понятия «стресса» и «стрессоустойчивости» личности в зарубежных и отечественных психологических исследованиях;
- выявить проблему изучения стресса и стрессоустойчивости в студенческом возрасте;
- провести эмпирическое исследование стрессоустойчивости студентов технических специальностей;
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, тестирование: Копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкмана, адаптированный Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой; методика для определения вероятности развития стресса (Т. А. Немчин).
Научная и теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «стресс» применительно к студентам технических специальностей; раскрытии особенностей стрессоустойчивости у студентов в период экзаменационной сессии.
Теоретико-методологические основы исследования - труды таких авторов, как Бодров В.А., Божович Л.И., Болонов Г.П., Василюк Ф.Е., Вострокнутов Н. В., Пережогин Л. О., Вульфов Б.З., Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю., Селезнева Е.В., Габдреева Г.Ш., Дозорцева Е.Г., Дьяченко М.И., Пономаренко В.А., Елисеев О.П. и другие.
База исследования: 52 студента 2-3-х курсов технических специальностей Оренбургского аграрного колледжа имени дважды Героя Социалистического Труда В.М. Чердинцева по двум профилям: Автоматизация машиностроения и Право и социального обеспечения.
Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение обучаемых.
Стресс у студентов возникает, в основном, из-за большого количества новой информации, конфликта с преподавателем, трудностей, связанных с неуспеваемостью, а также нехваткой времени в период сессии. Это оказывает влияние на психологическое и физическое состояние молодого человека. В период обучения в вузе возникает потребность в сохранении психического здоровья студентов. Поэтому проблема экзаменационного стресса у студентов нуждается в изучении.
Для того чтобы определить уровень стрессоустойчивости у студентов в период экзаменационной сессии нами было проведено диагностическое обследование с участием 52 студента 2-3-х курсов технических специальностей ОАК имени дважды Героя Социалистического Труда В.М. Чердинцева по двум профилям: Автоматизация машиностроения и Право и социального обеспечения.
Испытуемые были разделены на две группы: экспериментальная группа (студенты обучающиеся по специализации автоматизация машиностроения) - 27 человек (юноши), контрольная группа (студенты обучающиеся по специализации земельно-имущественные отношения) - 25 человек (18 девушек и 7 юношей).
Для выявления данного уровня у студентов технических специальностей в период экзаменационной сессии использовались следующие критерии:
- уровень напряжения конфронтационного копинга;
- уровень дистанцирования, самоконтроля;
- уровень поиска социальной поддержки;
- уровень принятия ответственности;
- уровень проявления стремления и поведенческих усилий, направленных к бегству или избеганию проблемы;
- аналитический подход к проблеме;
- уровень тревожности (волнения).
В ходе диагностики были реализованы следующие методики:
- Копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкман, адаптированный Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой;
- Методика для определения вероятности развития стресса (Т. А. Немчин).
Таким образом, подводя итог нашего исследования, целью которого было выявить уровень стрессоустойчивости у студентов технических специальностей. Нами была выдвинута гипотеза о том, что у студентов технических специальностей уровень стрессоустойчивости выше чем у студентов других специальностей. А также студенты технических специальностей предрасположены к планирование решений: так как это является одним из важных качеств в их будущей профессии. Что также было доказано при помощи методики Копинг-тест Р. Лазарусом, С. Фолкман.
В последствии при помощи методики «Оценка нервно-психического напряжения» Т. А. Немчина наша гипотеза была доказана полностью, так как уровень стрессоустойчивости у студентов технических специальностей на высоком уровне и в процентном соотношении выше, чем у остальных студентов, обучающихся на других специальностях.
Испытуемые проходили опрос по способом снятия стресса, где им было предложено разные варианты. Такие как алкоголь, сигареты, наркотики, телевизор, сериалы, вкусная еда, общение с друзьями, поддержка или совет от родителей, сон, прогулки на свежем воздухе, физическая активность, секс хобби. Из всего перечисленного списка в наибольшем количестве студенты выбирали сон, прогулки на свежем воздухе, вкусная еда, общение с друзьями. Это означает, что у студенты используют достаточно правильные и здоровые способы снятие стресса, стараясь как можно меньше прибегать к алкоголю и наркотикам.
1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л.М. Аболин. - Казань: изд-во Казанского университета, 1987. – 262 с.
2. Анциферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анциферова // Психологический журнал, 2021. - №1. - С. 3 – 18.
3. Бильданова, В. Р. Психология стресса и методы его профилактики [Текст]: учебно-методическое пособие / В. Р. Бильданова, Г. К. Бисерова, Г. Р. Шагивалеева. - Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2019. - 142 с.
4. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса [Текст] / В.А. Бодров // Психологический журнал. Часть 1: «Coping-stress» и теоретические подходы к его изучению, 2018. – Т. 27. - № 1. – С. 122-133. 71
5. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2019. – 528 с.
6. Бодров, В.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора [Текст] // Психологический журнал, 2007. – № 4. - С. 25 - 28.
7. Брайт, Д. Стресс: теории, исследования, мифы [Текст] / Д. Брайт, Ф. Джонс. – СПб.: ПИТЕР, 2022. – 332 с.
8. Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости [Текст] / Б.Х. Варданян. – М.: Наука, 2018. – 380 с.
9. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2019. - 336 с.
10. Гринберг, Дж. Управление стрессом [Текст] / Дж. Гринберг. – М.: ПЕРСЕ, 2022. - 480 с.
11. Дунай, В.И. Особенности проявления стресса у студентов с учетом условий их проживания [Текст] / В.И. Дунай // Военная медицина: научно-практический рецензируемый журнал. - Белорусский государственный медицинский университет: Изд-во «Белорусский Дом печати», 2018. - № 2. - С. 44–47.
12. Емельянов, Ю.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга [Текст]: учеб. пособие / Ю.Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. – 103 с.
13. Зиновьева, Н.О. Эффективность использования социально-психологического тренинга в учебном процессе [Текст] / Н.О. Зиновьева // Труды экономического и социально-гуманитарного факультета РГГМУ: сборник статей. - СПб.: Российский государственный гидрометеорологический университет, 2018. - С. 113-117.
14. Зыбина, Л.Н. Социально-психологический тренинг как средство активного обучения [Текст] / Л.Н. Зыбина // Развитие человека в современном мире: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 частях. - Новосибирск: НГПУ, 2019. – Ч. 2. - С. 270-276.
15. Иопенко, А.В. Социально-психологический тренинг как метод развития общения [Текст] / А.В. Иопенко // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях: сборник материалов XVI всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, 2018. - С. 167-170.
16. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен [Текст] // Молодой ученый, 2021. - №9. - С. 243-246.
17. Киселева, Е. В. Акутина, С. П. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия [Текст] / Е.В. Киселева, С.П. Акутина // Молодой ученый, 2019. - №6. - С. 417-419.
18. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса [Текст] / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Академический Проект, 2019. – 943 с.
19. Крюкова, Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросника, диагностики совладающего (копинг) поведения [Текст] / Т.Л. Крюкова // Психология и практика: сб. научн. трудов; отв. ред. В.А. Соловьева. - Вып. 1. - Кострома: Изд-во КГУим. Н.А. Некрасова, 2021. - С. 70-82.
20. Крюкова, Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) [Текст] / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк // Журнал практического психолога. - М.: 2021. - № 3. - С. 93-112.
21. Лазарус, Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу [Текст] / Р.С. Лазарус // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. - Женева, 1989. - С. 121–126.
22. Петровская, Л.А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга [Текст] / Л.А. Петровская. – М.: Издательство Московского университета, 1982. — 168 с.
23. Усатов, И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса [Электронный ресурс] / И.А. Усатов // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2019. – Т. 2. – С. 21–25.